Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Правописание не с глаголами
[ Скачать с сервера (53.5 Kb) ] 2016-02-03, 2:03 PM
Школа-гимназия № 17
Г.Астана
Дмитриева В.Н.

Урок русского языка
с использованием методики комплексного интеллектуального развития

Тема: Правописание не с глаголами
Цель: Расширение и углубление знаний о правописании не с глаголами;
Развивать умение
Воспитывать интерес к русскому языку
Ожидаемый результат: развитие умения употреблять и правильно писать частицу не с глаголами; Развивать логическое мышление

Ход урока (презентация)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
(не)г-воришь, (не)б-леешь,(не)скр-пишь, (не)б-гаешь, (не)навидишь.
Что общего у этих слов? Как будем писать частицу не? Какое слово «лишнее»?

Какое из этих слов употребляется без частицы не? Какое слово без частицы не мы произносить не будем?
В слове ненавидишь не пишется слитно.

Запись слов в тетрадь.

2. Формулирование темы и цели урока
Сформулируйте тему урока, опираясь на общий орфографический признак.
Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. Используйте опорные слова на доске.
Расширить и углубить…
Развивать умение употреблять и ….

3. Чистописание
Сегодня мы составим цепочки из букв, которые являются окончаниями данных глаголов. Назовите окончания глаголов.
Записываем в тетрадь: ешь ишь

4. Актуализация знаний учащихся
Что такое глагол? Как изменяются глаголы? Чем обычно бывает в предложении? Что узнали на прошлом уроке о глаголе? Какой смысл имеют глаголы : положительный или отрицательный?

5. Словарно-орфографическая работа
На доске записаны пословицы и поговорки
Учись доброму, так худое на ум (не) пойдет. Лодырю всегда (не)здоровится.
Прочитайте . Найдите глаголы, которые употребляются без частицы не. Какой глагол не употребляется без частицы не.
Записываем в тетрадь глаголы, которые не употребляются без частицы не.
Лексическое значение слов с использованием толкового словаря.

6. Физкультмимутка
Я буду называть глаголы с не и без не. Если вы услышите глаголы с не, приседаете два раза, если услышите глагол без не, приседаете один раз. Сосчитайте, сколько глаголов с не будет названо.
Не писал, решал, помогать, не сажать, играть, не слышать, уважать, проверять, не вырастет, нездоровится, учиться, не закрывал.

7. Закрепление изученного материала
Упражнение 1.
Прочитайте написанные на доске словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (Через 2 минуты глаголы с не стираются). Ориентируясь на существительные, напишите словосочетание полностью. Подчеркните орфограммы.
(Не) встретил гостя (Не) договорил слово
(Не) удалил п-тно (Не)привязал лоша—
(Не)сохранил гру- (Не)загадал желание
(Не)узнает мес-ность (Не) укрепил лес-ницу
Глагол укрепил разобрать как часть речи.
Глагол сохранил разобрать по составу.

Упражнение 2.
Напишите предложения, ориентируясь на схемы. Вставьте нужные буквы. Раскройте скобки. Разобрать 1 предложение по членам предложения и частям речи.
Дру(ж,ш)ба крепкая (не)сл(о,а)мается.
(Не)шелохнется (на)б(и,е)р(и,е)гу цапля.
Дру(к,г)( )в б(и,е)де (не)бросит.
(Не)колышется в(о,а)да (в)оз(и,е)ре.

Схемы:

Упражнение 3.
Прочитайте. Распределите слова на три группы по двум орфограммам. Составленные группы слов запишите.
(Не)подъехал, (не)следил, (не)смущал, (не)чаёвничал, (не)съел, (не)сорил, (не)смотрел, (не)сгущал, (не)щадил, (не)объест, (не)скользит, (не)робел, (не)стучал, (не)выручал.

8. Итог урока.
Что нужно помнить о написании глаголов с частицей не?
Что нового узнали на уроке? Как вы сможете применить эти знания в дальнейшем обучении?
Оцените свою работу.
Домашнее задание.

Это глаголы в форме настоящего времени, в единственном числе. Отвечают на вопрос что делаешь?
На конце всех слов пишется мягкий знак. В словах есть безударная гласная, проверяемая ударением. Есть частица не. Она пишется с глаголом отдельно. Без частицы не говорим слова: белеешь, говоришь, скрипишь, бегаешь. Слово ненавидишь без частицы не не употребляется.
В слове ненавидишь не пишем слитно.

Тема нашего урока: Правописание не с глаголами

Цель нашего урока: Расширить и углубить знания о правописании не с глаголами;
Развивать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами;

Окончания глаголов – ешь, -ишь.

Здесь идет чередование буквы и и е

На прошлом уроке узнали, что частица не с глаголом пишется отдельно. Глаголы имеют отрицательный смысл, так как действия, которые обозначают глаголы с частицей не, не осуществляются, не происходят. Частица не придает глаголу отрицательный смысл.

Не пойдет.
Нездоровится

Нездоровится, ненавидишь, недоумевать, негодовать.
Работа в группах со словарем.

Выполнение упражнений по заданию

Запись словосочетаний в тетрадь. Подчеркиваем орфограммы. При проверке объясняем
Взаимопроверка.
Укрепил – гл., укрепить, прошедшее время, единственное число, мужской род.
Сохранил. Окончание нулевое, основа слова сохранил, корень хран, приставка со, суффикс и, суффикс л.

Не шелохнется на берегу цапля.
Друг в беде не бросит.
Дружба крепкая не сломается.
Не шелохнется вода в озере.

В первой группе слов будут слова с частицей не и безударной гласной в корне, которую можно проверить. Во второй группе слова с частицей не и сочетаниями ча, ща. В третьей группе слова с частицей не и разделительным твердым знаком.
не следил не смущал
не сорил не чаевничал
не смотрел не сгущал
не скользит не щадил
не робел не стучал
не выручал
не подъехал
не съел
не объест

Работа в парах.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: valyadmitrieva2017
Просмотров: 695 | Загрузок: 13 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru