Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

открытый урок литературы в 6 классе "Сходство и различие библейских и коранических сюжетов
2016-02-19, 5:28 PM
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Средняя школа №3 имени Д.Кунаева»города Риддера ВКО

Конспект открытого урока литературы
«Сходство и различие библейских и коранических сюжетов»
(6 класс)

Разработала
учитель русского языка
и литературы
первой категории
Моталёва Т.П

г.Риддер

Урок литературы в 6 «А» классе
Тема:«Сходство и различие библейских и коранических сюжетов»

Цели :
Образовательные :
Учащиеся :
• Знать как называется главная Священная Книга мусульман, время её создания.
• Знать содержание коранических притч о сотворении мира и человека, о брате, убившем брата, о праведном Нухе.
• Уметь сравнивать содержание односюжетных библейских и коранических притч
• Уметь письменно ответить на вопрос, чему учат обе религии
Развивающие:
• Развивать мыслительную деятельность, коммуникативные навыки
• Уметь сопоставлять, сравнивать, делать выводы
• Уметь работать в группе
Воспитательные:
• Воспитание бережного отношения к Священным Книгам, терпимости, умения принимать другую точку зрения

Оборудование урока: рабочие тетради, раздаточный материал , стикеры, маркеры.

Ход урока
1. Организацонный ( приветствие, деление на группы)
2. Объявление и запись в тетради темы урока.
3. Вступительное слово учителя.
- Тема звучит достаточно сложно и серьезно, но мы должны в ней обязательно разобраться, решив целый ряд учебных задач. И каждая задача будет выполнена успешно, если знать, к какому результату ты стремишься. Обратите внимание, ребята, у вас на партах лежат листочки. Назовем их листками вашей успешности на уроке . Прочитайте их внимательно.
( Приложение 1)
Как вы думаете, что это? ( задачи, которые нужно решить в течение урока)
-Верно, молодцы!
4. Актуализация знаний учащихся
Беседа:
-Ребята, совсем недавно в своих семьях вы отмечали очень добрый праздник ( примечание: урок проводится спустя несколько дней после празднования Пасхи). Бабушки пекли булочки, красили яйца. Все ходили друг к другу в гости, в каждом дом - богатое угощение.
- Какой это праздник? ( праздник Пасхи)
- Верно. Он ещё называется Светлое Христово Воскресение.
- Кто отмечает этот праздник? ( христиане)
- Что такое христианство? ( Это религия, которую исповедует значительная часть населения нашей страны, Европы, Америки.)
- Как называется главная Священная книга христиан? ( Библия)
-Верно

5. Формирование новых знаний и способов действия.
1) Создание проблемной ситуации
Учитель: Знакомство с Библией у нас уже состоялось на уроках изучения библейской мифологии и литературы. Поэтому сейчас вам не составит труда заполнить предложенную вам таблицу. ( Приложение 2) Используйте стратегию ЗХУ. Если вы знаете ответ на вопрос, рядом с ответом ставим +, если не знаете, естественно, - , если хотите узнать, то ? (знак вопроса). Работаем в группе. Повторите правила работы в группе. Заполнив таблицу, ответы перенесите на стикеры , с целью заполнения общей таблицы на доске. (Приложение 2) Время выполнения- 4 минуты.

Проверка : по одному ответу из каждой группы, озвучивание, дополнения, исправления, если есть

Учитель:
Итак, в таблице даны ответы на вопросы только по христианству, и знаете вы только название Священной книги мусульман –Коран. То есть у вас нет нужных знаний, нужной информации . Пробел этот можно восполнить, изучив данный вам текст( Приложение 3). Ваша задача внимательно его прочитать каждому, выделить маркером ответы , обсудить в группе и итоговый ответ занести в таблицу, продолжая ее заполнять.

(Проверка у доски, 1 представитель от группы, обсуждение, дополнения)

Учитель : Действительно, суры читаются мусульманами 5 раз вдень, имеют определенные интонации и ритм. Послушайте первую суру Фатиха, Это главная сура, как например молитва у христиан «Отче наш..»

( Звучит аудиозапись, прослушивание суры.)

Учитель:
Коран читается на арабском языке, но cуществуют переводы на русский язык
Повествовательные отрывки, сказания, рассказы занимают большое место в коранических текстах. Читая Коран, а именно коранические сказания, нельзя не увидеть обилие хорошо знакомых ветхозаветных и новозаветных персонажей. Познакомимся с некоторыми притчами Корана.

Б) Выполнение проблемного задания.

Учитель: У каждой группы есть карточка – задание с текстом. (Приложение4)
Внимательно читаете текст коранической легенды и проводите сравнительный анализ с соответствующей библейской притчей, находите общее и различное.
Результат сравнения должен быть представлен наглядно в виде схемы, таблицы , постера, в зависимости от ваших творческих возможностей.
( Тексты библейских притч ранее изучены , есть в учебнике «Русская словесность. 6 класс». Работа с учебником и карточкой)

Работа в группах, заполнение постера : общее -различное. Взаимопроверка и взаимооценивание по стратегии «Плюс , минус , интересно» каждая группа своим маркером делает пометки. Стратегия «Карусель», перемещаются от работы к работе и дают ей оценку.

Вывод обсуждается посредством диалога в группе и озвучивается по просьбе учителя фронтально
Общий вывод: Все рассмотренные легенды имеют похожие сюжеты, различия незначительные, очень много общего.

Учитель: Это не удивительно. Коран родился в том же мире, что и Ветхий и Новый заветы, он тесно связан с иудаизмом и христианством, с их идеями и их литературой генетическими узами.

Учитель : А теперь, ребята, обратитесь к своим листкам успешности. Отметьте плюсами те критерии, которые удалось вам достичь в ходе сегодняшнего урока. Сколько их всего? Поставьте пожалуйста себе оценку за урок, подпишите листочки и в самом конце урока их сдадите.

Учитель: Итак, мы выяснили, что некоторые коранические и библейские притчи и легенды имеют одинаковые сюжеты, общих персонажей. Видимо, и в христианстве , и в мусульманстве много общего.
-Чему учат обе религии?
И последнее задание.( индивидуальное) Перед вами два текста, прочитайте оба, сравните, сопоставьте, подумайте, и ответьте на следующий вопрос письменно, в виде маленького эссе: « Чему учат эти религии? ( Приложение 5)
Выполнение эссе в рабочих тетрадях.
Несколько работ зачитываются.
Вывод: Обе религии учат добру, любви к ближнему, уважению родителей, запрещают преступления. Поэтому необходимо относится с огромным уважением к религии другого народа, к его культуре и традициям
5.Информация о домашнем задании: Приготовить рисунок на любой коранический или библейский сюжет

Этапы проведения урока
№ Этап, время Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный, 1 мин Приветствие, проверка присутствующих на уроке Полная готовность класса, быстрое включение в деловой ритм
2 Деление на группы 1 мин Поделены по усмотрению учителя заранее, объяснение этой ситуации учителем
3 Объявление и запись темы урока
2 мин Сходство и различие коранических и библейских сюжетов (Слайд 1) Записывают в тетрадь
4 Целеполагание 3 мин Объявление критериев успешности
Знакомятся с критериями успешности= задачи, которые нужно выполнить на уроке.

5 Подготовка к изучению нового материала 2 мин Беседа, мотивация к изучению нового материала, обращение к опыту учащихся

Ответы на вопросы ( фронтально)

6 Выявление проблемного вопроса(! нельзя заполнить всю таблицу без дополнительной информации!)
4 мин Стратегия «Творческая матрица», стратегия ЗХУ Работа в группах, распределение ролей в группе, роль лидера за сильным учащимся, заполнение таблицы и стикеров
7 Изучение нового материала 5 мин Помощь учащимся, коррекция их деятельности Работа с маркерами, обсуждение в группе
Проверка у доски обсуждеия, дополнения
8 Прослушивание суры 1 мин Прослушивание суры Прослушивание суры.
9 Выполнение проблемного задания: сравнение содержания отрывков из коранических текстов и соответствующих библейских притч, нахождение общего и различного 15 мин Помощь учащимся, коррекция их деятельности Работа в группах, заполнение постера общее различное. Взаимопроверка и взаимооценивание по стратегии «Плюс , минус , интересно» (каждая группа своим маркером) Стратегия «карусель», перемещаются от работы к работе и дают ей оценку
10 Вывод по выполнению проблемного задания 2 мин Вывод обсуждается посредством диалога в группе и озвучивается по просьбе учителя фронтально
11 Критериальная самооценка 2 мин Критериальное самооценивание, на основе критериев успешности. Оцененные постеры каждой группы вывешиваются на доску.
12 Рефлексия 5 мин Написание эссе в рабочих тетрадях, некотрые эссе зачитываются
13 Домашнее задание Приготовить рисунок на любой коранический сюжет

Приложение 1

Листок успешности_____________________________
• Знаю как называется главная Священная Книга мусульман, время её создания, из чего она состоит.
• Знаю содержание коранических притч о сотворении мира и человека, о брате, убившем брата, о праведном Нухе.
• Умею сравнивать содержание односюжетных библейских и коранических притч
• Умею письменно ответить на вопрос, чему учат обе религии
• Умею работать в группе, не нарушая установленных правил

Листок успешности_____________________________
• Знаю как называется главная Священная Книга мусульман, время её создания, из чего она состоит.
• Знаю содержание коранических притч о сотворении мира и человека, о брате, убившем брата, о праведном Нухе.
• Умею сравнивать содержание односюжетных библейских и коранических притч
• Умею письменно ответить на вопрос, чему учат обе религии
• Умею работать в группе, не нарушая установленных правил

Приложение 2

Заполните таблицу

№ вопрос У христиан + - ? У мусульман + - ? Хочу знать ?
1 Как называется главная священная Книга?
2 Когда она создана ?
3 Из скольких частей состоит Книга?
4 Как называются эти части?
5 Чем религия отличается от язычества?
6 Имя главного последователя, распространителя учения Бога?

Приложение 3

Ислам – религия мусульман, возник в начале 7 века в государстве Аравия . Слово «ислам» арабского происхождения и означает «повиновение, покорность, послушание Аллаху». Аллах - создатель Вселенной, он учит мусульман, как надо жить: в мире и согласии. Сам он невидим, но свои наставления и повеления посылает через пророков. Последним из его посланников был Мухаммад. Пророк Мухаммад высказывал свои мысли, как откровения, переданные ему Аллахом. Его речи записывали ученики на пальмовых листьях, камнях, заучивали наизусть. А после его смерти эти записи составили священную книгу мусульман, которая стала называться «Коран», что в переводе с арабского означает «читать вслух речитативом». По объёму Коран представляет книгу более чем в 500 страниц . Коран состоит из 114 глав, которые называются сурами. Суры состоят из аятов – ритмически завершенных фраз.

Приложение 4

Какой библейской притче соответствует содержание сказаний Корана. Что общего и различного?

№1. Аллах создал мир. В Коране часто говорится как он это делал. Творил Аллах легко с помощью слова-приказа «Будь!», покоясь на своем троне, стоявшем на водной поверхности. Суть творения выражается в одной фразе. Она повторяется несколько раз: «Он сотворил небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней; потом утвердился на троне. В Коране особо подчеркнуто, что мир творился легко: «И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними в шесть дней, и не коснулась Нас усталость»

№2 Однажды Аллах решил создать себе «заместителя» на земле – человека. Первый человек был сотворен из праха, «из звучащей глины». Бог придал ему форму и вдохнул в него душу. Первого человека звали Адам. Из его же плоти была сотворена супруга, имени которой Коран не называет. Ангелам идея нового творения не понравилась. Они упрекали Аллаха: «Разве ты установишь на ней (земле) того, кто будет производить там нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?» . Аллах приказал им поклониться человеку. Но один ангел по имени Иблис не стал кланяться, за что был изгнан с небес. Он объявил, что будет вредить людям.
Первой жертвой оказался Адам. Вместе с женой он жил в раю. Аллах запретил им подходить к одному из райский деревьев. Иблис нашептал людям, что дерево запрещено им потому, что вкусив его плодов, они станут подобны ангелам и будут жить вечно. Люди нарушили запрет Аллаха, но вечными не стали. Аллах был разгневан. Адам и его жена были изгнаны из рая на землю.

№3 Так же в Коране рассказано о сыновьях Адама, но не названных по именам. Оба принесли жертву Богу, но тот принял ее только у одного. Обиженный Богом разозлился на своего брата и вскричал, что убьет его. Тот же, чья жертва была Аллахом принята, сказал, что, даже если брат поднимет на него руку, чтобы убить, он не поднимет руки в ответ. Он верует в Аллаха, подчиняется ему и не совершит греха. Тогда обиженный убил своего брата, а Аллах послал ворона, который стал разрывать когтями землю, как бы показывая, как скрыть труп. Однако убийца не нашел в себе сил спрятать труп. Он раскаялся в содеянном и не стал подражать ворону. Аллах простил его. С тех пор Аллах внушил людям, что убить человека, если это не наказание за убийство или преступление, – величайший грех. В его контексте практически обосновывается заповедь «не убий».

№4 В Коране Нух – один из самых благочестивых людей, когда-либо живших на земле. Нух уговаривал людей поклоняться только Аллаху, ему одному верить и страшиться будущего суда. Эти призывы вызывали насмешки и вражду. Нуха упрекали в том, что он лишь человек и безумец, раз берется поучать знатных людей своего народа. Нуха обвиняли в том, что за ним следуют низкие люди, а он не прогоняет их,угрожали ему . Нух попросил помощи у Аллаха. Аллах внял просьбе Нуха и обещал отомстить. Бог приказал ему строить ковчег. А враги смеялись над ним. Аллах приказал Нуху ввести в ковчег по паре всех живых существ, собственную семью и тех немногих, кто поверил ему. Один из сыновей не захотел плыть с ними, говоря, что спасется на вершине горы. Он утонул со всеми людьми. Потом, по приказу Аллаха прекратились дожди и земля поглотила воду. Вода спала, и ковчег опустился на вершину горы аль-Джуди.

Приложение 5

Христианские заповеди: Я, Господь, Бог твой.. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что ниже земли. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Почитай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства. Не желай дома ближнего своего.

Заповедь Посланника Аллаха Мухаммада: «...принимайте всецело божественную религию, не делайте раскола. Помните блага, которыми небо снабдило вас. Вы были врагами между собой, оно вложило согласие в сердца ваши, вы стали братьями. Воздайте благодарение благости Его, и дабы, соединенные священными узами, вы призывали людей к истинной вере, подписывали справедливость, запрещали преступления и наслаждались благополучием» (Коран, Сура ІІІ).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: motalevatatjana
Просмотров: 3400 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 3:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru