Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

открытый урок литературы в 6 классе "Сходство и различие библейских и коранических сюжетов
2016-02-19, 5:28 PM
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Средняя школа №3 имени Д.Кунаева»города Риддера ВКО

Конспект открытого урока литературы
«Сходство и различие библейских и коранических сюжетов»
(6 класс)

Разработала
учитель русского языка
и литературы
первой категории
Моталёва Т.П

г.Риддер

Урок литературы в 6 «А» классе
Тема:«Сходство и различие библейских и коранических сюжетов»

Цели :
Образовательные :
Учащиеся :
• Знать как называется главная Священная Книга мусульман, время её создания.
• Знать содержание коранических притч о сотворении мира и человека, о брате, убившем брата, о праведном Нухе.
• Уметь сравнивать содержание односюжетных библейских и коранических притч
• Уметь письменно ответить на вопрос, чему учат обе религии
Развивающие:
• Развивать мыслительную деятельность, коммуникативные навыки
• Уметь сопоставлять, сравнивать, делать выводы
• Уметь работать в группе
Воспитательные:
• Воспитание бережного отношения к Священным Книгам, терпимости, умения принимать другую точку зрения

Оборудование урока: рабочие тетради, раздаточный материал , стикеры, маркеры.

Ход урока
1. Организацонный ( приветствие, деление на группы)
2. Объявление и запись в тетради темы урока.
3. Вступительное слово учителя.
- Тема звучит достаточно сложно и серьезно, но мы должны в ней обязательно разобраться, решив целый ряд учебных задач. И каждая задача будет выполнена успешно, если знать, к какому результату ты стремишься. Обратите внимание, ребята, у вас на партах лежат листочки. Назовем их листками вашей успешности на уроке . Прочитайте их внимательно.
( Приложение 1)
Как вы думаете, что это? ( задачи, которые нужно решить в течение урока)
-Верно, молодцы!
4. Актуализация знаний учащихся
Беседа:
-Ребята, совсем недавно в своих семьях вы отмечали очень добрый праздник ( примечание: урок проводится спустя несколько дней после празднования Пасхи). Бабушки пекли булочки, красили яйца. Все ходили друг к другу в гости, в каждом дом - богатое угощение.
- Какой это праздник? ( праздник Пасхи)
- Верно. Он ещё называется Светлое Христово Воскресение.
- Кто отмечает этот праздник? ( христиане)
- Что такое христианство? ( Это религия, которую исповедует значительная часть населения нашей страны, Европы, Америки.)
- Как называется главная Священная книга христиан? ( Библия)
-Верно

5. Формирование новых знаний и способов действия.
1) Создание проблемной ситуации
Учитель: Знакомство с Библией у нас уже состоялось на уроках изучения библейской мифологии и литературы. Поэтому сейчас вам не составит труда заполнить предложенную вам таблицу. ( Приложение 2) Используйте стратегию ЗХУ. Если вы знаете ответ на вопрос, рядом с ответом ставим +, если не знаете, естественно, - , если хотите узнать, то ? (знак вопроса). Работаем в группе. Повторите правила работы в группе. Заполнив таблицу, ответы перенесите на стикеры , с целью заполнения общей таблицы на доске. (Приложение 2) Время выполнения- 4 минуты.

Проверка : по одному ответу из каждой группы, озвучивание, дополнения, исправления, если есть

Учитель:
Итак, в таблице даны ответы на вопросы только по христианству, и знаете вы только название Священной книги мусульман –Коран. То есть у вас нет нужных знаний, нужной информации . Пробел этот можно восполнить, изучив данный вам текст( Приложение 3). Ваша задача внимательно его прочитать каждому, выделить маркером ответы , обсудить в группе и итоговый ответ занести в таблицу, продолжая ее заполнять.

(Проверка у доски, 1 представитель от группы, обсуждение, дополнения)

Учитель : Действительно, суры читаются мусульманами 5 раз вдень, имеют определенные интонации и ритм. Послушайте первую суру Фатиха, Это главная сура, как например молитва у христиан «Отче наш..»

( Звучит аудиозапись, прослушивание суры.)

Учитель:
Коран читается на арабском языке, но cуществуют переводы на русский язык
Повествовательные отрывки, сказания, рассказы занимают большое место в коранических текстах. Читая Коран, а именно коранические сказания, нельзя не увидеть обилие хорошо знакомых ветхозаветных и новозаветных персонажей. Познакомимся с некоторыми притчами Корана.

Б) Выполнение проблемного задания.

Учитель: У каждой группы есть карточка – задание с текстом. (Приложение4)
Внимательно читаете текст коранической легенды и проводите сравнительный анализ с соответствующей библейской притчей, находите общее и различное.
Результат сравнения должен быть представлен наглядно в виде схемы, таблицы , постера, в зависимости от ваших творческих возможностей.
( Тексты библейских притч ранее изучены , есть в учебнике «Русская словесность. 6 класс». Работа с учебником и карточкой)

Работа в группах, заполнение постера : общее -различное. Взаимопроверка и взаимооценивание по стратегии «Плюс , минус , интересно» каждая группа своим маркером делает пометки. Стратегия «Карусель», перемещаются от работы к работе и дают ей оценку.

Вывод обсуждается посредством диалога в группе и озвучивается по просьбе учителя фронтально
Общий вывод: Все рассмотренные легенды имеют похожие сюжеты, различия незначительные, очень много общего.

Учитель: Это не удивительно. Коран родился в том же мире, что и Ветхий и Новый заветы, он тесно связан с иудаизмом и христианством, с их идеями и их литературой генетическими узами.

Учитель : А теперь, ребята, обратитесь к своим листкам успешности. Отметьте плюсами те критерии, которые удалось вам достичь в ходе сегодняшнего урока. Сколько их всего? Поставьте пожалуйста себе оценку за урок, подпишите листочки и в самом конце урока их сдадите.

Учитель: Итак, мы выяснили, что некоторые коранические и библейские притчи и легенды имеют одинаковые сюжеты, общих персонажей. Видимо, и в христианстве , и в мусульманстве много общего.
-Чему учат обе религии?
И последнее задание.( индивидуальное) Перед вами два текста, прочитайте оба, сравните, сопоставьте, подумайте, и ответьте на следующий вопрос письменно, в виде маленького эссе: « Чему учат эти религии? ( Приложение 5)
Выполнение эссе в рабочих тетрадях.
Несколько работ зачитываются.
Вывод: Обе религии учат добру, любви к ближнему, уважению родителей, запрещают преступления. Поэтому необходимо относится с огромным уважением к религии другого народа, к его культуре и традициям
5.Информация о домашнем задании: Приготовить рисунок на любой коранический или библейский сюжет

Этапы проведения урока
№ Этап, время Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный, 1 мин Приветствие, проверка присутствующих на уроке Полная готовность класса, быстрое включение в деловой ритм
2 Деление на группы 1 мин Поделены по усмотрению учителя заранее, объяснение этой ситуации учителем
3 Объявление и запись темы урока
2 мин Сходство и различие коранических и библейских сюжетов (Слайд 1) Записывают в тетрадь
4 Целеполагание 3 мин Объявление критериев успешности
Знакомятся с критериями успешности= задачи, которые нужно выполнить на уроке.

5 Подготовка к изучению нового материала 2 мин Беседа, мотивация к изучению нового материала, обращение к опыту учащихся

Ответы на вопросы ( фронтально)

6 Выявление проблемного вопроса(! нельзя заполнить всю таблицу без дополнительной информации!)
4 мин Стратегия «Творческая матрица», стратегия ЗХУ Работа в группах, распределение ролей в группе, роль лидера за сильным учащимся, заполнение таблицы и стикеров
7 Изучение нового материала 5 мин Помощь учащимся, коррекция их деятельности Работа с маркерами, обсуждение в группе
Проверка у доски обсуждеия, дополнения
8 Прослушивание суры 1 мин Прослушивание суры Прослушивание суры.
9 Выполнение проблемного задания: сравнение содержания отрывков из коранических текстов и соответствующих библейских притч, нахождение общего и различного 15 мин Помощь учащимся, коррекция их деятельности Работа в группах, заполнение постера общее различное. Взаимопроверка и взаимооценивание по стратегии «Плюс , минус , интересно» (каждая группа своим маркером) Стратегия «карусель», перемещаются от работы к работе и дают ей оценку
10 Вывод по выполнению проблемного задания 2 мин Вывод обсуждается посредством диалога в группе и озвучивается по просьбе учителя фронтально
11 Критериальная самооценка 2 мин Критериальное самооценивание, на основе критериев успешности. Оцененные постеры каждой группы вывешиваются на доску.
12 Рефлексия 5 мин Написание эссе в рабочих тетрадях, некотрые эссе зачитываются
13 Домашнее задание Приготовить рисунок на любой коранический сюжет

Приложение 1

Листок успешности_____________________________
• Знаю как называется главная Священная Книга мусульман, время её создания, из чего она состоит.
• Знаю содержание коранических притч о сотворении мира и человека, о брате, убившем брата, о праведном Нухе.
• Умею сравнивать содержание односюжетных библейских и коранических притч
• Умею письменно ответить на вопрос, чему учат обе религии
• Умею работать в группе, не нарушая установленных правил

Листок успешности_____________________________
• Знаю как называется главная Священная Книга мусульман, время её создания, из чего она состоит.
• Знаю содержание коранических притч о сотворении мира и человека, о брате, убившем брата, о праведном Нухе.
• Умею сравнивать содержание односюжетных библейских и коранических притч
• Умею письменно ответить на вопрос, чему учат обе религии
• Умею работать в группе, не нарушая установленных правил

Приложение 2

Заполните таблицу

№ вопрос У христиан + - ? У мусульман + - ? Хочу знать ?
1 Как называется главная священная Книга?
2 Когда она создана ?
3 Из скольких частей состоит Книга?
4 Как называются эти части?
5 Чем религия отличается от язычества?
6 Имя главного последователя, распространителя учения Бога?

Приложение 3

Ислам – религия мусульман, возник в начале 7 века в государстве Аравия . Слово «ислам» арабского происхождения и означает «повиновение, покорность, послушание Аллаху». Аллах - создатель Вселенной, он учит мусульман, как надо жить: в мире и согласии. Сам он невидим, но свои наставления и повеления посылает через пророков. Последним из его посланников был Мухаммад. Пророк Мухаммад высказывал свои мысли, как откровения, переданные ему Аллахом. Его речи записывали ученики на пальмовых листьях, камнях, заучивали наизусть. А после его смерти эти записи составили священную книгу мусульман, которая стала называться «Коран», что в переводе с арабского означает «читать вслух речитативом». По объёму Коран представляет книгу более чем в 500 страниц . Коран состоит из 114 глав, которые называются сурами. Суры состоят из аятов – ритмически завершенных фраз.

Приложение 4

Какой библейской притче соответствует содержание сказаний Корана. Что общего и различного?

№1. Аллах создал мир. В Коране часто говорится как он это делал. Творил Аллах легко с помощью слова-приказа «Будь!», покоясь на своем троне, стоявшем на водной поверхности. Суть творения выражается в одной фразе. Она повторяется несколько раз: «Он сотворил небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней; потом утвердился на троне. В Коране особо подчеркнуто, что мир творился легко: «И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними в шесть дней, и не коснулась Нас усталость»

№2 Однажды Аллах решил создать себе «заместителя» на земле – человека. Первый человек был сотворен из праха, «из звучащей глины». Бог придал ему форму и вдохнул в него душу. Первого человека звали Адам. Из его же плоти была сотворена супруга, имени которой Коран не называет. Ангелам идея нового творения не понравилась. Они упрекали Аллаха: «Разве ты установишь на ней (земле) того, кто будет производить там нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?» . Аллах приказал им поклониться человеку. Но один ангел по имени Иблис не стал кланяться, за что был изгнан с небес. Он объявил, что будет вредить людям.
Первой жертвой оказался Адам. Вместе с женой он жил в раю. Аллах запретил им подходить к одному из райский деревьев. Иблис нашептал людям, что дерево запрещено им потому, что вкусив его плодов, они станут подобны ангелам и будут жить вечно. Люди нарушили запрет Аллаха, но вечными не стали. Аллах был разгневан. Адам и его жена были изгнаны из рая на землю.

№3 Так же в Коране рассказано о сыновьях Адама, но не названных по именам. Оба принесли жертву Богу, но тот принял ее только у одного. Обиженный Богом разозлился на своего брата и вскричал, что убьет его. Тот же, чья жертва была Аллахом принята, сказал, что, даже если брат поднимет на него руку, чтобы убить, он не поднимет руки в ответ. Он верует в Аллаха, подчиняется ему и не совершит греха. Тогда обиженный убил своего брата, а Аллах послал ворона, который стал разрывать когтями землю, как бы показывая, как скрыть труп. Однако убийца не нашел в себе сил спрятать труп. Он раскаялся в содеянном и не стал подражать ворону. Аллах простил его. С тех пор Аллах внушил людям, что убить человека, если это не наказание за убийство или преступление, – величайший грех. В его контексте практически обосновывается заповедь «не убий».

№4 В Коране Нух – один из самых благочестивых людей, когда-либо живших на земле. Нух уговаривал людей поклоняться только Аллаху, ему одному верить и страшиться будущего суда. Эти призывы вызывали насмешки и вражду. Нуха упрекали в том, что он лишь человек и безумец, раз берется поучать знатных людей своего народа. Нуха обвиняли в том, что за ним следуют низкие люди, а он не прогоняет их,угрожали ему . Нух попросил помощи у Аллаха. Аллах внял просьбе Нуха и обещал отомстить. Бог приказал ему строить ковчег. А враги смеялись над ним. Аллах приказал Нуху ввести в ковчег по паре всех живых существ, собственную семью и тех немногих, кто поверил ему. Один из сыновей не захотел плыть с ними, говоря, что спасется на вершине горы. Он утонул со всеми людьми. Потом, по приказу Аллаха прекратились дожди и земля поглотила воду. Вода спала, и ковчег опустился на вершину горы аль-Джуди.

Приложение 5

Христианские заповеди: Я, Господь, Бог твой.. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что ниже земли. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Почитай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства. Не желай дома ближнего своего.

Заповедь Посланника Аллаха Мухаммада: «...принимайте всецело божественную религию, не делайте раскола. Помните блага, которыми небо снабдило вас. Вы были врагами между собой, оно вложило согласие в сердца ваши, вы стали братьями. Воздайте благодарение благости Его, и дабы, соединенные священными узами, вы призывали людей к истинной вере, подписывали справедливость, запрещали преступления и наслаждались благополучием» (Коран, Сура ІІІ).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: motalevatatjana
Просмотров: 390 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 5:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru