Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Устный журнал "Я говорю на русском языке"
[ Скачать с сервера (74.5Kb) · Скриншот ] 2016-03-31, 10:06 AM
Средняя школа РГКП “Республиканский центр реабилитации «Бурабай» МЗ СР РК

Декада методического объединения «Поиск» учителей гуманитарного цикла

Внеклассная работа по русскому языку

Устный журнал
«Я говорю на русском языке»

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов с казахским языком обучения

Провела учитель русского языка и литературы Алимбекова С.К.

п. Бурабай
2015г.
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
Устный журнал «Я говорю на русском языке»
Цели:
* обучающая: углубить и расширить лингвистический кругозор знаний учащихся о языке и расширить общую языковую культуру учащихся;
• развивающая: развивать языковое чутье и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся, потребность пополнять знания;
• воспитательная: прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: презентация, карточки-задания, плакаты
1-я страница — «О русском языке»
2-я страница - «А знаете ли вы…»
3-я страница — «Объяснялки»
4-я страница «Почему мы так говорим?»
5-я страница — «Редакторы»
6-я страница – «Занимательно о русском языке»

Ход занятия
1. Организационный момент. Знакомство с темой и целью мероприятия.
Слово учителя. Прекрасные мастера слова М. В. Ломоносов, Н.В.Гоголь, Н.М.Карамзин, М. Горький высоко ценили русский язык. А.С.Пушкин писал: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими…» и сегодня мы с вами углубим наши знания о русском языке - проведем устный журнал «Я говорю на русском языке», на страницах которого мы познакомимся с интересными занимательными материалами и посоревнуемся, проявим свои знания и смекалку. У нас есть компетентное жюри, которое поможет подвести итоги соревнования. У нас две команды, пожелаем им удачи:

И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.

Капитан команды № 1 -
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Капитан команды № 2-
И, соревнуясь вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.

1-я страница — «О русском языке».
Наш сегодняшний устный журнал мы посвящаем русскому языку. Великий и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Русский язык — один из богатейших языков мира. И первая его страница называ¬ется «О русском языке»
Слово команде№1
= Ру́сский язы́к относится к восточной группе славянских языков, принадлежащих индоевропейской семье языков. Ру́сский язы́к - национальный язык русского народа. Он является восьмым языком в мире по численности владеющих им как родным и пятым языком в мире по общей численности говорящих.
= Русский язык — официальный язык Российской Федерации, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН.
= В нашей республике – это язык межнационального общения. Является наиболее распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного.
= Русский язык Занимает четвёртое место среди самых переводимых языков, а также — седьмое место среди языков, на которые переводится большинство книг. В 2013 году русский язык вышел на второе место среди самых популярных языков Интернета. Число владеющих русским языком в мире составляет около 260 миллионов человек.

2-я - страница «А знаете ли вы…»
Команда № 2 познакомит нас с интересными фактами языка

= Знаете ли вы, какое слове в русском языке самое длинное? Это слово придумали ученые-химики. Желтый горький порошок акрихин имеет другое более точное название, состоящее из 44 букв:метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин. А в других языках есть слова, состоящие из 100 букв и более. Об этом и других интересных фактах вы можете прочитать в книге «Язык мой – друг мой, язык мой – враг мой»
= А знаете ли вы, что слово каникулы происходит от латинского слова canis (пёс). Словом каникула римляне называли время года, когда солнце находилось в созвездии Большого Пса (июль, август), поэтому и время перерыва в учении называли каникулярным.
= А знаете ли вы, что слово майка образовано не от слова май, а от французского
слова maillot – спортивное трико.
= А знаете ли вы, что слово лыжи появилось примерно 800 лет назад. Произходит оно от древнерусского слова лызгать, что значит «скользить».

3-я страница «Объяснялки».
А) Скороговорки. Стихотворение «Сашина каша» Сергей Михалков. (Арман).
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши -
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
чисто,
ясно, -
Как люди говорят, -
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнесёт словечко -
И сам тому не рад!
Он скажет:
"До свидания!"
А слышится:
"До здания!"
Он спросит:
"Где галоши?"
А слышно:
"Это лошадь?"
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать...
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Из стихотворения становится ясно, как важно четко произносить слова и выражать свои мысли. Скороговорки помогают нам тренировать язык, произношение.
Конкурс-1.Скороговорки. Приглашается по одному игроку из каждой команды. Побеждает та команда, чей игрок правильно произнесет скороговорку.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
Б) Объяснялки. А сейчас мы посмотрим видеосюжет «Говорят дети».
https://www.youtube.com/watch?v=dRryZpHhQV0

Конкурс – 2. Каждая команда получит слово. Ребята должны объяснить значение слова, не называя его. Соперники должны угадать это слово (чемпион, диктор). Побеждает команда, которая объяснит слово так, что соперники быстро его назовут.

4-я страница - Почему мы так говорим?»
Учитель. Открываем третью страницу нашего журнала. Она называ¬ется Почему мы так говорим?» «Эпиграфом к этой странице мы взяли слова Н.В.Гоголя: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказан¬ное русское слово».
Богатство языка – это и богатство его фразеологии, то есть выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов.
Очень часто за устойчивыми оборотами лежит целый мир, историческая эпоха - факты ушедшего быта, реальные события далёкого прошлого. Сегодня мы расскажем вам об истории происхождения некоторых образных выражений, то есть фразеологизмов.
Слово командам (бить баклуши, не солоно хлебавши,)
Конкурс -3. Назвать как можно больше фразеологизмов со словами: рука, нога, голова.
Конкурс -4. А теперь попробуйте отгадать фразеологические загадки. О каком же слове идет речь?
- Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)
-Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприят¬ное дело; а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников. (Каша)
-Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
-Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопа¬ют, если чего-то не понимают; не белье, а их раз-вешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
-Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
-Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, застав¬ляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

Конкурс -5. Теперь попробуем собрать стенд «Фразеологи¬ческий зверинец».

1. «… (кто?) на ухо наступил»
2. «подкладывать … (кого?)»
3. «тянуть … (кого?) за хвост»
4. «писать как … (кто?) лапой»
5. « как с … (кого?) вода»
6. «… (как?) смотрит»
7. «… (кто?) отпущения»
8. «делать из мухи … (кого?)»

5-я страница - «Редакторы и переводчики».
Фонетика. А прежде чем перейти к следующему конкурсу, мы должны выполнить фонетическое задание. Прослушайте вредный совет Г.Остера и найдите фонетическую ошибку.
Если мама в магазине
Вам купила только мячик
И не хочет остальное,
Всё, что видит, покупать,
Станьте прямо, пятки вместе,
Руки в стороны расставьте,
Открывайте рот пошире
И кричите букву «А»!
И когда, роняя сумки,
С воплем: «Граждане! Тревога!»
Покупатели помчатся
С продавцами во главе.
К вам директор магазина
Подползёт и скажет маме:
«Заберите всё бесплатно,
Только пусть он замолчит».

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у присутствующих )

Конкурс -6. Редакторы.
А сейчас мы вспомним понятие синонимы и с их помощью будем редактировать предложения. Необходимо каждое слово в данном предложении заменить синонимом.
Доктор прописал пациенту иньекции.
Вьюга запорошила тропинки
Конкурс -7. «Переводчики». Побеждает команда, которая первой назовет значение имени.
В одном африканском племени живёт семья из четырёх человек.
Мать зовут БЕРЕ-РУБО-ТОРО-ДАК (тёмный цветок без запаха).
Отец носит имя КОБО-РУДО-ДИР (большая зелёная гора).
Старшему сыну родители дали имя ДАК-РУБУ-ПЕЛЕ (запах цветочного поля).
Что означает имя младшего сына КОБО-ПЕЛЕ-ТОРО-РУБУ?
Большое поле без цветов.
6-я страница- «Занимательно о русском языке"
Конкурс -8. Тайнопись. Сложи слово.
1. Сложи слово.
Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья.
На мой вопрос ответ.

Раздаются буквы синего и красного цветов. Кто быстрее сложит слово.
а). ХVI век вошел в историю как век мореплавателей, флибустьеров, открытий. Морякам, путешественникам нужны были сведения или, как мы говорим, информация. Так появились первые листки с новостями. За 1 листок надо было заплатить 1 монету. Как называлась эта монета и какому источнику информации она подарила свое название? (газета – название венецианской монеты. Нужны буквы: г, а, з, е, т, а.
б). Путешественник Марко Поло сам того не ведая, в порыве вдохновения сочинил слово, которое употребляет весь мир при определении величины. Назовите это число (миллион). Нужны буквы м, и, л, л, и, о, н.
Конкурс -9. Игра «Новое слово». Теперь сыграем в такую игру: я буду показывать вам слово, записанное на табличке, а вы прибавьте к каждому слову слева по одной букве, чтобы получилось новое слово, например: Анна –ванна.
Рот (крот)
Ель (мель)
Вал (овал)
Игры (тигры)
Лён (клён)
Ров (кров)
Том (атом)
Лень (олень)
Рубка (трубка)
Кол (укол)
Рис (ирис)
Мак (смак)
Арка (марка)
Тара(отара)
Овцы (ловцы)
Подведение итогов. Слово жюри.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Салта
Просмотров: 156 | Загрузок: 4 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 10:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru