Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Внеклассное мероприятие "Последний герой "
2016-04-07, 3:22 PM
Задачи: • повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе; • развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла: • расширить кругозор учащихся. Оборудование: • карточки с заданиями, • музыкальное сопровождение, • проектор, • ручки и листочки. Ход мероприятия Правила игры: “Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри… Во втором туре “слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2016года”. I тур. 1 задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием. Вопросы: 1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое) 2. Кто автор произведений: Дубровский, “Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин) 3. Расскажите правило по карточке “ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется) 4. Кто написал стихотворение “Я помню чудное мгновенье”? (А.С.Пушкин) 5. Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают) 6. Назовите автора произведения “Тарас Бульба”. (Николай Васильевич Гоголь) 7. Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И) 8. Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов) 9. “Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень) 10. Что обычно начинается со слов: “Жили-были” или “В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка) 11. Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О) 12. Автор , который пишет стихи поэт или писатель?(поэт) 13. Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью) 14. Назовите имя и отчество Лермонтова. (Михаил Юрьевич) 15. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение) 16. Кто написал строчки: “Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов) 17. Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением) 18. Что написал И.С. Тургенев: “Записки из сумасшедшего дома” или “Записки охотника”? (“Записки охотника”) 19. Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные) 20. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина) 21. К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие) 22. Назовите автора произведения “Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов) 23. Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О) 24. Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения?(идея) 25. Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение) 26. Назовите автора романа «Война и мир». (Лев Николаевич Толстой) 27. Что такое диалог? (разговор двух или более лиц) 28. Кто написал строчки: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет) Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы: 1. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение) 2. Кто написал первую “Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов) 3. Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи) 4. Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы) 5. Из какого произведения эта фраза: “ Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( “Ревизор” Н.В. Гоголя) 6. Как сейчас произносится древнерусское слово “персты”? (пальцы) 7. Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова) 8. Кто написал “Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов) 9. На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…) 10. Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб) 2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри. Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. Слушаем результаты жюри. 3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: “связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы. Достоевский Кирсанов Остап Капитанская Татьяна «Тихий Дон» Реквием Симонов дочка Красный нос Есенин Ахматова Пеппи «Герой нашего времени» «Русские женщины» «Письмо матери» мороз Длинный чулок «Жди меня» «Евгений Онегин» Аксинья Некрасов «Отцы и дети» Тарас Бульба легенда «Преступление и наказание» Лермонтов Данко - Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет “Последним героем”. 4 задание. “Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта. Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара. Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться. II тур. Теперь жюри будет отдыхать, а участники сами должны исключить тех, кто не справится с предстоящими заданиями (но уже по одному после каждого задания). 1 задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову “морковь” - кровь, любовь; “мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова: Крышка, дедушка, знак, цветок, народ. Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод. Ведущий читает слова, участники по очереди называют рифмы. Выбывает тот, кто по мнению участников совсем не справился с заданием. (Пишут на листочках имя того, кто должен выбыть). 2 задание. “Откуда и кто автор?” Ведущий зачитывает отрывок из какого-нибудь произведения. Задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания. • “Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? («Евгений Онегин» А.С.Пушкин) • “Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках. Между ними не было ни Швабрина, ни нашего урядника.”. ( «Капитанская дочка» А.С. Пушкин) • “Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин) • “Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя – Я буду ей верна! О, если б он меня забыл Для женщины другой, В моей душе достало б сил НЕ быть его рабой!”. (“Русские женщины” Н.А.Некрасов) • “Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”.(“Ревизор” Н.В. Гоголь) • “В Базарове , к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало”. (“Отцы и дети” И.С.Тургенев) • “ Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «» Не бывать тому , чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети”. И сразу у меня на душе стало как-то легко и светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь , кто я такой?»Он и спросил ю. как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я твой отец».(“Судьба человека” М.А.Шолохов) (Ведущий дает несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть) 3 задание. Разбор слов по составу. Каждый участник получает карточки со словамию. 1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший; 2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передавая; 3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая; 4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся; 5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись. (Ведущий дает несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть) 4 задание. “Как много знаю я стихов?” Ведущий зачитывает начало стихотворения,а вы должны продолжить или закончить его. 1. Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой. (…Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт за окном) (“Узник” А.С. Пушкин) 2. Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, (…Душа обязана трудиться, И день, и ночь, и день, и ночь) (“Не позволяй…” Н. Заболоцкий) 3. Белеет парус одинокий, В тумане моря голубом! (…Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?) ( “Парус” М.Ю. Лермонтов) 4. Я вас любил: любовь еще быть может В душе моей угасла не совсем; (Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.) (“Я вас любил” А.С.Пушкин) 5. Мороз и солнце, день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – (…Пора, красавица, проснись.) (“Зимнее утро” А.С. Пушкин) 6. Ты жива еще, моя старушка? Жив и я.Привет тебе, привет! (…Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.) (“Письмо к матери” С.А.Есенин) Финал. “Пословицы и поговорки”. За определенное время нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше? На этом наша игра заканчивается. Под музыку “Остаться в живых” группы “Би-2” награждаются ученики: 1. “Последний герой-2016” - лентой с надписью, грамотой. 2. грамотой “За волю к победе” 3. грамотой. 4. утешительные призы за участие.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Ната76
Просмотров: 117 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 3:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru