Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка по теме "Предложение"
2016-04-28, 9:01 AM
Тема: "Предложение. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении"
Цель: способствовать повторению, обобщению и закреплению знаний о предложении: повторить умения определять «главные члены предложения и второстепенные», знать определение подлежащего и сказуемого, уметь оформлять предложения, определять интонацию и вид предложения.
Тип урока: урок закрепления знаний
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент).
У. - Здравствуйте! Обратите внимание, у нас сегодня гости…
Психологический настрой.
С добрым утром!
Начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать!
У. - Прежде чем начать урок русского языка давайте вспомним четыре золотых правила грамматики:
Писать красиво, чисто, аккуратно, правильно!
У. - Откройте тетради. Что мы запишем?
II. Чистописание
У. - Ребята, а теперь проведем «Минутку чистописания», вспомним написание заглавной и строчной буквы 19 буквы алфавита (Это буква С,с) На второй строчке слоги с этими буквами, обращая внимание на соединения са, см, св.
У. - Отгадайте загадку:
Гладишь – ласкается.
Дразнишь – кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит. Кто это?
Д.- Собака.
У. - Правильно. Собака – домашнее животное, родственник волка. Слово собака является словарным. Что это значит?
Д. - Безударную гласную в корне нельзя проверить, написание словарных слов нужно запоминать.
У. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги.
У. Назовите первый звук в этом слове. Что вы можете о нём рассказать?
III. Проверка выполнения домашнего задания.
Работа в рабочей тетради (№ 120)
- Правильно ли записал текст ваш сосед? Оцените его.
«!» — молодец, ты все написал правильно.
«+» — хорошо, но еще немного ошибаешься.
«—» — тебе нужна помощь учителя.
Выразительно говорят вместе с учителем.
Взаимопроверка. Оценивание ! + -
IV.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
У. А теперь… Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели… тучку. Какая неприятность. Но это непростая тучка, из неё падают не капли, а слова.
У. Прочитайте слова.
Д. Ярко, весеннее, светит, солнце.
У. Какое задание можно выполнить с этими словами?
Д. Составить предложения.
У. Какие предложения у вас получились?
Д. Ярко светит весеннее солнце.
У. Докажите, что это предложение.
Д. Слова связаны по смыслу. Слова в предложении выражают законченную мысль.
У. Кто может назвать тему урока?
Д. «Предложение».
У. А разве мы не изучали уже эту тему?
Д. Изучали.
У. Тогда что мы будем делать сегодня на уроке?
Д. Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим всё, что знаем по теме «Предложение».
У. – Правильно. А зачем нам это нужно?
Д. - Чтобы мы умели правильно и понятно разговаривать, чтобы нас понимали, чтобы мы смогли успешно общаться друг с другом.
У. Все, что я вам сообщала, - это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь.
У. Из чего состоит наша речь?
Д. Наша речь состоит из предложений.
У. Что называется предложением?
Д. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чем – либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
IV. Повторение, обобщение, закрепление знаний и способов действий.
1. Работа над определением предложений.
У. Прочитай записанные ряды слов и выпишите только предложения.
Наступила весна.
На птица сидела ветке.
Светит яркое солнышко.
На верхушке ели …….
У. Какие предложения вы выписали?
Д. 1 и 3.
У. А 2 и 4? Почему их нельзя назвать предложениями?
Д. Потому что слова между собой не связаны и они не выражают законченную мысль.
У. Верно, ребята, а теперь ваша задача - творчески отнестись к этому заданию и исправьте все ошибки.
Ребята предлагают свои варианты, анализируется каждый ответ.
У. Ребята, как вы думаете, для чего мы сейчас выполняли это задание?
Д. Для того, чтобы уметь правильно излагать свои мысли, чтобы нас понимали окружающие.
2. Определение границ предложений.
У. Определите, сколько предложений в тексте. Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений. Придумайте к тексту заголовок и запишите его.
Ребята работают в школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят садовые дорожки.
У. Сколько предложений у вас получилось?
Д. 3 предложения.
У. Давайте проверим.
Ребята работают в школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.
У. Какое заголовок вы дали тексту?
Д. Школьный сад.
У. Как вы думаете, для чего мы сейчас выполняли это задание?
Д. Для того, чтобы уметь правильно составлять тексты.
3. Игра « Составь поезд».
Расставьте предложения по порядку, чтобы получился связный текст.
Нашли мы ёжика в лесу
Колючий и смешной.
Пускай по кухне бегает.
И принесли домой.
У. Давайте проверим, что у вас получилось.
Д. Нашли мы ёжика в лесу.
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает
Колючий и смешной.
У. Для чего мы это задание выполняли?
Д. Для того, чтобы уметь составлять предложения, связанные по смыслу.
4. Работа над пунктуацией в предложении.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура! Долой! Привет! Домой!
( С. Маршак)
У. Что вы знаете о пунктуации в предложении? Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Д. Предложение пишется с большой буквы, а в конце предложений ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки.
У. Когда ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки?
Д. Если в предложении о чём-либо сообщается, то в конце предложения ставится точка. Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак. Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.
У. Произнесите предложение « Прозвенел звонок» с разной интонацией.
5. Работа с карточками.
У. А теперь поработаем с карточками, которые лежат у каждого из вас на парте.
У. Прочитайте предложение, поставьте в конце предложения нужный знак препинания.( . ! ? )
Что ты, ёж, такой колючий
Это я на всякий случай
Знаешь, кто мои соседи
Лисы, волки да медведи
У. Найдите и запишите в тетрадь только вопросительные предложения.
Д. Что ты, ёж, такой колючий?
Знаешь, кто мои соседи?
( взаимопроверка, учащиеся меняются тетрадями и проводят проверку).
У. Ребята, а зачем нам уметь расставлять знаки препинания в конце предложения?
Д. Чтобы правильно читать предложения с разной интонацией.

Физкультминутка.

V. Систематизация знаний о предложении.
1. Комментированное письмо.
У. На доске записаны предложения. Прочитайте их.
Выглянуло солнышко.
Выглянуло яркое солнышко.
У. Чем отличаются предложения? Как они будут называться? (распространенное и нераспространенное).
У. Найдите в этих предложении подлежащие и сказуемое.
У. Что такое подлежащее? На какой вопрос отвечает?
Д. Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
У. Что такое сказуемое? На какой вопрос отвечает?
Д. Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? Что делают? Что делал? Что делали? Что сделает? Что сделают?
У. Как еще называют подлежащее и сказуемое?
Д. Грамматическая основа предложения.
У. А как называются слова, которые не составляют основу предложения?
Д. Второстепенные.
У. Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?
Д. Они поясняют главные члены предложения, уточняют их.
2. Работа в группах
У. Сейчас работа для 3 групп (по рядам). Каждой группе даётся задание: списать одно предложение, подчеркнуть в нем главные члены предложения.
1. В саду зреют вишни. (1 ряд)
2. Летом мальчик жил в деревне. (2 ряд)
3. Яркие лучи согрели землю. (3 ряд)
(Самопроверка по эталону)
У. Для чего надо нам знать о главных и второстепенных членах предложения?
Д. Для того, чтобы правильно, грамотно и красиво составлять предложения.
VI. Подведение итогов (5 мин)
Тест на тему « Предложение».
1. Первое слово в предложении пишется:
а) с маленькой буквы; б) с большой буквы;
2. Предложение состоит из:
а) букв; б) звуков; в) слогов; г) слов;
3. Если в предложении о чём-либо сообщается, повествуется, то в конце предложения ставится:
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
4. Какой знак нужно поставить в конце предложения.
Какой замечательный вечер сегодня…
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
5. Подлежащее и сказуемое – это:
а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения.
Ответы записываются индивидуально каждым учеником:
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
У. Смогли ли вы достичь цели, выполнить задачи урока?
У. Какие испытывали трудности?
У. Что воспринималось легко?
У. Что на уроке для вас было самым интересным?
У. Спасибо вам всем за работу.
VIII. Домашнее задание.
Повторить правила
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Лариса6724
Просмотров: 768 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 6:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru