Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Роль создания коллаборативной среды на уроках русского языка и литературы
2016-08-28, 5:35 PM
"Роль создания коллаборативной среды на уроках русского языка и литературы"
Кадирова Р.К.
преподаватель русского языка и литературы
СШИ имени Жамбыла, г. Караганды

Преподавание качественного, эффективного обучения является наиболее важным в процессе обучения в школе. Именно от роли учителя зависит как пройдет тот или иной урок, именно учителю дана такая роль психологически подготовить и настроить учеников к урокам, чтобы они в дальнейшем учебном процессе могли свободно раскрыть себя, показать себя с лучшей стороны и были подготовлены к получению новых знании. Создание хорошей коллаборативной среды на уроке дает не только такую возможность, что было сказано выше, но и наладить взаимоотношения учеников в классе и учителем. Учитель должен обратить внимание на микроклимат в классе. Если микроклимат в классе находится так скажем на среднем уровне или на низком, то преподавателю непосредственно нужно наладить взаимоотношения учеников в классе путем создания коллаборативной среды. В традиционной форме преподавания ученики под авторитарным воздействием учителя чувствует себя зажатыми, закомплексованными, боятся открыто выразить свою мысль, боясь замечании со стороны учителя и насмешек одноклассников. По данной Программе ученики ощущают себя свободными и безопасными, легко вступают в контакт на равных правах и со своими одноклассниками и с учителем. Благодаря создании учителем коллаборативной среды в классе этот барьер исчезает само по себе.
"Одной из ведущих идей Кембриджской Программы является «Обучение обучению». Для внедрения в практику учителю «необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Исходя из этого, необходимо помнить, что классы являются отдельными составляющими всей образовательной системы, и эта связь должна быть учтена при разработке учебного материала. Результатом будет являться поддержка учащихся со стороны их семей, а также – повышение их образовательного потенциала внутри школы и за её пределами» (Руководство для учителя, стр.138). После окончания трехмесячных курсов в 2013 г. я непосредственно на каждом уроке стала применять идеи семи модулей Программмы, также провожу коллаборативную среду с целью улучшения микроклимата в классе и настроя учеников к урокам, к получению новых знании. Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета.
Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. В ходе работы я научилась формировать группы с учетом индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня обученности и познавательной активности учащихся. В начале работы ребята разработали правила и нормы поведения в группе, которым старались следовать и выполнять. Эти правила помогают создать атмосферу доверия и поддержки, в которой каждый сможет выражать свои чувства без опаски. Хотя бывали случаи, когда дети забывали свои правила, и им приходилось их напоминать.
Для установления атмосферы сотрудничества и доверия на уроках проводила упражнения «Знакомство», «Круг радости», «Загадки», «Пожелания», «Комплименты» и др. При проведении упражнения «Знакомство» каждому участнику по кругу предлагается назвать свое имя, рассказать в нескольких словах о себе только самое важное. Дети с интересом отнеслись к заданию, было видно по глазам, что обычно мы не прислушиваемся и не присматриваемся друг к другу, мало знаем. Рассказывая о себе, человек чуточку раскрывает себя. Между участниками устанавливается чувство эмпатии (сопереживания), которое помогает осуществлять бесконфликтное общение. Через некоторый промежуток времени мы провели упражнение «Угадай секрет», который устраняет все барьеры между детьми и располагает к себе собеседника. Детям раздала мелкие предметы, разделила их по парам случайным способом. Партнер должен был узнать, что находится в руке у его напарника, но для этого ему нужно было сказать комплименты. Все дети быстро угадали секрет напарника, потому что говорить приятные слова им было не трудно, а наоборот приятно. Следующее упражнение «Мозаика» мы немножко усложнили. Дети должны были молча выстроить цифру один, а затем сердце. Цель данного тренинга - установление атмосферы сотрудничества, доверия и выявление лидеров. Дети, строились молча, но у них не получалось, потому что впервые им приходилось выполнять задания не используя речь. Затем лидеры взяли инициативу в руки и выстроили весь класс. Для преодоления трудностей общения в группе и нормализации психологического климата я использую упражнение «Я хочу сказать…» (каждый ученик должен за одну минуту поделиться хорошей новостью или впечатлением из своей жизни, остальные - поздравить его). Что бы сплотить детей им предложено было дать название группе, подобрать жест, отличающий их от остальных. Еще один прием для создания атмосферы сотрудничества – «Добрые пожелания», взявшись за руки, дети давали добрые пожелания друг другу. Такие тренинги как "Мне нравится в тебе...", "Клубок пожеланий", "Прогулка по лесу", "Круг радости" сближает учащихся между собой, даёт им возможность раскрыться, преодолеть страх, неуверенность. к тому же далее на уроке при работе в парах, в группах учащиеся чувствуют себя более увереннее, комфортнее. Для создания коллаборативной среды очень хорошо помогает работа в группах. Она позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению. Загадывание загадок в начале урока также заинтересовывает учеников, что в классе создается атмосфера сотрудничества. В начале урока перед тем как раздать карточки с названиями цветов, дарила им различные пожелания каждому ученику. В ответ ученики говорили «спасибо» и улыбались, таким образом я налаживала нужный мне контакт с учениками. На другом уроке каждая группа вставала в круг, первой начинала я вытянув правую руку вперед с поднятым вверх большим пальцем и желала им удачу на уроке. Дальше другой ученик, прикладывая свою руку на мою, тоже дарил желание другим ученикам и т. д. Такая коллаборативная среда дает возможность установить межличностный контакт учеников с другими учениками и остальных с другими. В процессе проведения своих уроков я для себя уяснила, что создание коллаборативной среды на уроке, позволяет детям становиться дружными, терпимыми, с уважением относиться друг другу.
Таким образом, я уверена, что каждый преподаватель просто обязан создавать на своих уроках коллаборативную среду. Так как создавая коллаборативную среду, теплый микроклимат в классе, учитель может не только наладить хороший контакт с учениками, но и может привлечь учащихся активно работать в классе, полностью раскрыть себя. Тем самым у учеников появляется интерес к получению новых знаний. При создании коллаборативной среды, применяя групповую работу на своих уроках, хотелось бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость (взаимообучение- сильные-слабые), эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Создание коллаборативной среды на уроке способствует комфортному взаимосотрудничеству каждого члена коллектива.

Использованные источники:
1. Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.
2.Задания для выполнения в период практики в школе. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.
3. Образовательный портал www.cpm.kz
4. Фотоматериалы.
5. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень. www.cpm.kz
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kadirova_dinara
Просмотров: 2079 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 3:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru