Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Роль создания коллаборативной среды на уроках русского языка и литературы
2016-08-28, 5:35 PM
"Роль создания коллаборативной среды на уроках русского языка и литературы"
Кадирова Р.К.
преподаватель русского языка и литературы
СШИ имени Жамбыла, г. Караганды

Преподавание качественного, эффективного обучения является наиболее важным в процессе обучения в школе. Именно от роли учителя зависит как пройдет тот или иной урок, именно учителю дана такая роль психологически подготовить и настроить учеников к урокам, чтобы они в дальнейшем учебном процессе могли свободно раскрыть себя, показать себя с лучшей стороны и были подготовлены к получению новых знании. Создание хорошей коллаборативной среды на уроке дает не только такую возможность, что было сказано выше, но и наладить взаимоотношения учеников в классе и учителем. Учитель должен обратить внимание на микроклимат в классе. Если микроклимат в классе находится так скажем на среднем уровне или на низком, то преподавателю непосредственно нужно наладить взаимоотношения учеников в классе путем создания коллаборативной среды. В традиционной форме преподавания ученики под авторитарным воздействием учителя чувствует себя зажатыми, закомплексованными, боятся открыто выразить свою мысль, боясь замечании со стороны учителя и насмешек одноклассников. По данной Программе ученики ощущают себя свободными и безопасными, легко вступают в контакт на равных правах и со своими одноклассниками и с учителем. Благодаря создании учителем коллаборативной среды в классе этот барьер исчезает само по себе.
"Одной из ведущих идей Кембриджской Программы является «Обучение обучению». Для внедрения в практику учителю «необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Исходя из этого, необходимо помнить, что классы являются отдельными составляющими всей образовательной системы, и эта связь должна быть учтена при разработке учебного материала. Результатом будет являться поддержка учащихся со стороны их семей, а также – повышение их образовательного потенциала внутри школы и за её пределами» (Руководство для учителя, стр.138). После окончания трехмесячных курсов в 2013 г. я непосредственно на каждом уроке стала применять идеи семи модулей Программмы, также провожу коллаборативную среду с целью улучшения микроклимата в классе и настроя учеников к урокам, к получению новых знании. Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета.
Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. В ходе работы я научилась формировать группы с учетом индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня обученности и познавательной активности учащихся. В начале работы ребята разработали правила и нормы поведения в группе, которым старались следовать и выполнять. Эти правила помогают создать атмосферу доверия и поддержки, в которой каждый сможет выражать свои чувства без опаски. Хотя бывали случаи, когда дети забывали свои правила, и им приходилось их напоминать.
Для установления атмосферы сотрудничества и доверия на уроках проводила упражнения «Знакомство», «Круг радости», «Загадки», «Пожелания», «Комплименты» и др. При проведении упражнения «Знакомство» каждому участнику по кругу предлагается назвать свое имя, рассказать в нескольких словах о себе только самое важное. Дети с интересом отнеслись к заданию, было видно по глазам, что обычно мы не прислушиваемся и не присматриваемся друг к другу, мало знаем. Рассказывая о себе, человек чуточку раскрывает себя. Между участниками устанавливается чувство эмпатии (сопереживания), которое помогает осуществлять бесконфликтное общение. Через некоторый промежуток времени мы провели упражнение «Угадай секрет», который устраняет все барьеры между детьми и располагает к себе собеседника. Детям раздала мелкие предметы, разделила их по парам случайным способом. Партнер должен был узнать, что находится в руке у его напарника, но для этого ему нужно было сказать комплименты. Все дети быстро угадали секрет напарника, потому что говорить приятные слова им было не трудно, а наоборот приятно. Следующее упражнение «Мозаика» мы немножко усложнили. Дети должны были молча выстроить цифру один, а затем сердце. Цель данного тренинга - установление атмосферы сотрудничества, доверия и выявление лидеров. Дети, строились молча, но у них не получалось, потому что впервые им приходилось выполнять задания не используя речь. Затем лидеры взяли инициативу в руки и выстроили весь класс. Для преодоления трудностей общения в группе и нормализации психологического климата я использую упражнение «Я хочу сказать…» (каждый ученик должен за одну минуту поделиться хорошей новостью или впечатлением из своей жизни, остальные - поздравить его). Что бы сплотить детей им предложено было дать название группе, подобрать жест, отличающий их от остальных. Еще один прием для создания атмосферы сотрудничества – «Добрые пожелания», взявшись за руки, дети давали добрые пожелания друг другу. Такие тренинги как "Мне нравится в тебе...", "Клубок пожеланий", "Прогулка по лесу", "Круг радости" сближает учащихся между собой, даёт им возможность раскрыться, преодолеть страх, неуверенность. к тому же далее на уроке при работе в парах, в группах учащиеся чувствуют себя более увереннее, комфортнее. Для создания коллаборативной среды очень хорошо помогает работа в группах. Она позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению. Загадывание загадок в начале урока также заинтересовывает учеников, что в классе создается атмосфера сотрудничества. В начале урока перед тем как раздать карточки с названиями цветов, дарила им различные пожелания каждому ученику. В ответ ученики говорили «спасибо» и улыбались, таким образом я налаживала нужный мне контакт с учениками. На другом уроке каждая группа вставала в круг, первой начинала я вытянув правую руку вперед с поднятым вверх большим пальцем и желала им удачу на уроке. Дальше другой ученик, прикладывая свою руку на мою, тоже дарил желание другим ученикам и т. д. Такая коллаборативная среда дает возможность установить межличностный контакт учеников с другими учениками и остальных с другими. В процессе проведения своих уроков я для себя уяснила, что создание коллаборативной среды на уроке, позволяет детям становиться дружными, терпимыми, с уважением относиться друг другу.
Таким образом, я уверена, что каждый преподаватель просто обязан создавать на своих уроках коллаборативную среду. Так как создавая коллаборативную среду, теплый микроклимат в классе, учитель может не только наладить хороший контакт с учениками, но и может привлечь учащихся активно работать в классе, полностью раскрыть себя. Тем самым у учеников появляется интерес к получению новых знаний. При создании коллаборативной среды, применяя групповую работу на своих уроках, хотелось бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость (взаимообучение- сильные-слабые), эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Создание коллаборативной среды на уроке способствует комфортному взаимосотрудничеству каждого члена коллектива.

Использованные источники:
1. Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.
2.Задания для выполнения в период практики в школе. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.
3. Образовательный портал www.cpm.kz
4. Фотоматериалы.
5. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень. www.cpm.kz
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kadirova_dinara
Просмотров: 120 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru