Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра. Пушкинская эпоха в романе.
[ Скачать с сервера (36.8 Kb) ] 2016-11-11, 10:17 PM
Творческая история романа «Евгений Онегин».
Своеобразие жанра. Пушкинская эпоха в романе.

Цели: 1) ознакомить учеников с творческой историей романа «Евгений Онегин»; показать, что «Евгений Онегин» - первый реалистический роман; дать понятие об «онегинской строфе»;
2) развить художественный вкус учащихся;
3) воспитать интерес к творчеству и личности писателя.
Ход урока

I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
Беседа по содержанию повести Пушкина «Пиковая дама».

III. Изучение нового материала
1. История создания романа.
Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 г.) и закончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 г.).
Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне. Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сент. 1830 г.) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать десятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему.
Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 г., в день очередной лицейской годов¬щины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует: пометка на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставит в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П.А. Вяземскому и А.И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах поэта были обнаружены текст начальных четверо¬стиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI, XVII).
Пушкинисты нашли ключ к шифру автора, и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы. Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онеги¬на» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом «Евгений Онегин», состоящий из восьми глав, представляет собой законченное произведение.
Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения. Поэт хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина.
В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в произведении и собственный духовный рост и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современ¬ника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так в романе Пушкина объединились история и современ¬ность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.
* Роман создавался с 1823 по 1831гг. (Пушкин работал над романом 7 лет 4 месяца 17 дней)
* В 1833 вышел в свет.
* Охватывает события с 1819-1825г. (времена правления Александра I)

2. Реализм и жанр романа
Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм - «Кавказский пленник». Над другой поэмой - «Бахчисарайский фонтан» - он еще не работал и к «Цыганам» не приступал. И все же «Евгений Онегин» уже с первой главы представлял собой произведение новаторского типа творчества - не романтического, а реалистического.
В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в те годы ни в России, ни в Европе реализм еще не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», поэт дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.
Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его жизнь и русскую действительность той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ. Все это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения.
1.Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона. В романе дается широкая картина жизни того времени, ее разнообразных связей с Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа разворачивается и в столичных центрах - Петербург и Москва, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.
Цель написания романа – показать причины разочарования молодого дворянского интеллигента. У каждого из героев романа «Евгений Онегин» своя биография, свои привычки, своё понимание жизни. Герой дан в обычной социальной среде.
Следовательно, Пушкин стремится к объективному, реалистическому изображению.
В произведении отразилась историческая эпоха, представленная историей героя, сюжетом, а также объективным повествованием.
2. Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие вставки (их около 50).
3.Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в одном реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к вы¬ражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатейшего материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пуш¬кин остановился на форме непринужденной беседы с читателем, представителем той среды, с которой связаны своим происхожде-нием и своей жизнью автор и его герои.
4. Уникальность положения Автора в романе. Автор не только тради¬ционный рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях, четко отделяя себя от них и от читателей. Он является и создате¬лем романа, и одновременно его героем. Он напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что создаваемый им текст - новая реальность, которой нужно доверять. Герои романа - вымышлен¬ные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям. Мир, в котором живут герои, - тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь - только материал для романа, отобранный и организованный им, творцом романного мира. Это не просто роман, а роман в стихах. В письме к П.Вяземскому Пушкин указал на эту особенность «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».
Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Жанр – роман в стихах
Роман, по мысли Пушкина, должен иметь четкую структуру, должен быть отчетливо расчленен на части. И Пушкин делит роман на главы (а в черновике еще и на части с заглавием для каждой главы). Глава, заканчиваясь каким-либо авторским рассуждением, в свою очередь, делится на строфы. Эта строфа должна была обла¬дать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой главе, но и с каждой новой строфой, даже с каждой ее частью свободно переходить от одной мысли к другой, не превращая роман в груду не связанных между собой отрывков. Поэт блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа.

IV. Онегинская строфа. Рифмовка

Стихотворная форма романа потребовала от автора упорной работы над стихом. Пушкин обращается к наиболее распространённому в русской поэзии и любимому им размеру стиха – четырёхстопному ямбу.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.


Этот размер стиха создаёт эффект непринуждённого разговора с читателем.

Онегинская строфа – это 14 строк ( 4+4+4+2 ), перекрёстная рифма, смежная, кольцевая, заключительное двустишие.
Она позволяет передавать разнообразные интонации, то есть свободно менять тон повествования. Онегинской строфой написан весь роман за исключением писем Татьяны и Онегина и песен девушек. Каждая строфа – законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Первые 4 строки – тема всей строфы. Второе и третье четверостишие – развитие темы. Последние 2 строки – афористичная концовка. Так определилась "онегинская строфа", изобретённая Пушкиным для его любимого и самого лучшего, по его словам, произведения.

V. Домашнее задание.
Прочитать 1 главу романа «Евгений Онегин».
VI. Подведение итогов урока.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: АзиЯ9721 | Теги: русский язык и литература
Просмотров: 797 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 0:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru