Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В. М. Монахов. Методологические основы теории
[ Скачать с сервера (21.0 Kb) ] 2008-11-25, 5:13 AM

№ 1, 2006 г.

В. М. Монахов,

академик, член-корреспондент

Российской академии образования

 

Целостность технологического знания, логическая взаимосвязанность (взаимоувязка целевого, содержательного, процессуального компонентов), выводимость теории из некоторой совокупности утверждений (исходный базис), внутренняя дифференцированность структуры  теории педагогических технологий, собственный объект и предмет теории, от теории к образовательной практике: логика, этапы, особенности, понятие о процедурной схеме, теоретическая и инструментальная модели проектировочной деятельности, теория педагогических технологий и реальная оптимизация учебного процесса, универсальность теории педагогических технологий по вертикали и горизонтали, педагогические технологии – это модификация допущений, теория педагогических технологий – это систематизация допущений, теория педагогических технологий – это новое качество, новое содержание, новые результаты в традиционно понимаемой профессиональной педагогической деятельности.

Теория педагогических технологий – это система научных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человеческий замысел, моделируя определенные дидактические условия, средства и способы. Нетрудно видеть, что так называемые технологические знания, определяющие суть технологии, делают реальным их применение в образовательной практике с целью изменения, совершенствования, модернизации учебного процесса. Не случайно распространено мнение, что главное отличие технологии от фундаментальной науки состоит в смещении основного акцента с вопроса «почему?» на вопрос «как?», то есть не только исследуется та или иная проблема, но и ищется решение той проблемы. В контексте поднятой проблемы следует коснуться методологических особенностей решаемых педагогической наукой задач. К сожалению, до сих пор педагогика не обладает методологией точных решений встающих перед ней задач.

От технологической парадигмы, уже получившей некое часто сумбурное понимание в сознании педагогической общественности, до теории педагогических технологий  – путь достаточно долгий. Необходимо определение собственного объекта и  предмета теории педагогических технологий.

Что суть теория? Это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение явлений (в широком смысле); это высшая, самая развитая сфера организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта теории педагогических технологий. Следует заметить, что теоретическое познание должно дать объект теории в его необходимости, в его всесторонних отношениях. (В. И. Ленин).

Теория педагогических технологий как систематически развиваемое знание о глубинных закономерностях образовательной действительности ни в коем случае не должно ограничиваться обобщением практической деятельности, основной центр тяжести естественно переносится на творческую переработку накопленного опыта, открывая новые перспективы для практики образования, и предлагая новые необходимые изменения.[1]

Опираясь на знание теории педагогических технологий в будущем можно создавать то, что не существует в наличии сегодня в данной образовательной действительности, но с точки зрения открытых теорией объективных законов показывает необходимость его использования. В связи с вышесказанным теория педагогических технологий уже сегодня может, например, выступить в качестве научной основы модернизации образования.

Можно предположить, что возникновение теории связано с возможностью построения многоуровневых конструкций, которые развиваются, конкретизируются и внутренне дифференцируются в процессе научно-исследовательской деятельности, отправляясь от некоторой совокупности теоретических принципов.

Разрабатываемую теорию педагогических технологий можно представить на языке информатики, как некую оболочку, достаточно универсальную, в которой можно проектировать, исследовать, совершенствовать и оптимизировать любые образовательные процессы и системы. В этом уже проявляется и будет проявляться удивительная интегративность теории педагогических технологий и ее открытость для взаимодействия с уже существующими педагогическими теориями.

Результаты многолетних теоретических исследований проблемы технологизации отечественного образования и глубоко изученный опыт мировой школы позволяют нам сделать системную попытку сформулировать методологические требования к теории педагогических технологий.

1. Теория педагогических технологий должна позволять достаточно целостно представлять, исследовать, преобразовывать педагогические объекты (!).

Естественно возникает вопрос: а были ли до сих пор в педагогике теории, которые столь же целостно пытались описать, исследовать и преобразовать тот или иной педагогический объект, например, известные теории обучения, теории учебно-познавательной деятельности и т. д.?

2. Целостность теории педагогических технологий необходимо рассматривать через логическую взаимозависимость ее разделов, которую следует интерпретировать в следующих аспектах:

    взаимосвязь этапов создания теории педагогических технологий;

    взаимоиспользование последовательно получаемых результатов исследования, выступающих затем на следующих этапах как исходные позиции и предпосылки;

    интегративная взаимозависимость разделов теории педагогических технологий: создаваемые, казалось бы, независимо друг от друга, разделы начинают взаимодействовать друг с другом, демонстрируя определенную стабильную внутреннюю зависимость;

    сохранение или изменение изначальной логической стройности понятийно-категориального аппарата, задействованного и работающего в теории педагогических технологий.

3. Выводимость теории педагогических технологий из некоторой совокупности утверждений.

 Еще А. Эйнштейн, говоря об отношении аксиом и практики подчеркивал, что на хорошо проверенные практикой положения и утверждения можно опираться как на аксиомы, в дальнейшем выстраивая на них новые теории (своеобразная трактовка аксиоматического метода). Действенность и продуктивность этих новых теорий, естественно, должны проверяться и подтверждаться снова практикой.

Позволим себе субъективную иллюстрацию сказанного на примере предметных  методик обучения: значительная часть этих методик создавалась на эмпирическом материале образовательной практики и на удивительно профессиональной учительской интуиции (К. Д. Ушинский); в современных условиях эти методики выглядят более солидно и убедительно, чем современные монографии и учебные пособия по педагогике (автор далек от мысли заниматься сравнительным анализом этих произведений).

Характерные для образовательного пространства неопределенность, зачастую искусственно создаваемая, выражается в том, что учителя и педагоги не видят различия между методикой и технологией, новшества вводятся методом проб и ошибок. Педагогика переживает глубокий кризис и преодолеть его можно только выйдя из круга привычных понятий и отношений (это было сказано в середине 90 – х годов прошлого века). Сегодня эту фразу мы повторяем по-новому:  чтобы каким-то образом уточнить, упорядочить и привести в систему все наши деформированные представления о педагогических технологиях, об образовательных стандартах, надо выйти из замкнутого круга представлений современной педагогической науки. Одним из возможных выходов может быть обращение к аксиоматическому подходу. Вспомним, следуя Ф. Энгельсу, что при историческом подходе к познанию аксиомы являются не исходными началами познания, а его наиболее значительными результатами.

Созданная нами два десятилетия назад система дидактических аксиом, широко используемая в практике проектирования педагогических технологий, состоит из трех групп.  

Категория: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Добавил: collegy
Просмотров: 5957 | Загрузок: 531 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 7:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru