Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

О РАЗРАБОТКЕ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
2008-11-25, 5:16 AM

№ 1, 2006 г.

 В. В. Сериков, член–корреспондент  Российской академии образования

                                                                                                   

Уже более полутора десятилетий в нашем педагогическом дискурсе в разных модификациях присутствует термин «личностно ориентированное образование». Вероятно, время от времени нам необходимо размышлять над этим явлением и понятием.

Факторы, которые привели к созданию данного направления педагогической теории и практики:

1) демократические преобразования – самоценность личности;

2) «прорыв» в области психологии –  Д. А. Леонтьева, В. А. Петровского, Б. Д. Эльконина, В. И. Слободчикова и др.; Г. Ю. Айзенка, Д. А. Келли, Р. Б. Кеттела, А. Маслоу, Г. У. Олпорта, М. Полани, К. Роджерса, В. Франкла, К. Юнга заставляют пересмотреть многие представления о механизмах развития личностной сферы человека, а, следовательно, и об  условиях педагогического влияния на нее;

3) опыт педагогов-новаторов;

4) духовный кризис общества. Его проявления:

·    нетерпимость, агрессия как форма внутригруппового сплочения

·    вера в простые, быстрые, окончательные решения сложных проблем истории, экономики и культуры

·    возвышенная звонкая риторика, возбуждающая низменные инстинкты и страсти.

Строго говоря, термин «личностно ориентированное образование» должен иметь два значения. То есть пониматься как         образование, развивающее личность и отвечающее интересам личности!

Надо признать, что мы, следуя советским традициям, больше разрабатывали это понятие в первом значении. То есть личность учили жить, вместо того чтобы помочь ей «материально»! Конечно, не буквально. А в том смысле, чтобы создавать образование, отвечающее ее собственным интересам и потребностям ее самореализации!

Важнейшим методологическим ориентиром разработки новых образовательных технологий является ключевая идея дидактики о единстве содержательного и процессуального аспектов обучения. Разрабатывая технологию, мы всегда находимся в связке проблем: кого-кто-чему-как должен обучить?

Если мы признаем, что речь идет о новом виде образования, то мы должны разрабатывать теорию такого образования в полном соответствии со всеми требованиями к теории образования, т.е. определить в этом случае:

·    цель такого образования, обеспечив ее диагностичность (критерии, показатели, измерители и т. П.)

·    содержание личностно-развивающего образования (в частности, рассмотреть личность как особый вид содержания образования)

·    образовательную деятельность, в которой применяются личностно-развивающие технологии;

·    модели управления качеством такого образования, включая оценку эффективности.

Все это в целом и образует то, что мы называем личностно-развивающей образовательной технологией.

При ее создании нами принимаются во внимание не нтеимерности развития личностной сферы индивида:

1. субъектность, приоритет внутренней детерминации. Если следовать этой закономерности, то в учебном процессе должна быть создана ситуация, при которой у субъекта возникает потребность в обретении данного знания, опыта, качества. При  когнитивном подходе в основе технологии лежит не ситуация, вызывающая потребность, а учебное задание, организация предметной деятельности.

Это очевидно, ведь при традиционном подходе речь идет об  интериоризации способа, при личностном – смысла.

2. Смысл обретаемого опыта при личностном подходе – не только мотив, как при когнитивном, но и самоцель! Отсюда – нельзя «формировать» готовность к какой-то деятельности, не обеспечив ее смысл.

3. Строительный материал личностных свойств человека – его переживания и выводы, извлеченные из них. Вывод в данном случае – это тоже вид знания, но знания особого рода, вытекающие из собственного опыта (по М. Полани – «личностное знание», по В. П. Зинченко – «живое знание», в нашей лаборатории – «личностный опыт»).

Личностный опыт – это отношение и позиция, выведенная из пережитого. Что вызывает переживание? Событие! Что это? Явление, связанное с нашими стратегическими жизненными смыслами и потребностями. Как правило, это – встреча с другой личностью. Событие порождено жизненной ситуацией. Отсюда логика проектирования личностно-развивающей технологии может быть представлена как обратное движение: вывод – переживание – событие – ситуация. Можно сказать, что мы проектируем не мероприятийный, а ситуационно-событийный механизм как единственно приемлемый для развития личностной сферы нтевида.

4. Личностный опыт  есть совокупность выводов из преодоления жизненных коллизий. Этот опыт отличен от когнитивного и практического. Это опыт выполнения не логико-мыслительных или практических действий, а личностных (выбор, оценка, нтеление смыслом, волевое усилие, принятие решения, проявление инициативы и свободы). Что в результате – личностная позиция, образно говоря выстраданная личностью!

Итак, личностный опыт – это опыт выработки собственной позиции в отношении к явлениям собственной жизни. Опыт – это то, как я к этому пришел. Мы приходим нередко к одним и тем же выводам, но разными путями. В этом секрет нашей индивидуальности.

5. Педагогические средства «воздействия» на личностную сферу отражают закономерности развития личности. С одной стороны их много: вхождение в контекст жизненной ситуации, диалог, игра, побуждение к поступку, проектные методы и т. П. Однако суть их в  ПОДДЕРЖКЕ личности, в утверждении ее самости. Личность в буквальном смысле нуждается в поддержке, то есть в том, чтобы ей потакали… (Б. Окуджава).

Поддержка – это совместный с ребенком поиск ресурсов развития в нем самом.

6. Личностный подход обусловливает новую роль педагога,  поскольку востребован его собственный личностный опыт. А именно:

– знание людей,

– способность преодолевать жизненные ситуации,

– иметь позицию,

- владеть технологиями межличностного контакта.

Если при разработке традиционной когнитивной технологии мы говорим о ее независимости от педагога-исполнителя, что при личностно-развивающей это абсурдно…

7. От педагога требуется умение устанавливать взаимодействие личностно-развивающих и когнитивных подсистем обучения.

Воспитывающая функция обучения определяется местом обучения в ситуации развития личности.

Личность, образно говоря, решает задачу «не на место встречи двух автомобилей», а «на смысл»; не только «почему так происходит», но и «зачем мне это нужно знать»!

Урок, задача, предмет, тема, вопрос влияют на личность, лишь заняв место в ее жизненной ситуации (смысл).

То есть здесь работают все те же факторы – события, переживания, самостоятельные выводы и т. П. В противном случае обучение не может быть личностно-развивающим.

Исходным моментом проектирования личностно-развивающей технологии является уточнение вида личностного опыта, необходимого ребенку на данном этапе его личностной социализации.

Личностный опыт – это своеобразный «строительный материал», из которого образуются структурные элементы личностной сферы человека – смыслы, предпочтения, жизненные программы и др.

Что значит обрести личностный опыт? Это значит:

16.     Совершить выбор (поступка, ценности, партнера).

 

«Каждый выбирает по себе–

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает по себе…» (Ю. Левитанский).

2.   Выполнить рефлексивные действия, оценить себя.

3.   Найти свой смысл.

4.   Взять на себя ответственность, инициативу, принять решение.
Словом, проявить себя как личность.

Чтобы не ошибиться в выборе приоритетного опыта, учитель должен знать ситуацию личности ребенка, возрастные коллизии, детско-юношескую субкультуру.

При изучении жизненной ситуации важно выявление факторов, которые в ней доминируют. Среди таковых американские психологи Л. И. Первин и О. Джон  выделяют генетические и средовые детерминанты, окружающую ребенка культуру, принадлежность к определенному социальному классу, семью, сверстников.

Изучение детей неизбежно приводит к их дифференциации, хотя бы мысленной. Такая дифференциация в данном случае должна отражать специфику личностной самоорганизации детей, их способы самоопределения в отношении к школьной нтеиятельности, сверстникам, своему сегодняшнему и будущему статусу. Ни одна из этих групп детей не должна выпасть из поля внимания педагога, и для каждой из них может быть избран свой механизм поддержки личностного развития.

Центральный момент личностно-развивающей технологии – постановка ребенка в ситуацию, где он встанет перед необходимостью проявить себя как личность.

Для этого нужно, чтобы он свою собственную жизнь увидел в новом свете, а не просто дать ему новое задание в классе.

Ситуация, обусловливающая развитие личности, – это такая, которая взламывает ситуационно-событийный ряд личностной реальности, вялотекущее время, как на знаменитых часах Сальвадора  Дали…

Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются  и по-разному переживаются различными личностями…

Ситуационный подход можно представить как совокупность определенных исследовательских процедур. В их состав могут быть включены:

1) первичная формулировка педагогической задачи (какого опыта недостает ребенку);

2) определение того, что должно быть предпринято им самим для достижения нового качества своей жизнедеятельности;

3) многоракурсное описание факторов, детерминирующих состояние и потенциал развития;

4) выявление коллизии, осознание которой воспитанником может открыть для него новый смысл (что-то безусловно важное);

5) поиск путей преобразования ситуации на основе сотрудничества с воспитанником;

6) разработка технологии ситуационно-событийного ряда (проживание событий и их переживание);

7) разработка приемов поддержки собственных положительных усилий воспитанника как сущностной линии педагогического процесса;

8) выработка критериев оценки новообразований в личности на основе анализа новой жизненной ситуации.

В основе традиционных образовательных технологий лежит включение учащегося в определенную предметную деятельность,  характеризующуюся специальными свойствами,  внутренней организацией, благодаря которым выполняюший ее субъект овладевает заранее заданным опытом.  Такой многократно проверенный в практике предметно-деятельностный подход к разработке образовательных технологий,  прекрасно зарекомендовавший себя при проектировании когнитивных аспектов образования,  в плане личностно – ориентированного образования оказался не вполне приемлемым,  так как в данном случае речь шла о формировании не предметно-когнитивных, а смысловых отношений субъекта.  Создать, запрограммировать смысл заранее,  до того, как проблема попадет в реальное смысловое поле субъекта,  невозможно. Педагогика,  привыкшая «учить»,  «развивать»,   «приобщать»,   «стимулировать» и т. П. наталкивается здесь на ограниченность своих возможностей «влиять» на личность.

В этом бессилии педагогики в действительности ее сила.  Невозможность манипулировать личностью составляет основу культуры,  человеческой цивилизации.

Ядро личностно-развивающих технологий составляет триада, условно называемая нами КОНТЕКСТ – ДИАЛОГ – ПОСТУПОК.

Возникает вопрос: как включить образование, построенное по таким принципам, в целостный образовательный процесс, где надо усваивать образовательные области, виды деятельности и т. П.

Идея нашей лаборатории в том, что личностный подход востребован не традиционным знаниневым, а компетентностным образованием, то есть ориентированным на качественно новый уровень готовности к практическому использованию такого образования.

Ясно, что из простой «суммы» знаний и умений сложить компетентного человека не удастся. Интеграция  компонентов содержания образования – понятий, способов человеческой деятельности, творческого опыта, опыта проявления личностной позиции – осуществляется в процессе создания обучающимся на основе всех этих видов опыта, своего собственного опыта.

Далее. Личностный подход востребован школой с профильной ориентацией, поскольку выбор – это личностная функция.

Этот подход нужен школе общества, где будет доминировать демократия с ее безусловной ценностью личности.

«Закон – это спокойное созерцание явления…» В этом смысле личности           противопоказаны конфликты. Конфликт заставляет личность заниматься благоустройством своей жизни, а не самой жизнью. Это снижает потенциал ее развития. Среда личностно-ориентированного образования в этом смысле – это бесконфликтное взаимодействие культур и взаимопонимание людей. 

Категория: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Добавил: collegy
Просмотров: 4377 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 8:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru