Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » УПРАВЛЕНИЕ

Создание здоровьесберегающей среды на уроках естественных дисциплин
[ Скачать с сервера (70.0Kb) ] 2014-02-04, 10:22 AM
СОЛТҮСТІК ҚАЗАҚСТАН ОБЛЫСЫ
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
МАҒЖАН ЖҰМАБАЕВ АУДАНЫ
РАЙОН МАГЖАНА ЖУМАБАЕВА
ЗОЛОТАЯ НИВА ОРТА МЕКТЕБІ
ЗОЛОТОНИВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

СТЕЦЕНКО ГУЛЬНАРА ШАЙКИНОВНА
учитель химии и биологии


Методическая разработка на РМО
« Создание здоровьесберегающей среды на уроках естественных дисциплин»

2013год

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке химии
(Из опыта работы
учителя химии высшей категории,
Золотонивской с.ш.
Стеценко Г.Ш.

Создание и организация здоровьесберегающего урока - это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения в школе. Иногда он характеризуется комплексом факторов риска для здоровья учащихся (гиподинамия, выраженные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, интенсивность большой объем учебного материала, игнорирование учителем индивидуальных особенностей учащихся и др.), что требует корректировки существующих подходов к организации урока. Именно поэтому вопрос использования здоровьесберегающих технологий неоднократно становился предметом обсуждения. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
В своей рабате я стараюсь подходить дифференцированно. Составляю задания по степени сложности и задания, требующие разнообразных видов деятельности. Обучающимся с высоким уровнем, хорошей работоспособность предлагаются более сложные, творческие задания. Школьникам со средним интеллектуальным уровнем предлагаются задания средней или низкой сложности. Школьники с неуравновешенным характером не в состоянии долго сосредотачиваться на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и вести постоянный контроль за их выполнением. То есть для каждого ученика на уроке необходимо создать ситуацию успеха.
Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Это могут быть нестандартные слова- приветствия, расслабленная поза, глубокое дыхание, использование музыки, слайды природы, воды. Для создания приятного эмоционального фона, сохранения глубокого понимания сущности предмета использую межпредметные связи, т. е. привлечение материала из смежных дисциплин: из историии, биологии, географии, экологии. Учащиеся с удовольствием не только слушают эту информацию, но и сами находят и рассказывают ее.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье», сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который показывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, с позиции здоровьесбережения, значит не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся утомлению, который приведет к более полному пониманию учебного материала.
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности и, главное, укрепляет здоровье учащихся. Учащимся необходимы физкультминутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, расслабиться. Я использую гимнастику для глаз, рук, различные упражнения, которые улучшают кровообращение головы, делаем мы и просто разминку. После этого ребята становятся более работоспособными, их внимание активизируется, проявляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Иногда, особенно в 8 классе, упражнения вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении тем «Простые и сложные вещества», «Химические элементы и простые вещества», «Сложные вещества и смеси» и т.д.при названии элемента или простого вещества можно вставать или поднимать руки, подниматься на носки и др. Далеко не всем учащимся легко дается химия, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока я не допускаю однообразной работы. Некоторым ученикам трудно запомнить даже несложный материал. Для этого полезно развивать зрительную память.
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание терминов, правил. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Огромное значение для усвоения предмета, для повышения интереса к предмету имеет практическая направленность, уметь связать изучаемый материал с жизнью. На своих уроках данному виду работы я уделяю большое внимание. Так, при изучении темы «Жиры» мы рассматриваем не только их строение и химические свойства, но и действие на организм таких любимых продуктов, как чипсы,мороженое. Мы рассматриваем и то, как избавиться от жирных пятен.
При изучении темы «Водородная связь» рассказываю о том, что мокрые волосы расчесывать нельзя, объясняя и связывая это с изучаемой темой. и т.д. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» - говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни взглянешь - продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на организм детей. Поэтому на своих уроках учу, как из множества предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью.
Хочется верить, что к концу 11 класса учащиеся поймут, что химия не только наука формул, но и наука, глубоко связанная с нашей жизнью, и даже минимальный запас знаний поможет в жизни решить многие бытовые проблемы.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях учащихся. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
Таким образом, вы видите, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю- предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье - самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.

Больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам.


Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.
/Жан Жак Руссо/
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
• личностно-ориентированного обучения;

• дифференцированного обучения;

• проблемного обучения;

• диалогового обучения;

• рефлексного обучения.

Здоровьесберегающий урок должен:

воспитывать

стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми

учить их ощущать радость от каждого прожитого дня

показывать им, что жизнь - это прекрасно

вызывать у них позитивную самооценку».

Методические приемы:

применение алгоритмов

поиск дополнительных материалов по темам,

осуществление проектной деятельности (типы проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно – ориентированные),

игровые моменты (викторина, химический маршрут, игра-минутка «Руки вверх», игры-тренажеры «Крестики-нолики», химическое лото, химические головоломки, загадки, кроссворды, игра-минутка «Найди ошибку», хим. домино, хим. кубики, химические ребусы),

работа в группах и в парах,

индивидуальный и дифференцированный подход,

создание творческой атмосферы в коллективе,
Критерии здоровьесбережения на уроке, их крат¬кая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока

^ Критерии здоровьесбережения
Характеристика
Обстановка и гигиенические условия в классе
Температура 18-200, свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие посторонних звуков
Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. )
4-7 видов. Отсутствие однообразной деятельности.

Творческие задания снижают утомляемость
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
7-10 мин
Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа)
Не боле 3ех
Чередование видов преподавания
Через 10-15 минут
Наличие и место методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, ролевая и деловая игра, дискуссия, семинар). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
Непрерывная деятельность учащегося непосредственно с ПК: 1 кл. – 10 мин., 2-5 кл. – 15 мин., 6-7 кл. – 20 мин., 8-9 кл. – 25 мин., 10-11 кл. – 30 мин.
Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минут урока 1 минута)
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке, организация успеха ученика в учебной деятельности Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудниче¬ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)
Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар¬тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
Наличие в содержании урока материала о ЗОЖ Выработка способов безопасного поведения, влияние различных веществ на организм человека
Организация условий для запоминания и применения учебного материала Памятки, алгоритмы, схемы и т.д.
Плотность урока Количество времени, затраченное школьником на учебную работу не менее 60% и не более 80%
Момент наступления утомления и снижения учебной активности Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
Темп окончания урока Спокойное завершение урока, комментирование д/з

Карта наблюдения за уроком
Дата _______________Предмет __________________________________Учитель __________________________________
Класс ____________________________________
Соблюдение принципов сохранения здоровья

Соответ-ствует полностью Соответ- ствует
частично Не
Соответ-ствует
Учет возрастно-половых особенностей обучающихся


учет состояния здоровья детей данного класса


учет индивидуальных психофизических особенностей детей


структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности



смена видов учебной деятельности (чтение, слушание, письмо, говорение, просмотр, вопрос-ответ, решение задач…)



смена методов преподавания через каждые 10-15 минут урока (словесно-наглядные, аудио - визуальные, самостоятельная работа)



различные формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная)



использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации;


создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы



формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха)



опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту



ТСО на уроке (грамотный выбор места и продолжительности)



перемены поз учащихся и физкультминутки для решения проблемы недостатка двигательной активности, снятия напряжения органов зрения, снижения психологической нагрузки



Достижение положительного настроя учащихся на выходе с урока



Наблюдения вел учитель ______________________________ ___________ \____________\
предмет подпись расшифровка
Категория: УПРАВЛЕНИЕ | Добавил: gulnarastecenko | Теги: здоровье учащихся, урок, значение для жизни, сдоровьесбережение, технология
Просмотров: 722 | Загрузок: 82 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [49]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [193]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru