Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » УПРАВЛЕНИЕ

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТ
[ Скачать с сервера (31.5 Kb) ] 2011-02-20, 3:47 PM
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА.

Латипова Р.Н.
методист высшей категории
ГККП «Житикаринский политехнический колледж»

«Если хочешь увидеть плоды, не рви цветы»
Г.Бон

Современному образованию нужен профессионально – компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному профессиональному образованию. Даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога пришедшего на работу может протекать длительное время.
Разумеется, всем понятно, что любой человек, начинающий свой путь в профессии, должен испытывать затруднения вследствие отсутствия опыта. Но, по нашему мнению, преподавателям в этом смысле повезло меньше других: педагогическое образование не обеспечивает им достойную «стартовую площадку» и, вероятно, именно поэтому становление педагога протекает труднее, острее, больнее, чем представителя любой другой интеллигентской профессии.
Анализ методической работы колледжа и итоги проводимых нами социально-педагогических исследований показали, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление документации, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, т.к. у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи молодым преподавателям. Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы учебного заведения. В нашем колледже методическая Школа молодого педагога и мастера производственного обучения – это система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого специалиста.

Создание эффективной системы – задача далеко не простая. По нашему мнению, нередкой является ситуация, когда молодой специалист, "взращённый с нуля" в стенах учебного заведения, оказывается способным к реализации образовательного стандарта и творческой педагогической деятельности в большей степени, нежели "пришедший со стороны" специалист первой и даже высшей категорий, и все это в рамках сложившихся в учреждении образования добрых традиций. Многие молодые специалисты, пришедшие в наш колледж за последние несколько лет, проявили себя как инициативные и целеустремлённые педагоги. Однако, несмотря на значительные результаты, администрация заинтересована в том, чтобы успешная деятельность начинающих педагогов была не единичным проявлением, а заранее прогнозируемым (в большей или меньшей степени) итогом системной работы. Проблем, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые из них (например, финансовые или проблема престижа профессии в обществе) не находятся в компетенции администрации образовательного учреждения. А вот проблемы адаптации в коллективе, создания эмоционально благоприятной атмосферы, методической подготовки грамотного специалиста вполне могут быть решены в стенах учебного заведения.
Таким образом, актуальность и социальная значимость данного вопроса не вызывают сомнения.
Изучив аналитический материал по кадровому составу педагогов, проведя контроль различных характеристик деятельности преподавателей, пришли к осознанию необходимости внедрения в колледже проекта "методическая Школа молодого преподавателя", реализующего системный подход в управленческой деятельности методиста колледжа.
Анализируя опыт работы с молодыми преподавателями, мы пришли к необходимости создания концептуальной модели преподавателя. Данная модель динамична и функциональна. Для того, чтобы это отследить нами разработана Программа мониторинга адаптации молодого специалиста.
Цель такой программы: оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогическом, ученическом и родительском коллективах.
Задачи программы:
 Повысить уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы;
 Оказать методическую помощь в преподавании предмета, в воспитательной работе с обучающимися;
 Обеспечить постоянное освоение современной педагогической теории и практики;
 Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности;
 Создание условий для саморазвития молодых специалистов;
 Оказание психологической поддержки и методической помощи начинающим педагогам.
Мониторинг включает 2 периода:
- в течение первого года работы преподавателя стажера,
- в течение трех лет работы молодых специалистов.
В течение первого года работы выявляются противоречия между профессиональной направленностью молодых специалистов и выбранной ими профессией, происходит переоценка собственных сил. Организуя работу, мы проводим различного рода диагностики, которые помогают решить возникающие проблемы, выявить затруднения в работе. По диагностикам текущего учебного года было выявлено, что больших затруднений в календарно – тематическом планировании у молодых специалистов не возникает (80% преподавателей указали на отсутствие затруднений по данному параметру). Но педагогический процесс требует серьёзной гармоничной подготовки учителя.
Анализируя анкеты, были выделены следующие параметры, по которым необходима срочная методическая помощь:
• Структура поурочного планирования,
• Умение определять триединую цель урока,
• Формы и методы ведения урока,
• Обеспечение активности учащихся в течение урока.
Анализ тестов по определению творческих возможностей молодых преподавателей показал, что самооценка у всех достаточно высокая: они все определили себя творческими педагогами, стремящимися к саморазвитию.
Среди факторов, помогающих повысить стремление к саморазвитию, большее число ответов пришлось на «интерес к работе» (89%), дальше по убывающей – доверие (65%), влияние коллег (34%). Такой фактор, как учеба на курсах, не был отмечен ни кем. Это говорит о том, что молодые педагоги, только начавшие трудовую деятельность, больше доверяют своим коллегам и стараются учиться у своих наставников.
По итогам проведенных диагностик планируется работа методической Школы, которая предусматрела различные формы совместной деятельности:
 Практикумы,
 Консультации,
 Тренинговые занятия,
 «круглые столы»
 Посещение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий у наставника,
 Совместное изучение молодыми преподавателями и наставниками трудных тем программы,
 Проведение открытых уроков специалистами высшей категории в режиме «Стажерской площадки»,
 Включение молодых специалистов в работу методических цикловых комиссий,
 Разработка планов индивидуальной методической работы.

На этапе - «Обучение» - начинающие учителя с интересом посещают семинары «Формы и методы работы на уроке», «Формы контроля качества знаний обучающихся», «Современные педагогические технологии». Неоценимую методическую помощь молодые педагоги получают на практических занятиях «Правила работы с учебной документацией», «Требования к современному уроку. Триединая цель урока». Психологическую помощь оказывают консультации «Психолого-педагогический подход к обучающимся», «Пути выхода из конфликтной ситуации». Два раза в год в деятельности методической Школы планируются заседания в активной форме. Например, в марте заседание методической школы было проведено в форме исследовательского проекта по теме «Личностно – профессиональные качества как основа модели современного преподавателя». Работая в творческих группах, молодые преподаватели выявляли личностно – профессиональные качества специалиста, выбирая их из характерных качеств животных, затем подбирали ассоциации к словам «личность», вывели таблицу «профессиональные качества педагога». Говоря об инновационной культуре педагога, сообща искали оптимальный выход из педагогической ситуации. Итогом такого активного взаимодействия стало выведение модели педагога – новатора.
Важное значение для личностной и профессиональной адаптации начинающего преподавателя и мастера производственного обучения имеют индивидуальные собеседования с наставником по различным методическим вопросам. Для более эффективной и результативной работы мы ввели в практику работы составление учебного плана молодого специалиста и наставника, отчет по которому молодой специалист ежемесячно приносит в методкабинет; разработали карту наблюдения уроков молодых специалистов, проводим мониторинг успешности молодого специалиста пример такого мониторинга преподавателя информатики Сариной А.Ж.
На декаде успехов молодого специалиста педагоги проводят открытые уроки и внеклассные мероприятия, где демонстрируют умение:
- методически грамотно проводить уроки и мероприятия различных форм,
- Молодые преподаватели учатся применять индивидуальный подход к обучающимся,
- Самое трудное - выполнять психолого-педагогические и организационные требования к уроку, находить свою «изюминку» в работе. В этом учебном году Декада молодого специалиста закончилась проведением конкурса «ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ 2010». В конкурсе участвовали 12 человек - все слушатели методической Школы молодого специалиста. Конкурс проходил в два этапа:
I включал проведение открытого урока и результат тестирования на знание законодательства и основ педагогики и психологии. На II этапе конкурсанты представили жюри самопрезентацию, должны были найти выход из педагогической ситуации и подготовить экспромт-выступление для разных целевых аудиторий: родители, обучающиеся, работодатели, коллеги. Все конкурсанты получили памятные подарки и дипломы об окончании этапа «Обучение» в Школе молодого специалиста.

На втором году работы, на этапе «Становление» определяется уровень сформированности компетенций у молодого педагога:
- общекультурной
- психолого-педагогической
- коммуникативной
- информационной
На основании полученных результатов выстраивается индивидуальная траектория профессионального роста молодого специалиста. Для этого: тщательно изучаются современные педагогические технологии, интерактивные технологии, выбирается индивидуальная тема методической деятельности. В соответствии с выбранным направлением педагогом создается дидактическое оснащение преподаваемого предмета: раздаточный и демонстрационный материал, тестовый материал, экзаменационный материал, молодые педагоги привлекаются к активному участию в работе цикловых комиссий, методсоветов, педсоветов. У каждого молодого специалиста второй год обучения – это самостоятельный творческий поиск.
Проведение целенаправленной разносторонней работы педагогического коллектива колледжа с молодыми специалистами дает положительные результаты:
 Рост качественного показателя уровня знаний и умений учащихся,
 Внутреннее лицензирование,
 Систематизация материала в форме Портфолио
 Участие в конкурсах различного уровня,
 Проведение уроков и мероприятий разных типов на хорошем методическом уровне.
Анализируя работу методической школы молодого специалиста, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствует успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающих преподавателей и мастеров производственного обучения, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма. МЫ УЖЕ СЕГОДНЯ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, что наши молодые специалисты влились в коллектив и выходят на определенный уровень квалификации, т.е. созданная концептуальная модель компетентного педагога не только функционирует, но и приводит к намеченной цели.

Категория: УПРАВЛЕНИЕ | Добавил: марго
Просмотров: 7020 | Загрузок: 381 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 11:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru