Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » УПРАВЛЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧИНГ - СЕССИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
2011-02-24, 3:03 PM
С.М. Слободнякова
заместитель директора по УВР

ГУ «Школа-сад № 10 «Бал бұлақ»
Республика Казахстан, г. Семей, ул. Иртышская, 15
телефон (факс) 42 24 68

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КОУЧИНГ - СЕССИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГУ «ШКОЛА- САД №10 « БАЛ БҰЛАҚ»»)

Мы живем в эпоху быстрого роста, где знания и непрерывное обучение сегодня стали важнейшими компонентами успеха. На сегодняшний момент неоспоримым доказательством является тот факт, что одним из основных и серьезных капиталов, который существует у учреждения, являются квалифицированные специалисты, владеющие определенными знаниями, навыками и технологиями, т.е. человеческий ресурс.
Когда учреждение ставит своей целью быть первым, успешным и быстро реагировать на изменения во внешней среде, принимать опережающие решения, внедрять новейшие разработки и технологии, то оно неизбежно должно стать постоянно обучающимся. И именно, развитие и обучение педагогов - это неотъемлемая и важная часть методической работы, которая при грамотном и системном подходе даст высокие результаты.
Говоря о системном подходе в развитии педагогов, то коучинг - это именно тот комплекс мероприятий, который позволяет построить эффективный и постоянный процесс передачи опыта, знаний, развития навыков у педагогов. Существует более десятка разных определений коучинга. «Коучинг Коуч» в переводе с английского (coach) означает «тренер», «инструктор».
«Коучинг - это непрерывное сотрудничество, которое помогает достигать реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга педагоги углубляют свои знания, повышают свой КПД и улучшают качество жизни. В деятельности ГУ идея коучинга используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых специалистов, консультаций ЗДУВР.
Разница между обычным консультированием и коучинг- консалтингом заключается в том, что последний –это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности.
Коучинг помогает и поддерживает педагога в приобретении тех навыков, которые нужны для максимальной реализации.
Консультант, использующий коучинг - методику, должен иметь опыт тренинговой деятельности консультирования, должен быть зрелой личностью, консультанта можно пригласить из ВУЗов.
Личностные качества и способности, которыми должен обладать коуч:
Личностные черты коуча Способности коуча
Эмпатичный и поддерживающий Быстро устанавливать контакт и доверительные отношения
Тактичный/корректный Активно и внимательно слушать
Аналитичный
Задавать уточняющие и проясняющие (сильные) вопросы
Внимательный Вдохновлять и мотивировать людей на достижения
Позитивный Обеспечивать эффективную обратную связь
Терпеливый Ориентироваться на результат
Объективный Не давать советов
Ответственный Обладать навыком планирования и постановки целей
Интуитивный
Демонстрировать коммуникативную компетентность
Ключевая идея заключается в том, что коучинг, глубинные основы которого базируются на психологических принципах и моделях, способствует пониманию и осмыслению человеком своих огромных возможностей, которые он, может успешно реализовать в своей сфере деятельности.
Коучинг - это зона, свободная от советов... коучинг точнее всего определяется простым вопросом - что ты будешь делать?
В коучинге принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы.
Основная задача коуча - найти ресурс, использовать потенциал и развивать. Критерием эффективности коучинга - достижение цели, поставленной педагогом, и его субъективное удовлетворение.
На современном этапе реформирования системы дошкольного образования ГУ «Школа-сад № 10 «Бал бұлақ» не может обойтись без современных технологий в управлении. Современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подбору, подготовке организации деятельности кадров, но и их оценке. Мы предлагаем использование методики коучинга для подготовки к аттестации педагогических кадров ГУ. Аттестация педагогических кадров, присвоение квалифицированной категории – оптимальная сфера для использования приемов коучинга. Педагог, получивший консультацию специалиста, может самостоятельно решать большинство профессиональных проблем, вносить посильный вклад в работу ГУ, стремиться освоить новые профессиональные области. Опыт свидетельствует, что аттестация принадлежит к тем эффективным инструментам, которые способствуют расширению круга творчески работающих педагогов, разработке и реализации педагогических технологий и дифференцированию содержания образования, а так же механизмом реализации кадровой политики.
При подготовке и проведении аттестации мы руководствуемся следующими принципами:
1. Добровольность
2. Открытость
3. Доступность
4. Переход от обучения к самообразованию
5. Справедливость к оценке труда педагога.
6. Максимальная добросовестность, порядочность и компетентность аттестационной комиссии и экспертной группы ГУ. Оценка уровня профессиональной компетентности и результатов профессиональной деятельности. Положительный эмоциональный фон при подготовке и проведении аттестации.
Используем разнообразные формы.
1. Индивидуальная консультация.
2. Курсы повышения квалификации.
3. Самоанализ деятельности.
4. Творческий отчет педагогов.
5. Открытые просмотры организованной учебной деятельности.
6. Взаимопосещения аттестуемых.
7. Педагогическое исследование по актуальным проблемам дошкольного образования.
8. Собеседование аттестуемого с экспертами.
9. Опережающая помощь на этапе аттестации.
Использование Коучинг-сессии в системе ГУ «Школа-сад № 10 «Бал бұлақ»» существенно упрощает процедуру подготовки, оформления документов для получения квалификационной категории, способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры. Коучинг - это серия встреч и бесед, которые помогают педагогу лучше понять свою роль и место, раскрыть свой потенциал в целях решения поставленной перед ним задачи.
Коучинг может проводиться в формате специальных коуч-сессий, продолжительностью от 15 до 45 минут. Сессии могут проводиться в специально выделенное для них рабочее время. В нашем ГУ коучинг - сессия проводится в течение трех месяцев с октября по декабрь. Примерное расписание коучинг - сессии аттестации педагогов.
Время проведе
ния Форма Содержание работы Ответственное лицо
1 2 3 4
1 неделя
октябрь Технология открытого пространства Выставка материалов по обобщению опыта педагогов, прошедших аттестацию в 2009-2010 году, Определение уровня профессиональной компетенции педагога. Актуализация смысловых и ценностных полей в профессиональной деятельности.
Выделение критериев профессиональной компетентности ЗДУВР ГУ,
Психолог.
Аттестационная комиссия ГУ.
2 неделя октябрь Семинар-практикум Ознакомление с нормативно-правовыми документами. ЗДУВР
3 неделя октябрь Деловая игра Требования к оформлению материалов аттестации ЗДУВР
1 неделя
Ноябрь Мастер- класс В течение недели взаимопосещение открытых мероприятий, занятий по организованной учебной деятельности ЗДУВР
2 неделя
ноябрь Коучинг – консалтинг Самоанализ деятельности педагога ЗДУВР
3 неделя
ноябрь Коучинг – консалтинг Самоанализ деятельности педагога ЗДУВР
1 неделя
декабрь Методическая выставка Материалы по самообобщению опыта педагогов ЗДУВР
2 неделя
декабрь Диагностика Тесты, анкеты, вопросники, методики, необходимые для оценки профессиональной деятельности педагогов. ЗДУВР
3 неделя
декабрь Экспертиза результатов педагогической деятельности аттестуемых педагогов
(анализ статистических данных, проведение контрольных срезов и т.д.) Контрольные срезы, подготовленные администрацией ГУ ЗДУВР

Таким образом, использование коучинг - консалтинга при подготовке и проведении аттестации служит средством управления педагогическими кадрами в контексте роста и развития их профессионального мастерства и проявлением потребности в изменении педагогической практики ГУ. Итак, использование коучинга позволит ГУ:
• Повысить эффективность исполнения задач.
• Повысить мотивацию педагогов.
• Максимально раскрыть и более эффективно использовать потенциал педагогических работников, ресурсов.
• Сформировать профессиональный и высокоэффективный коллектив.
• Добиться гибкости и адаптации к изменениям.
• Более эффективно обучать и развивать педагогический коллектив.
• Снижение текучести кадров.
• Повысить продуктивность работы, как каждого педагога, так и педагогического коллектива в целом.
• Предупредить эмоциональное выгорание у педагогов.
• Экономить время на принятии решений.
• Улучшить взаимоотношения между сотрудниками ГУ.
Методику коучинга можно использовать в следующих направлениях: работа над проектом, работа с одаренными и способными детьми, со слабоуспевающими; с детьми, склонными к девиантному поведению, а также при работе с молодыми специалистами.
Литература:
1. Тренинг «Наставничество: обучение и развитие на рабочем месте» МЭЙНСТРИМ.
2. Е.Г Горшкова, О.В. Бухаркова. Коуч - наставничество как инструмент развития бизнеса. - СПб: Речь, 2006.
3. Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. МАК: 2005.
4. Управление ДОУ. Научно-практический журнал № 2 2007.

Категория: УПРАВЛЕНИЕ | Добавил: Svetlana121067
Просмотров: 4840 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 2:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru