Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Статья "РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
2011-10-26, 5:30 PM
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОДНО ИЗ
УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе.
Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Известно, что одной из основных целей обучения иностранного языка в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции.
“Чтобы сформулировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем “(Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Преподавание иностранного языка в школе, 2000, № 2).
Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.
Таким образом, мы определили цель программы интеллектуально-творческого развития учащихся – создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогов.
Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития учащихся в данном направлении, безусловно, является метод проектов.
Метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: синтез, анализ, прогнозирование, сравнение и др. В связи с этим данный метод можно успешно применять не только в социальной сфере, но и в учебной деятельности. Уже несколько лет я так же использую проектную технологию на уроке иностранного языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.
В результате родилась идея формирования и совершенствования исследовательской и аналитической культуры школьников, а также их интеллектуального и духовного развития путем выполнения ими серии учебных проектов. Эта идея реализована сегодня в школе и продолжает развиваться.
Как уже было сказано, прочные знания учащиеся приобретают только в ходе исследовательской деятельности. Рассматривая собственный опыт, у меня есть возможность проследить развитие исследовательских навыков и умений, повышение мотивации к исследовательской деятельности учащихся.
Так в 5-7-ых классах на своих уроках я начинаю работать по формированию исследовательских навыков учащихся, используя групповые работы, осуществляю вне предметные исследовательские работы, интегрированные проекты. Примером такой работы может служить урок по теме «Великие люди Германии», в ходе которого осуществлялась исследовательская деятельность разного вида. Учащиеся, объединенные в группы, в ходе урока создавали отчеты своих исследований в виде опорных плакатов, таблиц, коллажей, описывающих результаты экспериментальной работы, а также реферативные работы. Также примером исследовательской деятельности учащихся является ежегодная подготовка и проведение недели иностранного языка. Позитивные результаты внеурочной деятельности по иностранному языку в нашей школе наглядно выражены в проектных работах учащихся и их презентациях. Наиболее значительные проекты учащихся во внеклассной работе по немецкому языку – выпуск общешкольной стенгазеты – викторины «Путешествие по Германии» – тематический альбом «Рождественские праздники в Германии» на немецком и русском языках. И последним этапом, в данном направлении моей исследовательской работы с учащимися является создание компьютерных презентаций по биографиям писателей Германии. Любая информация, представленная на компьютере воспринимается учениками с огромным интересом, что позволяет активизировать творческие способности учащихся. В результате проведенной исследовательской работы появился дидактический материал в помощь учителю.
Применять компьютерные технологии на своих уроках я начала в 2008 году. И сразу отметила, что такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи урока. Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применить свои знания, умения и навыки.
Интересна проектная работа «Мой город в произведениях местных поэтов: Ю.Грунина, З.Чумаковой, П.Цаплина». На первоначальном этапе мы составили план сбора информации, распределили задания между участниками, назначили сроки выполнения заданий и выбрали способ представления конечного продукта. Ребята нашли большое количество информации о нашем городе. Но необходимо было выбрать только то, что может заинтересовать школьников. Разработали алгоритм выполнения проекта. С помощью алгоритма создания конечного продукта были определены цели и задачи проекта. Целью этой проектной работы является воспитание любви к городу, уважения к заслуженным людям города. Умение определять цели и задачи, планировать свою деятельность – эти качества необходимы каждому молодому человеку в современном информационном обществе. Конечный продукт представлен в форме – презентации Power Point «Мой город».
В ходе подготовки проявляются творческие способности ребят, совершенствуются умения и навыки по работе с различными источниками информации, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным материалом, расширяется кругозор, ведь темы, затрагиваемые работой выходят за рамки школьной программы. От учащихся требуются навыки исследовательской работы, умение оформить и доложить свою практическую часть работы. Естественно темы таких работ должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат. Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
В школе установлена широкоформатная интерактивная доска ACTIVboard компании Promethean. Это – новый интеллектуальный инструментарий учителя.
Использую это чудо современной техники на уроке в качестве наглядно-иллюстративного метода, как грамматический тренажер и тренажер навыков общения. Учащиеся могут одновременно видеть, слышать, читать, произносить, писать, играть, петь, смотреть фильмы, работать с различными дисками и многое другое. Созданы презентации по самым различным темам проектов«Meine Lieblingsjahreszeit» , «Die Haustiere», «Wie decken wir den Tisch?», «Im Lebensmittelgeschäft», «Die Hauptstadt Deutschlands – Berlin» в программе MS Power Point: , но главное - флипчарты-папки. При этом ученикам важно увидеть, что результат их деятельности реально востребован на практике.
Считаю, что использование интерактивной доски во время подготовки и защиты проектов позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации. Использование ИКТ на уроках иностранного языка способствует развитию понятия, обогащающего лексического запаса учащихся, что делает их устную речь более выразительной. Для контроля знаний учащихся используются тесты, приготовленные с помощью компьютера.
В ходе занятий я использую диски с электронными учебными материалами: «Немецкий язык на раз-два-три», «Das deutsche Alphabet fur die Kinder», «Das Schonste von Rhein und Mosel», «Начинаем учить немецкий», «Немецкий язык для детей. Обучим! Переведем! Развлечем!».
Использую и многочисленные ресурсы Интернет. Ниже приведены только некоторые из них:
№ Адрес сайта Результативность использования
1. www.studygerman.ru Работа с аутентичными немецкими текстами
2. www.grammade.ru Грамматический материал, тесты по
грамматике.
3. УНЦ ДО On-line тесты Тематический тестовый контроль знаний
4. www.it-n.ru/ Материалы к урокам

В 8-9 классах обязательным элементом обучения является создание учебного проекта или исследования (индивидуального, группового) по учебному предмету, по выбору учащегося и учителя. Защита проектов проводится внутри класса, лучшие проекты и исследования выставляются на защиту в параллели.
После защиты проектов кабинет иностранного языка пополняется различными пособиями, компьютерными презентациями, которые могут быть использованы на уроках.
К достоинствам проектирования можно отнести то, что эта форма работы дает ученикам возможность выбрать наиболее интересную для них деятельность.
Еще одно неоспоримое достоинство проектирования заключается в том, что учителя получают возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, осознать его успешность вне узких рамок своего предмета, увидеть индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика.
В чем мы видим перспективу работы над учебными проектами? Это прямой выход на углубление исследовательской деятельности учащихся. В процессе работы над проектами ребята получают навыки исследовательской работы, развивают устную и письменную речь, коммуникационные навыки, учатся трудиться в группе, руководить и быть подчиненным, распределять роли, нести ответственность и т.д. Метод проектов может превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимися проблемы с учетом особенностей культуры страны, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре. И все это происходит на фоне серьезной личной заинтересованности, ведь выбор предметности и темы – это личный выбор ученика, работать в группе или индивидуально – опять же выбор каждого. Недаром умение пользоваться методом проектов, обучение в сотрудничестве относят к технологиям XXI века.

Список литературы:
1. Солова Е.Н. Программа базового курса методики преподавания иностранных языков Москва, Преподаватель №3, 2000г.
2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Научно-методический журнал Иностранные языки в школе №2, 2000г.
3. Пахомова. Н.Ю. Проектное обучение - что это?// Методист №1, 2004г
Категория: ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ | Добавил: Tamara59
Просмотров: 2546 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 9:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru