Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Эффективность использования материалов курсов практике работы курсовая переподготовка. 12 образовани
2012-10-24, 7:13 AM
Республика Казахстан в настоящее время находится на новом этапе развития системы образования, цель которого чётко охарактеризована в «Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года», где говорится, что «…система образования должна быть приведена в соответствие с потребностями развития Казахстана».
Развитие рыночной экономики, основным ресурсом которой становится высококвалифицированный и динамичный человек, требует нового качества образования. В этих условиях должны в корне обновиться образовательные ориентиры школы, которые очерчены в «Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан».
Целью образования 12-летней школы является «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и интересах общества».
Решение этой цели предполагается осуществлять на основе компетентного подхода, в соответствии с которым результаты учебно-воспитательного процесса в новой школе определены в виде следующих ключевых компетентностей выпускника:
- Ценностно-ориентированная личность;
- Культурологическая;
- Учебно-познавательная;
- Коммуникативная;
- Информационно-технологическая;
- Социально-трудовая;
- Компетенция личностного саморазвития.
Компетентностный подход в настоящее время является ведущей основой в определении цели содержания, результатов образования. содержание образования (и соответственно технологии обучения) должно быть направлено на такое развитие личности выпускников школы, которое позволило бы им быстрее адаптироваться в социуме (найти своё место в мире бизнеса, быть конкурентно способным, стать гражданином и патриотом Республики Казахстан, иметь ведущие нравственно-этические и эстетические ценности, вести здоровый образ жизни), то есть результатом образования средней общеобразовательной школы должна быть интегрированная личность. Содержание образования (и соответственно технологии обучения) должно быть направлено на такое развитие личности выпускников школы, которое позволило бы им быстрее адаптироваться в социуме (найти своё место в мире бизнеса, быть конкурентно способным, стать гражданином и патриотом Республики Казахстан, иметь ведущие нравственно-этические и эстетические ценности, вести здоровый образ жизни), то есть результатом образования средней общеобразовательной школы должна быть интегрированная личность.
Компетентный подход в образовании (как и в любом виде деятельности), не является совершенно новой концепцией. Его истоки следует искать в том фонде знаний мировой педагогики, который составляет теоретико-методологическую базу конструирования содержания образования. с литература по 12-летнему образованию, определилась в том, что обучение ребёнка является таким, которое будет способствовать дальнейшему развитию без помощи учителя. И поэтому в общеобразовательной школе должна быть создана целостная система вооружения учащихся универсальными знаниями и умениями, навыками, приобщения к самостоятельной деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность выпускника.
Переход на 12-летие обучение в РК обусловлен необходимостью:
- Влияния процесса глобализации и социально — экономических факторов;
- Повышения качества общего образования;
- Обеспечения конкурентоспособности отечественного образования;
- Обеспечения преемственности уровней образования;
- Сохранения здоровья детей;
- Создания условий для индивидуализации и профилизации обучения.
Переход на обязательную основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала. С другой стороны, профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах средней школы позволит обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования.
В целом переход на 12-летнее обучение позволит успешно решить стратегическую задачу реформы казахстанского образования, которая видится в развитии новой национальной модели, направленной на формирование творческой личности, в качественном переходе от модели «образование для всех» к модели «образование для каждого на протяжении всей жизни» и обеспечить скорейшее вхождение в мировое образовательное пространство. Выбрана модель 12-летней образовательной школы, ключевой идеей которой провозглашается «Триумф личности». Основные подходы к обучению в 12- летней школе: личностно-ориентированный, компетентный, деятельный с учетом потенциальных возможностей, индивидуальных особенностей, внутренних потребностей учащегося.
В структурно-содержательной модели 12-летнего образования значительное изменение претерпевает старшая ступень, основной задачей которой является профильное обучение. В связи с этим представляется предполагаемая модель профильного обучения. Профильное обучение на третьей ступени - завершающий этап полного среднего образования, реализующий принцип дифференциации и индивидуализации обучения, ориентированный на создание условий для образования старшеклассников в соответствии с их потребностями, интересами, отвечающий намерениям продолжить образование и способствующий личностному и жизненному определению учащихся.
Предполагаемая Схема-модель профильного обучения включает предпрофильную подготовку в 9-10 классах, которая состоит из профдиагностики, профориентации, профотбора. На основании экзамена (теста) итогов изучения материала осуществляется выбор профиля. Далее осуществляется профильная подготовка в 11-12 классах.
Учебные планы профильных классов состоят из3-х компонентов:
- Инвариантный компонент;
- Профильный компонент;
- Личностно-ориентированный компонент;
Инвариантный компонент - общеобразовательная часть учебного плана, отвечающая по своему содержанию и системе требований государственным общеобразовательным стандартам.
Профильный компонент — совокупность курсов, учебных дисциплин, изучаемых по выбору на углубленном уровне и отвечающих по своему содержанию и системе требований профильным образовательным стандартам.
Личностно — ориентированный компонент — вариативная часть учебного плана, осваиваемая учащимися по своему усмотрению и выбору из предлагаемых школой спецкурсов для формирования самостоятельных исследовательских навыков учащихся.
Определены следующие направления профилей:
- естественно-математический;
- технологический;
- гуманитарный;
- экономико-правовой;
- военно-спортивный;
- художественно-эстетический.
Предполагается, что на основании вышеуказанных профилей возможна организация более узких профилей.
Составляющими Модели внутришкольной профилизации являются:
- монопрофильная — школа профилирована в одном направлении;
- полипрофильная — школа, имеющая несколько профилей;
- специализированные школы для одарённых детей;
- специальные школы для детей с ограниченными возможностями;
- лицеи;
- гимназии.
Составляющие Модели внешней профилизации — это ресурсные центры: при школах с более подготовленным кадровым составом и при ВУЗах, колледжах, научных центрах, внешних организациях дополнительного образования, а также осуществление профилизации через дистанционные школы — обучение через Интернет, заочные школы.
Предпрофильное и профильное обучение в сш №17.
Наша общеобразовательная школа, силами своей материально-технической базы и кадрового потенциала, давно уже в старшем звене перешла на профильное обучение. Ребята восьмых и девятых классов по результатам своей учёбы и интересам агитируются в профильные классы. При выборе профиля активность проявляют и родители. Обучение в профильных классах осуществляется по особой программе. Содержание и структура программы позволяет более подробно изучать отдельные вопросы, связанные с развитием цитологических, эволюционных, генетических, экологических закономерностей.
Преемственность между разделами обеспечивает целостность школьного курса биологии. Программа 11-го класса предусматривает повторение всего курса биологии, учитывая программу поступающих в ВУЗы.
Программа в профильных классах ориентируется на обобщение знаний учащихся. Обобщаются при этом основные понятия, ведущие идеи, выделяются связи между ними, показываются практические мировоззренческие значения. Учитель может изменять темы обобщающих уроков, исходя из особенностей усвоения учебного материала (семинары, лекции, зачёты).
Одним из главных приоритетов в своём послании «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран мира» глава государства Н. А. Назарбаев называет развитие системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров. Необходимость реформирования образования как одного из «важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана», создание современной системы образования, как отмечает Президент, соответствующей потребностям экономической и общественной модернизации, ставит перед нами новые задачи – формирование педагогического корпуса новой формации

Так какой же должна быть сегодня эта ключевая фигура – учитель новой формации? Современный учитель как главное действующее лицо системы образования должен сегодня обладать высоким уровнем профессионально – педагогической компетентности, способностями глубокого аналитического творческого и созидатель но – конструктивного характера мышления, направленного на совершенствование и кардинальное изменение классической педагогической парадигмы.
В концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан даётся следующее определение: «Учитель новой формации – это духовно-нравственная, активно-созидательная, экологически образованная, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, стремлением к саморазвитию и самореализации, характеризуемая высоким уровнем сформированности методологической, исследовательской, дидактико-методической, социально-личностной, коммуникативной, информационной и других видов компетентностей».

1. Профессиональная компетентность учителя:
- владение содержанием и методологией предмета;
- знание закономерностей познавательных процессов в обучении;
- владение приемами эффективного общения;
- владение управленческими технологиями;
- владение навыками педагогического экспериментирования;
- владение навыками обобщения и передачи своего опыта;
- осуществление валеологизации образовательного процесса.
2. Специально-профессиональная компетентность учителя:
Компетенции по географии:
- владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества;
- осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем;
- сознание не только ближних, но и отдаленных последствий принимаемых решений;
- осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям;
- осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты.
3. Психолого-педагогическая компетентность включает в себя:
- осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах воли и характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки;
- осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
- осведомленность учителя в оптимальном выборе методов обучения, о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и ее деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда;
- осведомленность в образовательных и жизненных установках старшеклассников, что дает ориентацию на сферу будущей профессиональной деятельности.

Учитель должен владеть высоким уровнем методического и педагогического и педагогического мастерства: способностью работать в системе индивидуального и дифференцированного обучения школьников, так как профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования; умением создавать благоприятный психологический климат в ходе занятий, умением управлять аудиторией;
-учитель должен обладать хорошими знаниями стилей управления детским коллективом и умело применять их в конкретной ситуации;
-учитель должен иметь высокий уровень теоретических знаний по предмету, общую эрудицию, уметь переносить информацию в нестандартную ситуацию, высокий уровень знаний психологии личности.

Содержание казахстанского среднего общего образования характеризуется регла¬ментацией получения учащимися знаний, умений и навыков по областям отдельных учебных предметов, что недостаточно для компетентного участия их в жизни. Информационная перегруженность содержания образования ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся
Мировой опыт также свидетельствует о необходимости опережающих темпов разви-тия среднего общего образования, обеспе¬чивающего подготовку выпускников для ус¬пешного участия в экономической и обще¬ственной жизни с учетом постоянства изме¬нения мира. Важно усиление роли школь¬ного образования в реализации задач лич¬ностного развития ученика, его социализа¬ции, психического и физического здоровьесбережения.

Цель Концепции - определение страте¬гии развития и путей обновления системы среднего общего образования Республики Казахстан в условиях 12-летней школ

Задачи Концепции:
• раскрыть цели, задачи, структуру, со¬держание образования и особенности орга¬низации учебно-воспитательного процесса в 12-летней школе;
• подготовить финансово-экономичес¬кое обоснование перехода на 12-летнее образование;
• определить ожидаемые результаты данной Концепции.

Концепция состоит из следующих разде¬лов:
1. Обоснование перехода на 12-летнее среднее общее образование с учетом мировых тенденций и отечественного опыта.
2. Цель и ожидаемые результаты 12-лет него среднего общего образования.
3. Структура среднего общего образова¬ния.
4. Основные направления обновления содержания образования.
5. Особенности организации образова¬тельного процесса.
6. Педагогические кадры.
7. Система оценивания ожидаемых ре¬зультатов образования.
8. Управление системой среднего общего образования.
9. Условия реализации Концепции 12-летнего среднего общего образования.
Обоснование перехода на 12-летнее обучение с учетом мировых тенденций и оте-чественного опыта

Основными тенденциями мирового раз¬вития, обуславливающими существенные из¬менения в системе образования, являются:
• ускорение темпов развития общества;
• переход к постиндустриальному, ин¬формационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
• возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в резуль¬тате международного сотрудничества;
• демократизация общества;
• динамичное развитие экономики, рост конкуренции;
• рост значения человеческого капита¬ла.

Заключение

Одной из целей профильного обучения является интеграция образовательных и предметных областей, направленность на жизненное и на профессиональное самоопределение личности. Выбор основания для интеграции знаний способствует решению проблемы структурирования содержания учебного материала. Наиболее существенной является проблема отбора содержания учебного материала, на котором можно формировать и конкретизировать те или иные понятия, интегрировать его с содержанием других дисциплин. Установить связь между предметами, интегрировать учебный материал можно на различных уровнях.
Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению требует дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров. Для обеспечения профессионального уровня действующих преподавателей при переходе на профильное обучение всем учителям, выразившим желание работать в профильной школе, предстоит пройти повышение квалификации или переподготовку и получить соответствующее свидетельство (сертификат).
Основная задача профильного обучения обеспечение условий для реализации интересов, способностей и потребностей личности. Развитие творческой самостоятельности ученика, увеличение приёмов индивидуализации учебного процесса предопределяет необходимость продумать и выстроить не только обучение по индивидуальным учебным планам, но и систему дополнительной внеурочной деятельности. Бесспорным эффективным методом обучения является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, которая позволяет научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
Таким образом, введение профильного обучения направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Новое время принесло в систему образования новые приоритеты.
Общество по меткому выражению Н.А.Назарбаева погрузилось в состояние анемии. Перед образованием встала сложная задача – определить систему ценностей, идеалов, отвечающих новой исторической эпохе.
С сентября 2001 года мы работаем по новым казахстанским программам и учебникам. Государственный стандарт образования требует повышения качества знаний. Как достичь высоких результатов? Дать ответ на этот вопрос не легко. Прежде всего существенную роль играет урок. Всецело разделяю точку зрения педагога М.Н.Скаткина, который говорит: «Урок клеточка педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
Именно на уроке учитель и ученик проявляют совместную активную познавательную деятельность в отношении к предмету, друг другу. Из предметов школьного расписания география – наука богатая. Если речь заходит об информации которой мы располагаем, то никакая другая дисциплина нам не конкурент.
Как много значит при подготовке отобрать главное, существенное! Как важны знания педагогики, методики, психологии! Мое педагогическое кредо – видеть в своем ученике личность - индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками.
Человек, как правило так устроен, что сначала создает проблемы, а затем успешно их преодолевает. Не случайно многие из нас, учителей более 20 лет являемся сторонниками проблемного обучения. Ведь этот подход возбуждает у ребят противоречие между знанием и незнанием и вызывает потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Создание проблемных ситуации с учетом критериев: эмоциональной окраски, опоры на опыт ученика, творчество учителя и ученика, учет психологических особенностей.
Пересмотрев стереотипы мышления, самокритично, с чувством собственного достоинства осваиваю новые педагогические технологии, стараюсь умело использовать их в повседневной педагогической практике.
С целью активизации познавательной деятельности обучающихся стараюсь в совместной деятельности с учащимися реализовать методическую проблему: «Развитие творческих способностей как средство самореализации личности в процессе учебного познания географии». Для этого применяю инновационный подход в обучении. В повседневной учительской практике применяю различные методики: «личностно-ориентированное обучение», «критическое мышление через чтение и письмо», интерактивные методики.
Являюсь сторонником технологии коммуникативно-диалоговой деятельности, модульной технологии дифференцированного обучения.
Ежедневно стремлюсь выработать у обучающихся ответственное, добросовестное отношение к предмету, прививая навыки самостоятельной познавательной активности путем привлечения дополнительных источников знаний – научно-популярной литературы по предмету, компьютер.
Уроки, на которых учащиеся сами систематизируют материал, составляют кластеры, денотатные графы, составляют конспекты, готовят в группах творческие отчеты, на мой взгляд удовлетворяют внутренние познавательные потребности и учителя и ученика.
В методической копилке кабинета сосредоточены видеоматериалы, рефераты, доклады, плакаты, научные проекты, сочинения, стихи, рисунки и другие творческие работы.
Составлены тесты, вопросы релейных зачетов по выявлению знаний. Использую тесты педагогов-новаторов России О.В.Чичериной, С.Е.Дюковой.
Пользуюсь сборниками тестов по географии, выпущенными Министерством образования и науки РК, учебно-методическими комплектами доктора педагогических наук У.А.Есназароой.
Опытом работы по апробированию новых программ и учебников делилась на заседании МО учителей географии, биологии, химии, методсовете и педсовете школы.
Являюсь членом творческой группы учителей географии Северо-Казахстанской области под руководством старшего преподавателя Северо-Казахстанского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Л.А.Виноградовой.
По инициативе автора новых программ и учебников курсов «Естествознание» 5 кл., «Физическая география Казахстана» 8 класс творческая группа учителей географии в 2005 году переименована в Северо-Казахстанский филиал Республиканской именной школы по географии У.А.Есназаровой.
Интересная работа по проблемам географического образования объединила ученых и учителей – практиков нашей области. Здесь мы в постоянном совместном творческом поиске с кафедрой географии и экологии СКГУ им. М.Козыбаева под руководством зав.кафедрой П.С. Дмитриева – как дидакта биологических наук, его членов кандидатов наук профессора В.И.Дробовцева, доцента С.Г.Водопьяновой, ст.преподавателя В.Н.Яворской, работниками обсерватории, возглавляемой кандидатом физико-математических наук А.А.Солодовник в ходе обмена мнениями друг с другом находим нестандартные подходы в решении сложных проблем педагогической практики.
Опытом своих творческих находок мы делимся на страницах научно-методического журнала «География в школах и ВУЗах Казахстана» с 2005 года.
Нами выпущена брошюра в помощь учителю географии под названием «От Алтая его простор до Уральских яшмовых гор», где участники поделились опытом проведения практических работ в 8 классе по новым программам.
В настоящее время заканчиваются наработки по проведению практических работ в 9 классе.
Как член творческой группы мне была представлена возможность поделиться опытом работы по предмету в ходе проведения открытых уроков на семинаре для учителей школ г.Петропавловска по проблеме «Коммуникативно-диалоговая деятельность на уроках географии».
К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне мы с учениками 8в класса провели для участников областных курсов повышения квалификации внеклассное мероприятие «Поклонимся великим тем годам», познакомили присутствующих с работой школьного музея, возглавляемого Э.С. Красиковой.
Мои ученики – участники областного, победители городского конкурса научных проектов по теме «Необходимость создания искусственной почвы в современных условиях». Коллективную работу на защиту представили Баймаханов Шерхан – ученик 8д класса и Руденкова Юлия – ученица 9б класса в 2006г.
Победы в областном конкурсе экологических знаний, олимпиадах – это хорошие результаты, которых мы, учителя достигаем благодаря сотрудничеству, взаимопониманию, тесному контакту, привитию интереса к своему предмету.
Накоплен определенный опыт работы по новым программам и учебникам, но рано останавливаться на достигнутом. Наша школа в 2005-2006 учебном году показала хорошие результаты по ЕНТ, в т.ч. и по географии. Администрация школы умело направляет деятельность педколлектива на достижение высоких результатов. Директор школы А.Ю. Курленя, зам.директора А.Я. Иванова, Т.А. Василенко, В.И. Алешин выработали систему работы, которая позволяет учителям раскрыть свой творческий потенциал. По итогам школа вошла в номинацию «Лучшая школа» области. Содержание и качество обучения неизбежно и конкретным образом зависит не только от того, какие компьютеры установлены в школе, но и какие программные средства используются для обучения.
Учителя в своей профессиональной деятельности стремятся к лучшему и как следствие, организация учебно-воспитательного процесса переходит на другой качественно новый уровень.
Уважаемые коллеги!
В связи с переходом на новые программы и учебники на нашем пути немало проблем.
В методике географии требуют специальных исследований следующие проблемы:
• отбор главного, существенного в содержании предмета,
• проблема интеграции разветвленной системы географических знаний,
• обновление методов, приемов, средств и форм,
• страноведческий подход и фактор территории.
Трудности не случайны. Они связаны с увеличением числа изучаемых дисциплин и как следствие сокращение учебной нагрузки по предмету.
Как избежать перегрузки ученика и дать ему возможность самореализации в предстоящей взрослой жизни ХХI века? Попытаюсь ответить на эти сложные вопросы...
Накоплен определенный опыт работы по апробированию новых программ и учебников. Однако следует отметить, что в условиях подготовки к переходу на 12 – летнее образование учительство испытывает неудовлетворенность от результатов своего труда. И это не случайно. Крайне сложно заложить «фундамент» географической науки за отведенные 1,5 программных часа в 6 классе «Физическая география. Начальный курс».
Много практических работ в курсе «География. Материки и океаны» 7 класс. Сложно согласиться с авторами по структуре учебника.
Практически невозможно за 1 час в 9 классе выполнить программу по формированию экономических знаний своего государства. А ведь наша главная задача – готовить выпускника, вооруженного экономической культурой, осознающего свое место в реальной действительности, умеющего разбираться в экономических ситуациях, находить правильное решение, способствовать воспитанию деловой и активной личности.
Курс «Естествознание» в 5 классе призван обеспечить преемственность в изучении школьниками курса «Познание мира» и является одновременно пропедевтическим для среднего и старшего звена. Думаю, что можно сократить один час и высвободить его на изучение курсов 6, 9 классов, хотя бы по 0,5 часа на каждый.
В условиях, когда происходит стирание границ между научными и гуманитарными дисциплинами сама жизнь требует больше внимания уделить математике, географии, истории, достижениям культуры.
Конечно, это далеко не полный перечень проблем, ведь создавая их надо искать пути решения. К сожалению новые педагогические технологии вряд ли всецело помогут преодолеть проблемы?
А каковы перспективы? Будущее светло и прекрасно, если следовать восточной мудрости, которая гласит: «Долгую жизнь можно найти, лишь взаимодействуя с природой, а не противореча ей».
Новые концепции образования, стандарты основаны на деятельностном подходе в обучении. Урок должен соответствовать следующим параметрам: учебный материал должен чем-то питать, предполагая что-то новое, интересное, необычное, чередуя сгустки информации с семантическими науками для отдыха и доосмысления. В дополнение к этому необходимо продолжить развитие творческих способностей, интересов, памяти.
Ученик обязан уютно чувствовать себя в условиях неопределенности, не теряться при возникновении противоречий, не бояться проявлять инициативу и знать как действовать.
Самое сложное в школьной жизни – это оценка. А.Дистервег мудро предвидел: «Не в качестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что ты знаешь».
Твердо уверена в том, что поиски технологии создания успеха приведут нас к очень простым педагогическим правилам:
1.поддерживать доброжелательное отношение к ребенку в течение его деятельности;
2.авансировать, подбадривать, огласить его достоинства, которые позволяют достичь успеха;
3.подчеркивать исключительные персональные качества личности;
4.задавать высокий уровень мотивации;
5.снять страх перед предстоящей работой;
6.предложить скрытую инструкцию, облегчающую первые шаги предстоящих усилий;
7.выразить свою уверенность в том, что успех станет обязательным исходом задуманного;
8.по окончании деятельности положительно оценить отдельные стороны исполнения. Охарактеризовать их особенность.
Такое пошаговое формирование обычно всегда дает высокую результативность в работе.
Особое важное предпочтение в перспективе следует отдать здоровью учителя и ученика. Ни одна ценность, дарованная человеку природой, не ценится так высоко, как здоровье... Нужно учить детей – беречь его – всегда, начиная с детского возраста. В сознании ребенка должно складываться понятие: никто, кроме меня не ответственен за мое здоровье.
ВУЗам следует обратить внимание на подготовку будущих учителей, способных не только к аналитическому мышлению, обладающих прекрасным багажом знаний, владеющих современным методическим арсеналом, но и толерантности, прежде всего.
Подводя итог своим рассуждениям по вопросу анализа педдеятельности в условиях перехода на 12-летнее обучение считаю уместным высказать свои умозаключения.
1.Новые программы и учебники – это веление времени. Ведь живем в новом времени, находимся на пути вхождения в 50 развитых стран мира.
2.Трудно переучиваться учителю, когда ему уже под 50 и более лет, но это необходимо. Есть смысл повышать свое профессиональное мастерство пока работаешь.
3.Существенную роль играют в совместной деятельности следующие факторы, которые невозможно обойти стороной:
а)психологические;
б)экономические;
в)социальные.
Именно от них на мой взгляд зависит успешно решение насущных проблем школьного образования.
Нам, учителям географии, в перспективе следует помнить, что научные исследования и обучение географии – две важные стороны единого процесса. Лидером в нашей дисциплине является научное исследование.
Я желаю всем добра,
Доли схожей с полной чашей
И чтоб было в жизни Вашей
Завтра лучше, чем вчера.
Благодарю за внимание!
Реформирование образования в РК ориентировано на высокую цель- воспитание молодого поколения с инновационным творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, этническим ответственным отношением путей определения и разработки стратегии развития систем образования, построение системы непрерывного образования, создание альтернативного образования, разработка новых подходов, формирование нового содержания.
Стратегия дальнейшего реформирования системы образования ориентирована на дальнейшее качественное преобразование организаций образования, обновление материально-технической базы, создание условий для получения образования необходимого для соответствия личностному потенциалу ученика, развитию его индивидуальных и творческих способностей.

КАЗАХСТАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА.

Сусык Татьяна Петровна
СШ № 7 г.Костаная

Школы – главные пружины образования,
… в них будущность народа.
Ы.Алтынсарин
Казахстанское образование вчера (прошлое).
«Ищи понимание успехов сегодняшнего дня, в понимании опыта прошлого», - говорил мудрец прошлого.
Как же сложно охватить взором все то, что сделано в области образования, воспитания веками, найти тот источник – родник, который стал основой гигантского океана знаний.
Со времени появления «человека разумного» сменилось более 1600 поколений людей, из них только последние испытали на себе в массовом порядке воздействие специально организованных учреждений – школ. На протяжении многих веков люди, путем бесчисленных проб, ошибок и находок, отшлифовывали такую организацию повседневных отношений, которая не только приводила к практическому успеху в труде, в быту, но и вместе с тем максимально полно передавала знания, мысли, чувства, привычки предшествующих поколений – молодым.
Мы говорим о народной педагогике, как о составной части народной культуры, как проявлении педагогической культуры масс, зародившейся в глубокой древности.
К.Д.Ушинский писал « первый учитель – народ».
Созданная гением народа педагогика семейного воспитания – основа общечеловеческой педагогической культуры.
Где же школа и её место в потоке формирования системы образования в прошлом Казахстана?
Опыт первый – религиозная школа.
Это первая попытка сгруппировать знания в систему, а образование подразделить на ступени: начальное образование – мектебы, высшее – медресе.
В этой системе школы находились при мечетях.В конце XIX века таких школ в городе Туркестане, в 1864 году насчитывалось 20, а к концу века - уже 40.
Особое место занимала мечеть Ходжа Ахмета Ясави.Мечеть и школа при ней были местом для моления, но и «клубом, народным домом, где всегда можно было найти общество для беседы»,- писал А.Байтурсынов. Там, где была беседа, спор – рождалась истина, знание.
Поэт, педагог, общественный деятель Хамза Хаким – заде Ниязи, прославляя новую светскую школу, писал: «Она должна стать родником бездонной славы, радости и счастья».
Слава…Применимо ли это понятие к школам конца XIX века? Л.Н.Толстой проявлял большой интерес к быту, языку и культуре народов Средней Азии. «Мы ближе к Востоку, нам есть чему у него учиться»,- говорил великий писатель. И это действительно так; все прогрессивное, передовое в народной педагогике переходит свои национальные границы, становится достоянием других народов.
Опыт второй – этнопедагогика.
20 годы XX века – мир обратил свой пристальный взор к национальному образованию.
В Европе решал эту проблему С.И.Гессен, но его идеи были недоступны в силу идеологических взглядов педагогам России. У нас в Казахстане принципы народности рассматривали такие педагоги как:Ы.Алтынсарин, М.Жумабаев, Ж.Аймаутов, М.Дулатов, Х.Досмухамедов.
В самом центре г.Костаная находится одна из старейших школ Казахстана, рожденная в степи ценой огромных усилий удивительного человека, патриота своей земли –Ы.Алтынсарина.
Из стен школы-интерната вышли многие известные в Казахстане и за его пределами деятели науки и культуры: Алиби Джангильдин – видный общественный деятель; Спандияр Кубеев – писатель, учитель; Мухамеджан Сералин – писатель, поэт и многие другие.
Деятельность Ы.Алтынсарина была реальным воплощением этнопедагогических идей в учебно-воспитательный процесс школы.
Таким образом народная педагогика, этнопедагогика как её составная часть, в своей основе теснейшим образом связана с проблемами национального и интернационального воспитания, дают блестящие образцы их разумного, гармоничного сочетания.
На мой взгляд, корни проблем и трагедия развития этнопедагогики в XX веке лежат в 1934 году, когда был введен единый тип школ, и до 90-х годов эта модель образования была в забвении. И здесь невольно вспоминаешь слова: « учиться - все равно, что плыть против течения; остановился на минуту – и тебя отнесло назад».
Казахстанское образование сегодня (настоящее).
Настоящее, это день в сравнении с прошлым и миг в сравнении с будущим.
Конфуций.
Мы живем в бурное время великого перелома истории, со стремительной быстротой преобразуется мир. В последние 15 лет коренным образом изменилось политическое лицо нашей страны – Казахстан стал независимым государством. Человечество властно вовлекается в процесс современной научно-технической революции.
Через призму своего быстротечного времени мы не всегда можем объективно оценить историческую роль этих социальных явлений.
80-е годы – школьная реформа: Труд как приоритетное направление. Серьезное обновление содержания образования, решительное сближение знаний с практикой, особенно по естественно-математическим дисциплинам.
90-е годы – одухотворенные идеалами обновления и преобразования, Казахстан обретает самостоятельное место и голос в мировом сообществе. В государстве создается беспрецедентное количество государственных нормативных документов, затрагивающих сферу образования.
- Конституция РК; Комплексная программа развития образования; Закон об образовании; Закон о Языке; 1999 год признаётся годом образования и здоровья детей. В Послании Президента страны Н.А.Назарбаева народу «Стратегия 2030» определён эталон модели будущего государства и его гражданина:«…это будет Казахстанский барс,с присущей ему элитарностью, храбростью и хитростью…Он будет мудр в воспитании потомства, заботиться о его здоровье, образовании, мировоззрении, будет готов к самостоятельной жизни в условиях острой конкуренции в любом окружении…
Они будут готовы работать в условиях современной рыночной экономики, сохраняя при этом
традиции своих предков».
В этом контексте миссия национальной образовательной системы РК как части мирового
образовательного пространства, состоит в обеспечении права граждан на получение качественного образования, в создании условий для развития способностей личности на основе полученных знаний самореализовываться, саморазвиваться, самосовершенствоваться, повышать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Несомненно, что личность педагога, в конечном итоге, определяет успех любой образовательной программы. Учитель сегодня помогает осуществить переход от центричного
образования к компетентностному. В системе развивающегося обучения к нему предъявляются требования: высокий профессионализм; способность к творчеству и креативность мышления;
широкая эрудиция; высокая общая культура и гуманное отношение к людям.
Эти идеи логически перекликаются с реальностью и историческими перспективами, то есть
с глобализацией образования. Казахстан делает первые шаги в международное образовательное пространство, на сколько они будут успешны в этом пространстве - зависит от новой формации учителя.
Наши разрозненные ручьи знаний слились в большую, полноводную реку, которая несет свои живительные воды к устью, а затем в океан. Нас волнует вопрос- а не потеряется ли корабль казахстанского образования в безбрежном пространстве, сохранит ли свой флаг, хватит ли у него сил достигнуть поставленной цели.
Казахстанское образование завтра (будущее)
Будущее светло и прекрасно
Чернышевский Н.Г.
Каждый человек, размышляя о своём будущем, считает, что оно должно быть лучше, чем настоящее, что самые заветные мечты сбудутся там, в будущем! Чтоб будущее стало таковым,
мы ставим перед собой цели сегодня.
Глобальную цель достижения успешности Казахстана сформулировал в Послании народу Казахстана Президент РК Н.А Назарбаев «Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации и политической демократизации. Продвижение Казахстана в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира невозможно без развития современного образования, непрерывного повышения квалификации и переквалификации кадров и дальнейшего процветания культуры народа Казахстана, а реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана».
2006 год – станет первым шагом внедрения Концепции 12-го образования, как составляющей государственной программы развития системы образования до 2010 года.
Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования и внедрения новой национальной модели образования.
Главная цель 12-летнего образования: «Формирование и развитие образованной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации как, в своих собственных интересах, так и в интересах общества»
Задача учителя в будущем – помочь ученику в построении его индивидуальной траектории
образования, соотносящейся с общепринятыми достижениями человечества и направленной на
их преобразование.
Важнейшим требованием времени становится идея компетентности учителя.
Компетентность учителя – многофакторное явление, включает в себя систему знаний, умений, его ценностные ориентиры и интегративные показатели культуры.
Каждый, кто знаком с Концепцией, представляет, каким набором компетенций должен владеть учитель, какими критериями определяется его компетентность.
Главный вопрос- что дадут ученику ключевые компетенции учителя? Они помогут выработать у него умения третьего тысячелетия. Грамотность, способность к критическому мышлению, видение и готовность к восприятию новых идей, умение адаптироваться работать в команде, лидерские способности.
Данные умения будут особенно нужны в 12-летней школе, где на третьей ступени среднего общего образования (11-12 классы) будет реализовано профильное обучение, ориентированное на будущую профессию. Профильное обучение сформирует тандем среднего и высшего образования, реализует его непрерывность, будет способствовать развитию у учительства потребности в постоянном самообразовании, приближая его к научной среде.
Переход от школы – учебы к школе – мышления станет залогом успешности, главного критерия самореализации конкурентоспособной личности!
Мне видится, что обновление философии и методологии образования есть результат накопления знаний (это прошлое), осмысления опыта (это настоящее), реализации новых идей (это будущее).
В новой модели национального образования мы ничего не забыли из багажа прошлого:
- привнесли в образование идеи народной педагогики; возродили этнопедагогику; открыли школы с государственным языком обучения; казахский язык стал государственным; мы не забыли о поликультурности; вошли в мировое образовательное пространство введением 12-летнего образования.
Хочется верить, что нас ждет успех, что в будущем не будет нарушен баланс исторического опыта и целей, задач будущего.
Верится, что в океане образовательного пространства, корабль казахстанского образования будет достойно нести флаг своей страны, его образовательный груз будет ценным и конкурентным товаром, его пассажиры (ученики), как писал Аристотель, «будут свободно купаться в океане познания».
Категория: ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ | Добавил: Marina_coin
Просмотров: 2114 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 2.4/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 12:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru