Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Концепция воспитательной работы школы
[ Скачать с сервера (41.7Kb) ] 2015-12-03, 11:16 AM
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы С. Досжанова

Концепция воспитательной работы
СШ Пограничная г. Аксу
на период 2012-2017 годы

Разработала: (ЗДВР) зам. директора по воспитательной работе Дубгорная М.М.

«Не прием, не метод, а система является
ключевым понятием в педагогике будущего».

В жизни каждого ученика школа занимает важное место, так как выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает освоить те законы, по которым живёт взрослый мир, реально помочь в самоопределении личности и формировании мировоззрения каждого ученика. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Воспитание не в состоянии изменить ситуацию, сложившуюся в обществе и микросреду ученика, но в состоянии помочь выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам действительности, приучить к активному участию в преобразованиях современной жизни, сформировать коммуникативные и лидерские качества личности. Это и предстоит решить школе как институту социализации. На это нацелена воспитательная работа в школе – научить ребенка делать свой выбор в реальном обществе, чтобы не потеряться в многообразии и сложности сегодняшней жизни, гармонично сочетая духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоения жизни. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
При разработке концепции воспитательной работы школы я использовала собственный опыт и систематизировала опыт воспитательной работы педагогов нашей школы. Идея « Хочешь быть успешным? Будь им!», сформулированная с учётом интересов родителей и детей легла в основу концепции воспитательной системы нашей школы. Бесспорно, любому человеку необходимо чувство собственной значимости и успешности. Быть УСПЕШНЫМ- сегодня это значит быть физически здоровой, интеллектуально развитой, ценностно-ориентированной, социально активной личностью с креативным и гибким мышлением, способной быстро адаптироваться в условиях современной жизни.
Концепция воспитательной работы школы предлагает следующее понимание содержания параметров социально активной личности.
• Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек.
• Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности.
• Социально – активная личность – это личность творческая.
• Социально-активная личность – это гуманная личность.
• Социально активная личность- это успешная личность.
Аббревиатура «УСПЕХ» является синтезом основных аспектов развития личности и одновременно приоритетными направлениями воспитательной работы в школе.
У – учеба (познавательная деятельность). Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Акценты в новых подходах к организации образовательного процесса, делаются на создании коллаборативной среды в школьном пространстве, позволяющей развивать и реализовывать способности обучающихся.
С – социализация. Включение учащихся в различные социальные общности (классы, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.
П – позитивность. Формирование у обучающихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях, системы позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.
Е – единство. Представляет единство обучения и воспитания, объединение усилий семьи и школы для воспитания личности, которая должна соответствовать современным требованиям общества.
Х – харизма (исключительная одаренность). Харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом. Каждый выпускник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчивым к новизне.
Данная концепция предполагает: разработку Программы воспитательной работы школы; программ по приоритетным направлениям, совершенствование системы управления воспитательной системой школы; обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания; повышение эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
Цель концепции: сформировать и развить целостную воспитательную систему в школе, направленную на создание условий для максимального развития личности, её социального и гражданского становления и саморазвития; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой и с окружающей действительностью.
Задачи:
• создание образовательной среды, способствующей воспитанию социально активной и адаптированной личности;
• использование потенциала социума, семьи и школы для более полного творческого и интеллектуального развития личности, её успешной самореализации и подготовки к будущей жизни в обществе;
• воспитание гражданина - патриота своей страны;
• формирование устойчивых навыков по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, основ здорового образа жизни;
• профилактика асоциального поведения;
• развитие форм и механизмов системы управления воспитательной работой в школе
• развитие самоуправления обучающихся, предоставление им реальных возможностей в деятельности школы, творческих и общественных объединений

В качестве принципов, определяющих стратегию воспитательной системы нашей школы выступают:

• Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры;
• Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации;
• систематичность;
• информационность, открытость;
• демократизм, гуманизм;
• дисциплина и порядок;
• стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.
Ведущими (базовыми) подходами воспитательной работы в системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный подходы.
Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации.
Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.
Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять процесс воспитания на новый качественный уровень
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
• Интеллектуально-познавательная ( программа « Хочу всё знать!»)
• Становление гражданской позиции ( программа « Я-гражданин»)
• Духовно-нравственная, ценностно-ориентированная деятельность ( программы « Моё отечество», « Казахстан- наш общий дом», « На пути к согласию»))
• Спортивно-оздоровительная деятельность (программа «Голосую за ЗОЖ»,
« Выбираем здоровье», « Маршрут здоровья»)
• Культурологическая деятельность ( программа « Дерзайте, вы талантливы» « Формула успешного человека»),
• Трудовая и экологическая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к природе, людям и прежде всего к самому себе;
• Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
• Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком. Таким образом выведена формула успешного человека:
ИУ (интеллектуальная успешность) + ЭЛУ ( эмоционально-личностная успешность) + КУ ( коммуникативная успешность ) = УЧ ( успешный человек)
Методическую основу деятельности по созданию воспитательной системы школы составляют научные положения о сущности, структуре и развитии социально-педагогических систем (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Н.Е. Щуркова, В. М. Лизинский) идей педагогических и психологических публикаций ( Ю.С. Мануйлов, В,Д, Семёнов и др ) о возможностях и условиях влияния среды на успешное развитие и становление личности ребёнка.
Управление воспитательной системой осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию программ и проектов.
Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.
Тактическое руководство осуществляет заместитель директора.
Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.
Психолого-педагогическое диагностирование, поддержку педагогов и учащихся осуществляет ЗДВР и педагог-психолог.
Руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях.
Учащиеся осуществляют самоуправление. Направляющий вектор- старшая вожатая.
Родители являются соучастниками образовательного процесса
Годовой цикл традиционных мероприятий:
• Торжественная линейка “День Знаний».
• Праздник посвящения в первоклассники.
• Осенний бал.
• День учителя
• Предметные недели, интеллектуальные марафоны и олимпиады.
• “Новогодние праздники”.
• Конкурс военно-патриотической песни
• Праздник мам
• “Чтобы помнили!..” (День Победы).
• Праздник « Прощай школа!”
• Выставки народного творчества, национальных обычаев
• Общественно полезные трудовые коллективные мероприятия: тру¬довые десанты, рейды чистоты, тимуровская помощь престарелым, ветеранам.
• Акции милосердия: детям-инвалидам, платок ветерану, акция «Дети - детям», беспроигрышные лотереи.
• Спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу
• Спортивные эстафеты (с учащимися, родителями): шахматно-шашечные турниры, «Мама, папа, я – спортивная семья», « Жигит султаны»
• Формы досугового общения: «круглые столы», дни рождения в классе, экскурсии, вечера - встречи с интересными людьми.
• Целевые тренинги
В ходе совершенствования воспитательной системы в школы предполагаются следующие этапы:

Этап/год Цель Задачи Ожидаемый результат
Этап становления
сентябрь 2012-
сентябрь 2013 Разработка концепции воспитательной системы - выявить позитивный опыт воспитания в школе
-определить приоритетные направления
-разработать программы, способствующие максимальному развитию личности, её успешной самореализации
- провести диагностику мотивации и уровня социальной активности учащихся с целью выявления отклонений от концептуальных направлений воспитательной системы
- определить критерии, показателей, методов и приёмов эффективности функционирования воспитательной системы Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы и внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

Отработка содержания деятельности сентябрь 2013 –сентябрь 2016
Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.
- утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
- создать условия для обеспечения возможностей самореализации уч-ся и реализации личностного подхода (организовать кружки по интересам и спортивные секции, создать условия для реализации творческих способностей уч-ся на уроке и во внеурочное время)
- отработать наиболее эффективные формы и методы воспитания
- укрепить старые и создать новые традиции в школе
- развивать общешкольные и классные коллективы, создавать временные творческие группы.
-развивать школьное самоуправление.
- проводить мониторинг изучения потребностей и интересов уч-ся, а также исследование эффективности УВП
- развивать новое педагогическое мышление педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве
- упорядочение системных связей
Разработка Программы воспитательной работы и подпрограмм (по направлениям) .

Обобщение опыта работы, создание новых традиций.

Сформированная воспитательная система
Этап рефлексии, обобщения и коррекции сентябрь 2016 –сентябрь 2017
Выявление уровня влияния воспитательного пространства школы на социализацию и самореализацию обучающихся - определить эффективность управления инновационной деятельностью в школе
- выявить и оценить реальные результаты
- скорректировать перспективы дальнейшего развития воспитательной системы школы
Совершенствование и переход воспитательной системы школы в режим функционирования, подъем на новый более высокий уровень.

Образ выпускника: В центре нашей концепции стоит полноценная, успешная личность ученика обладающего такими качествами, как: интеллект, креативность, коммуникативность, нравственность, здоровье, саморегуляция поведения.

потенциал Выпускник начальной школы Выпускник основной школы Выпускник старшей школы
Нравственный (ценностный) потенциал
Восприятие и понимание ценностей: «семья», «школа», «учитель», «родина»,«природа», «дружба», «уважение к старшим».
Выполнение правил, умение различать поступки людей, оценивать свои действия и поведение одноклассников, наличие опыта участия в подготовке и проведении ОПД Формирование мировоззрения,
Наличие духовно-нравственных ценностей.
Знание правил общежития.
Умение адаптироваться к условиям окружающей среды Осмысление целей и смысла своей жизни.

Познавательный потенциал
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Мотивация к успеху и , готовности к обучению в основной школе.
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке. Устойчивая мотивация к успеху. Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании. Стремление к успеху.

Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг то друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Сформированность индивидуального стиля общения; владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; знание и применение способов урегулирования конфликтов
Эстетический потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среды, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства. Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей страны, произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей и способностей в разных видах деятельности Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты; стремление к созиданию, проявлению индивидуальности
Физический потенциал
Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение жизненными умениями и навыками; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования Стремление к физическому совершенству; привычка ежедневно заниматься спортомвладение способами релаксации, повышения работоспособности. и эмоционального состояния.

Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школ
1. Социализированность личности учащихся.
2. Развитие креативных способностей учащегося и наличие достижений
3. Сформированность нравственной направленности личности учащегося.
4. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.
5. Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения.
7. Уровень развития самоуправления в школьном и классных коллективах.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются
- диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов);
- анкетирование по выявлению уровня самоуправления;
- анкетирование «Успешность ученического самоуправления» (для учащихся);
- анкетирование «Успешность педагогического самоуправления» (для педагогов);
- опросник для определения творческих наклонностей школьников;
- тест Рокича "Ценностные ориентации";
- тест «Родитель — Взрослый — Ребенок»;
- методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;
- методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;
- комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;
- методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немов и др.

Используемые источники:
1. научно-методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе» №6/2011, №4/2011, №3/2010, №7/2007, №5/2009, №3/2008;
2. научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2/2007, №8/2006,
№1/2008, №8/2010, №5/2011;
3. справочник классного руководителя №9/2011;
4. научно-методический журнал «Классный руководитель №6/2002;
5. интернет – ресурсы.
Категория: ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ | Добавил: ьфрия
Просмотров: 325 | Загрузок: 21 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [8379]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [271]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Любознательному учителю [200]
Полезные программки [47]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [45]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [131]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [94]
Наши презентации [438]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [19]
Художественная литература [35]
Наш видеозал [28]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru