Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Концепция воспитательной работы школы
[ Скачать с сервера (41.7 Kb) ] 2015-12-03, 11:16 AM
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы С. Досжанова

Концепция воспитательной работы
СШ Пограничная г. Аксу
на период 2012-2017 годы

Разработала: (ЗДВР) зам. директора по воспитательной работе Дубгорная М.М.

«Не прием, не метод, а система является
ключевым понятием в педагогике будущего».

В жизни каждого ученика школа занимает важное место, так как выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает освоить те законы, по которым живёт взрослый мир, реально помочь в самоопределении личности и формировании мировоззрения каждого ученика. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Воспитание не в состоянии изменить ситуацию, сложившуюся в обществе и микросреду ученика, но в состоянии помочь выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам действительности, приучить к активному участию в преобразованиях современной жизни, сформировать коммуникативные и лидерские качества личности. Это и предстоит решить школе как институту социализации. На это нацелена воспитательная работа в школе – научить ребенка делать свой выбор в реальном обществе, чтобы не потеряться в многообразии и сложности сегодняшней жизни, гармонично сочетая духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоения жизни. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
При разработке концепции воспитательной работы школы я использовала собственный опыт и систематизировала опыт воспитательной работы педагогов нашей школы. Идея « Хочешь быть успешным? Будь им!», сформулированная с учётом интересов родителей и детей легла в основу концепции воспитательной системы нашей школы. Бесспорно, любому человеку необходимо чувство собственной значимости и успешности. Быть УСПЕШНЫМ- сегодня это значит быть физически здоровой, интеллектуально развитой, ценностно-ориентированной, социально активной личностью с креативным и гибким мышлением, способной быстро адаптироваться в условиях современной жизни.
Концепция воспитательной работы школы предлагает следующее понимание содержания параметров социально активной личности.
• Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек.
• Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности.
• Социально – активная личность – это личность творческая.
• Социально-активная личность – это гуманная личность.
• Социально активная личность- это успешная личность.
Аббревиатура «УСПЕХ» является синтезом основных аспектов развития личности и одновременно приоритетными направлениями воспитательной работы в школе.
У – учеба (познавательная деятельность). Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Акценты в новых подходах к организации образовательного процесса, делаются на создании коллаборативной среды в школьном пространстве, позволяющей развивать и реализовывать способности обучающихся.
С – социализация. Включение учащихся в различные социальные общности (классы, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.
П – позитивность. Формирование у обучающихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях, системы позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.
Е – единство. Представляет единство обучения и воспитания, объединение усилий семьи и школы для воспитания личности, которая должна соответствовать современным требованиям общества.
Х – харизма (исключительная одаренность). Харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом. Каждый выпускник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчивым к новизне.
Данная концепция предполагает: разработку Программы воспитательной работы школы; программ по приоритетным направлениям, совершенствование системы управления воспитательной системой школы; обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания; повышение эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
Цель концепции: сформировать и развить целостную воспитательную систему в школе, направленную на создание условий для максимального развития личности, её социального и гражданского становления и саморазвития; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой и с окружающей действительностью.
Задачи:
• создание образовательной среды, способствующей воспитанию социально активной и адаптированной личности;
• использование потенциала социума, семьи и школы для более полного творческого и интеллектуального развития личности, её успешной самореализации и подготовки к будущей жизни в обществе;
• воспитание гражданина - патриота своей страны;
• формирование устойчивых навыков по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, основ здорового образа жизни;
• профилактика асоциального поведения;
• развитие форм и механизмов системы управления воспитательной работой в школе
• развитие самоуправления обучающихся, предоставление им реальных возможностей в деятельности школы, творческих и общественных объединений

В качестве принципов, определяющих стратегию воспитательной системы нашей школы выступают:

• Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры;
• Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации;
• систематичность;
• информационность, открытость;
• демократизм, гуманизм;
• дисциплина и порядок;
• стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.
Ведущими (базовыми) подходами воспитательной работы в системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный подходы.
Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации.
Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.
Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять процесс воспитания на новый качественный уровень
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
• Интеллектуально-познавательная ( программа « Хочу всё знать!»)
• Становление гражданской позиции ( программа « Я-гражданин»)
• Духовно-нравственная, ценностно-ориентированная деятельность ( программы « Моё отечество», « Казахстан- наш общий дом», « На пути к согласию»))
• Спортивно-оздоровительная деятельность (программа «Голосую за ЗОЖ»,
« Выбираем здоровье», « Маршрут здоровья»)
• Культурологическая деятельность ( программа « Дерзайте, вы талантливы» « Формула успешного человека»),
• Трудовая и экологическая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к природе, людям и прежде всего к самому себе;
• Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
• Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком. Таким образом выведена формула успешного человека:
ИУ (интеллектуальная успешность) + ЭЛУ ( эмоционально-личностная успешность) + КУ ( коммуникативная успешность ) = УЧ ( успешный человек)
Методическую основу деятельности по созданию воспитательной системы школы составляют научные положения о сущности, структуре и развитии социально-педагогических систем (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Н.Е. Щуркова, В. М. Лизинский) идей педагогических и психологических публикаций ( Ю.С. Мануйлов, В,Д, Семёнов и др ) о возможностях и условиях влияния среды на успешное развитие и становление личности ребёнка.
Управление воспитательной системой осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию программ и проектов.
Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.
Тактическое руководство осуществляет заместитель директора.
Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.
Психолого-педагогическое диагностирование, поддержку педагогов и учащихся осуществляет ЗДВР и педагог-психолог.
Руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях.
Учащиеся осуществляют самоуправление. Направляющий вектор- старшая вожатая.
Родители являются соучастниками образовательного процесса
Годовой цикл традиционных мероприятий:
• Торжественная линейка “День Знаний».
• Праздник посвящения в первоклассники.
• Осенний бал.
• День учителя
• Предметные недели, интеллектуальные марафоны и олимпиады.
• “Новогодние праздники”.
• Конкурс военно-патриотической песни
• Праздник мам
• “Чтобы помнили!..” (День Победы).
• Праздник « Прощай школа!”
• Выставки народного творчества, национальных обычаев
• Общественно полезные трудовые коллективные мероприятия: тру¬довые десанты, рейды чистоты, тимуровская помощь престарелым, ветеранам.
• Акции милосердия: детям-инвалидам, платок ветерану, акция «Дети - детям», беспроигрышные лотереи.
• Спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу
• Спортивные эстафеты (с учащимися, родителями): шахматно-шашечные турниры, «Мама, папа, я – спортивная семья», « Жигит султаны»
• Формы досугового общения: «круглые столы», дни рождения в классе, экскурсии, вечера - встречи с интересными людьми.
• Целевые тренинги
В ходе совершенствования воспитательной системы в школы предполагаются следующие этапы:

Этап/год Цель Задачи Ожидаемый результат
Этап становления
сентябрь 2012-
сентябрь 2013 Разработка концепции воспитательной системы - выявить позитивный опыт воспитания в школе
-определить приоритетные направления
-разработать программы, способствующие максимальному развитию личности, её успешной самореализации
- провести диагностику мотивации и уровня социальной активности учащихся с целью выявления отклонений от концептуальных направлений воспитательной системы
- определить критерии, показателей, методов и приёмов эффективности функционирования воспитательной системы Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы и внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

Отработка содержания деятельности сентябрь 2013 –сентябрь 2016
Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.
- утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
- создать условия для обеспечения возможностей самореализации уч-ся и реализации личностного подхода (организовать кружки по интересам и спортивные секции, создать условия для реализации творческих способностей уч-ся на уроке и во внеурочное время)
- отработать наиболее эффективные формы и методы воспитания
- укрепить старые и создать новые традиции в школе
- развивать общешкольные и классные коллективы, создавать временные творческие группы.
-развивать школьное самоуправление.
- проводить мониторинг изучения потребностей и интересов уч-ся, а также исследование эффективности УВП
- развивать новое педагогическое мышление педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве
- упорядочение системных связей
Разработка Программы воспитательной работы и подпрограмм (по направлениям) .

Обобщение опыта работы, создание новых традиций.

Сформированная воспитательная система
Этап рефлексии, обобщения и коррекции сентябрь 2016 –сентябрь 2017
Выявление уровня влияния воспитательного пространства школы на социализацию и самореализацию обучающихся - определить эффективность управления инновационной деятельностью в школе
- выявить и оценить реальные результаты
- скорректировать перспективы дальнейшего развития воспитательной системы школы
Совершенствование и переход воспитательной системы школы в режим функционирования, подъем на новый более высокий уровень.

Образ выпускника: В центре нашей концепции стоит полноценная, успешная личность ученика обладающего такими качествами, как: интеллект, креативность, коммуникативность, нравственность, здоровье, саморегуляция поведения.

потенциал Выпускник начальной школы Выпускник основной школы Выпускник старшей школы
Нравственный (ценностный) потенциал
Восприятие и понимание ценностей: «семья», «школа», «учитель», «родина»,«природа», «дружба», «уважение к старшим».
Выполнение правил, умение различать поступки людей, оценивать свои действия и поведение одноклассников, наличие опыта участия в подготовке и проведении ОПД Формирование мировоззрения,
Наличие духовно-нравственных ценностей.
Знание правил общежития.
Умение адаптироваться к условиям окружающей среды Осмысление целей и смысла своей жизни.

Познавательный потенциал
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Мотивация к успеху и , готовности к обучению в основной школе.
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке. Устойчивая мотивация к успеху. Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании. Стремление к успеху.

Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг то друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Сформированность индивидуального стиля общения; владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; знание и применение способов урегулирования конфликтов
Эстетический потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среды, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства. Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей страны, произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей и способностей в разных видах деятельности Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты; стремление к созиданию, проявлению индивидуальности
Физический потенциал
Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение жизненными умениями и навыками; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования Стремление к физическому совершенству; привычка ежедневно заниматься спортомвладение способами релаксации, повышения работоспособности. и эмоционального состояния.

Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школ
1. Социализированность личности учащихся.
2. Развитие креативных способностей учащегося и наличие достижений
3. Сформированность нравственной направленности личности учащегося.
4. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.
5. Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения.
7. Уровень развития самоуправления в школьном и классных коллективах.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются
- диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов);
- анкетирование по выявлению уровня самоуправления;
- анкетирование «Успешность ученического самоуправления» (для учащихся);
- анкетирование «Успешность педагогического самоуправления» (для педагогов);
- опросник для определения творческих наклонностей школьников;
- тест Рокича "Ценностные ориентации";
- тест «Родитель — Взрослый — Ребенок»;
- методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;
- методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;
- комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;
- методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немов и др.

Используемые источники:
1. научно-методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе» №6/2011, №4/2011, №3/2010, №7/2007, №5/2009, №3/2008;
2. научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2/2007, №8/2006,
№1/2008, №8/2010, №5/2011;
3. справочник классного руководителя №9/2011;
4. научно-методический журнал «Классный руководитель №6/2002;
5. интернет – ресурсы.
Категория: ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ | Добавил: ьфрия
Просмотров: 2327 | Загрузок: 116 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 11:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru