Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Авторская психолого - педагогическая коррекционно - развивающая программа «Творческие исследования
[ · Скриншот ] 2017-03-17, 11:46 AM
Авторская психолого - педагогическая
коррекционно - развивающая программа
«Творческие исследования учащихся
по вопросам социальной психологии,
как способ решения психологических проблем»
Автор программы:
педагог – психолог КГУ «Благовещенской средней школы № 1»
Давидович Елена Сергеевна

Актуальность программы: подростки очень часто сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, родителями или учителями как правило они находят способы решения многих конфликтных ситуаций самостоятельно либо при помощи взрослых, обогащая тем самым свой жизненный опыт. Но бывают ситуации где конфликтная ситуация заходит в тупик и не находится логического решения. В этом случае у ребенка нет опыта решения подобных ситуаций. Проблемы во взаимоотношениях возникают во многих сферах жизнедеятельности подрастающего поколения. Практика показывает, что советы «знающих людей» ни остаются в памяти ребенка и сталкиваясь в течении жизни с нерешенными однажды проблемами вновь, ребенок может оказаться в кризисной ситуации. Именно поэтому самостоятельный поиск решения проблем играет очень большую роль в формировании жизненного опыта подростков.
Данная программа ориентирована как на нормативно развивающихся детей, так и на детей с ограниченными возможностями здоровья (исключая грубые органические нарушения) в возрасте от 13 до 17 лет. Ребенку, у которого имеется то или иное нарушение в развитии, особенно трудно справиться со стрессовой ситуацией в связи с его чрезвычайно высокой восприимчивостью к вредным воздействиям среды. Предложенная психолого-педагогическая программа может проводиться в условиях общеобразовательного инклюзивного школьного обучения. При этом используются современные информационные технологии в деятельности психолога.
Программа апробирована в КГУ «Благовещенская средняя школа № 1»
Контингент: учащиеся с 7 по 11 класс,
Период апробации: с 2014 по 2016 год.
Цель программы: коррекция психологических проблем учащихся, посредством творческих исследований по вопросам социальной психологии.
Задачи:
• сформировать эффективные стратегий поведения в сложных ситуациях;
• развить социальные навыки и конструктивные способы взаимодействия детей с окружающими;
• развить личностные детерминанты стрессоустойчивого поведения (т.е. те личностные качества и ресурсы, которые необходимы для эффективного совладания со стрессом: стрессоустойчивость, самоконтроль, уверенность в себе);
• обучить самостоятельному поиску правильной информации для решения жизненных ситуаций;
• скорректировать искаженные представления межличностных взаимоотношений подростков с социумом;
• использовать ИКТ и интернет для самостоятельного поиска подростком, необходимой информации;
• воспитать стремление к высоконравственным межличностным взаимоотношениям.
Главный принцип программы, принцип самостоятельного поиска и преодоления, подразумевает, что дети могут научиться самостоятельно находить решения появившейся проблемы во взаимоотношениях с окружающими прорабатывая практические и теоретические аспекты.
Программа включает в себя: анализ результатов программы за 2 года (Приложение 1), пример составления необходимых планов работы в рамках данной программы (Приложения 2,3), приблизительную схему составления творческого проекта (Приложение 4).
Условные ограничения: не более 10 проектов в течении 1 триместра.
Программа рассчитана на 2,5 месяца работы.
Из них:
• 1 месяц посвящается самостоятельному поиску учащимся необходимой информации;
• 1 неделя на проработку собранной информации совместно с психологом;
• 2 недели на диагностику (если она необходима), совместно с психологом;
• 1 неделя на подведение итогов, формирование выводов, совместно с психологом;
• 1 неделя на составление презентации и защиты проекта, совместно с психологом;
• 1 – 3 недели для подготовки ребенка к защите, совместно с психологом.

Уникальной особенностью программы является подход, при котором дети обучаются эффективным способам совладения с проблемными ситуациями. Осознанные стратегии самостоятельного решения проблемных ситуаций в программе прорабатываются на нескольких уровнях: эмоциональном, когнитивном и социально-коммуникативном. Такой подход помогает детям лучше понять свои чувства, проблемы, адекватно совладать с эмоциями и постепенно вывести внутренние переживания во внешнюю, социально приемлемую и сознательную форму поведения. Кроме того, проектная деятельность с использованием современных компьютерных технологий является весьма привлекательной для учащихся, увеличивается возможность более тесного контакта педагога и ребенка. Она является эффективным средством развития творческих способностей школьников, формирования у них навыков исследовательской работы, способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск. Успешная презентация проекта, полученные ребенком ответы на вопросы, взаимопонимание со сверстниками, умение выступать перед комиссией и публикой, а также заинтересованность современными техническими возможностями их обработки – все это может говорить об успешной работе педагога-психолога с ребенком. У выпускников появляется некий опыт защиты будущих курсовых и дипломных работ. Программа охватывает 100% учащихся с 7 по 11 класс, т.к. часть учащихся просвещается в процессе подготовки проекта и основная масса, при защите проектов.

Приложение 1.
Анализ результатов программы за 2 года

Сферы охвата психологических проблем учащихся, за 2 года.

Количество творческих проектов учащихся за год Взаимоотношения со сверстниками Взаимоотношения с родителями и учителями Эмоциональная сфера Социально – бытовая ориентация
2015г. 2016г. 2015г. 2016г. 2015г. 2016г. 2015г. 2016г.
2 7 4 6 6 10 3 7

Динамика интереса со стороны учащихся
к исследованиям в сфере психологии





Приложение 2.
Пример плана работы
учащихся по психолого – педагогической
коррекционно – развивающей программе
«Творческие исследования учащихся
по вопросам социальной психологии,
как способ решения психологических проблем»
на первый триместр 2015 года.

№ ФИО учащегося, класс Ситуация
Приблизи
тельная тема проекта Ожидаемый результат Сроки Выход
1 Иванов П.И 11 кл. Профессиональное самоопределение «Плюсы и минусы актуальных профессий Казахстана» Выбор оптимального варианта профессии для учащегося До 10.02.15 г. Конкурс творческих проектов по психологии в КГУ «Благовещенская средняя школа №1»
Контингент: учащиеся с 7 -11 кл., родительская и учительская общественность
2 Осипова К.М. 7 кл. Проблемы во взаимоотношениях с матерью «Любовь важна для меня мама…» Поиск проявления родительской любви и заботы по отношению к подросткам
3 Петрова К.Ю. 8 кл. Не соблюдение школьной формы «Плюсы и минусы ношения школьной формы, исторические факты» Перемена взгляда учащегося на необходимость ношения школьной формы
4 Прихотько С.П. 9 «Б» кл. Не цензурная лексика в общении со сверстниками «Откуда берется нецензурная лексика, слова паразиты» Расширение кругозора, способы борьбы со словами паразитами
8 Юнгер Ю.М. 10 кл. Конфликтная ситуация с учителем «Способы конструктивного решения конфликтных ситуаций» Нахождение способа конструктивного решения конфликтной ситуации

Приложение 3.
Пример плана работы
психолога по психолого - педагогической
коррекционно - развивающей программе
«Творческие исследования учащихся
по вопросам социальной психологии,
как способ решения психологических проблем»
на первый триместр 2015 года.

№ мероприятие сроки примечание
1 Выявление учащихся, нуждающихся в коррекции До 1.01.15г В примечании необходимо отразить какие источники можно порекомендовать учащимся в подготовительный этап работы, какие диагностические методики нужно будет использовать совместно с учащимися
2 Составление плана работы с указанием тем проектов учащихся
3 Психологическое сопровождение учащихся участвующих в программе по сбору необходимой информации До 10. 02.15г
4 Проверка собранной учащимися информации До 20.02.15г.
5 Проведение диагностики совместно с учащимися До 10.03.15г.
6 Подведение итогов проделанной работы, составление презентаций и защиты проекта До 25.03.15г.
7 Защита проектов на конкурсе творческих проектов по психологии в КГУ «Благовещенская средняя школа №1»
5.04.15.г

Приложение 4.
Приблизительная схема по составлению творческого проекта с учащимися.
Ситуация: Учащаяся 10 класса, назовем ее Таней, приходит к психологу с вопросом: как наладить взаимоотношения со сверстниками в классе (10 класс был образован из слияния двух 9 классов).
Я не буду подробно останавливаться на консультации родителей и учителей, на воспитательных моментах, рекомендациях, которые были даны им по поводу помощи детям. Подробнее остановлюсь на том, как мы совместными усилиями с ребенком ответили на интересующие ее вопросы, и что у нас получилось.
На некоторые вопросы учащийся может получить ответ сам, участвуя в проектной деятельности под руководством опытного педагога, в том числе и педагога-психолога. Включаясь в практическую поисковую деятельность, решая какие-либо задачи, школьники, исходя из своих интересов, имеют возможность вместе с учителем разрабатывать разнообразные проекты, решая таким образом реально стоящие перед ними проблемы и создавая некий продукт. При этом ребенок может получить оценку своей работы, участвуя в различных конкурсах, творческих проектов учащихся.
Проектирование предполагает формирование у учащихся познавательного интереса, умений самостоятельно получать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Создание проектов на основе компьютерных технологий – это, на наш взгляд, хорошая возможность познакомить учащихся с решением проблемных вопросов и при этом придать самому процессу познания творческий характер.
Так, Тане было предложено попытаться найти ответы на интересующие вопросы самой, работая над проектом «Конструктивные способы решения конфликтных ситуаций».
Первый этап – выбор темы - состоялся. В процессе работы учащейся надо было выявить часто ли ребята конфликтуют между собой, что является наиболее частой причиной конфликтов, а у учителей школы, свидетелями каких конфликтов среди учащихся старших классов они являются, наиболее часто. Ответить на вопрос какие эмоции испытывает агрессор и «жертва», действительно ли не решенный конфликт вредоносно воздействуют на эмоциональное самочувствие человека и возможно ли найти конструктивные способы его решения.
На втором этапе ведется поиск и сбор информации, что такое конфликт, виды конфликтов. Ее источниками являются учебная, научно-популярная литература, энциклопедии, Интернет.
Следующий этап – собственно исследование.
Под руководством педагога-психолога, была составлена анкета для учителей и учащихся 9 - 11 классов. В результате оказалось, что большинство опрошенных учащихся (82%) принимали участие в конфликтных ситуациях, при этом (30%) – в качестве агрессора, (23%) - в качестве «жертвы», а (29%) и в том и в другом качестве, при этом большинство конфликтных ситуаций так и небыли разрешены, из – за чего, ребята испытывали негативное эмоциональное самочувствие. Большинство конфликтов было разрешено при поддержке учителей (это так же было выявлено из опроса). А причину конфликта ребята как правило сами не понимают.
Следующим шагом в работе стал опрос учителей: было выявлено, что учителя (90%) – наиболее часто становятся свидетелями межличностных конфликтов учащихся, особенно при слиянии классов – это борьба за статусное положение в классе.
Следующий шаг – это изучение научно – методической литературы, где ребенок ищет ответ на вопрос, какие существуют способы конструктивного решения конфликтных ситуаций, составляет рекомендации для учащихся, учителей и родителей.
Четвертый этап – техническая обработка полученной информации. Здесь ребенку требуется умение работать в разных компьютерных программах, пользоваться сканером, копировальной техникой.
Пятый этап – анализ и обобщение информации, составление текста и печатание его и иллюстраций на компьютере.
Последний этап – презентация полученных результатов работы над проектом.
При выполнении проектной работы ученицей решались следующие задачи:
• освоение основных элементов самостоятельной индивидуальной деятельности (постановка цели и задач работы; составление плана исследования; использование различных источников информации – учебная и научно-популярная литература, энциклопедии и Интернет; обработка полученной информации);
• отработка умения создавать устное и письменное сообщения, что должно способствовать развитию коммуникативной компетентности ученика, нельзя использовать в работе термины, которые ему не понятны;
• решение проблемных вопросов и создание определенного продукта;
• освоение новых информационных технологий.
Данная работа выполнена с применением современных компьютерных технологий:
• поиск необходимой информации в глобальной сети Интернет;
• нахождение ответа на интересующий вопрос, используя имеющиеся ресурсы на веб - сайтах, в электронных каталогах библиотек, через поисковые машины Rambler, Яndex, Google;
• использование программы Microsoft Word для анализа информации с целью создания таблиц и диаграмм;
• презентация полученных результатов работы над проектом с помощью программы Microsoft Office Power Point.
Категория: Психология | Добавил: psihologlena86
Просмотров: 626 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 9:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru