Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
[ Скачать с сервера (158.4Kb) · Скриншот ] 2017-05-28, 8:20 AM
Введение
Тенденции современного развития школы заключаются в переходе от директивной педагогики к педагогике сотрудничества, от субъект-объектных ценностных отношений к субъект-субъектным, от видения в ребёнке просто ученика, которого нужно обучить до видения в нём человека, который может и должен научиться сам в общении и сотрудничестве с учителем.
Для общества и системы образования республики характерны все более углубляющиеся процессы реформирования. Утверждается гуманистическая философия образования, обращенная к человеку как к ценности. Происходит переход от традиционной педагогики «знаний, умений, навыков» к педагогике развития личности, переориентация сознания руководителей от ценностей парадигмы «иерархии власти» к ценностям парадигмы «соучастия, сотрудничества».
Этап разработки концептуальных подходов сменяется этапом их реализации и уточнения. Поэтому именно сейчас становятся наиболее актуальными вопросы выбора форм и методов управления педагогическим и ученическим коллективами.
Данные тенденции в непростых условиях прокладывают себе путь в школьной практике. Но, тем не менее, они повышают требования к компетентности и учителя и руководителя школы и особенно повышают требования к их социально-психологической компетентности.
Социально-психологическая компетентность предполагает не только широкую информированность по соответствующим психологическим вопросам, но и целый комплекс умений, обеспечивающих адекватную, быструю ориентацию в многочисленных разнородных ситуациях общения, регуляцию взаимоотношений с людьми, решение межличностных и внутри личностных конфликтов, профилактику и остановку развития неврозов.
Данные умения, качества могут быть сформированы только в совместной деятельности, в диалоге. Это необходимое условие формирования социально-психологической компетентности.
Активные формы и методы управления в большей или меньшей степени и служат организации такой совместной деятельности, профессионального диалога. Активные формы и методы управления коллективом представляют собой одно из эффективных средств активизации познавательной деятельности членов педагогического коллектива. Происходит это за счёт залаженного в них принципа непосредственного участия, благодаря которому все участники совместной работы становятся деятелями и мыслителями. Другими словами, говоря, активные формы и методы управления педагогическим коллективом превращают его членов в субъектов, которые в свою очередь через механизм психологической проекции проявляют свои свойства, психологические качества, состояния в процессе совместной деятельности, и в тоже время постигают их значения, т.е. осознают.
Преимущества активных форм и методов управления педагогическим коллективом как форм совместного профессионального обучения состоят в том, что они:
способствуют развитию у членов коллектива умений принимать самостоятельные решения, быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, творческое воображение;
позволяют моделировать типичные жизненные ситуации, в ходе разбора которых, члены коллектива ведут совместный поиск оптимального решения, мобилизую теоретические знания и практический опыт друг друга;
дают возможность создания в коллективе атмосферы раскованности, эмоционального подъёма, помогают членам коллектива проявить себя и тем самым лучше узнать друг друга.
Поэтому активные формы и методы управления педагогическим коллективом используются и как средства первичной диагностики его членов.
Кроме того, активные формы и методы управления педагогическим коллективом формируют познавательную мотивацию его членов, т.е. формируют у них потребность в новых знаниях. А такая потребность возникает тогда, когда встречаются затруднения. Это значит, что активные формы и методы управления реализуют принцип развивающего обучения, который ориентирует членов коллектива не на расширение объёма знаний, а на поиск, разработку и освоение новых решений проблемных ситуаций.
Таким образом, использую активные формы и методы управления педагогическим коллективом школы можно получить результаты трёх типов:
1. Содержательный: идеи, решения сложных социальных проблем, проекты и программы реализации проектов.
2. Социально-психологический: консолидация, объединение коллектива.
3. Учебный – освоение членами коллектива новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений. Решения, полученные в ходе совместной деятельности, как правило, глубже и обоснованнее выработанных традиционными способами.
Управление педагогическими коллективами школ имеет свою специфику, связанную с проблемами, возникающими в управленческой и педагогической деятельности коллектива школы.
Эта специфика и определяет выбор активных форм и методов управления педагогическим коллективом школы.
1. Первичная диагностика коллектива. Организационно-деятельностная игра «Полёт на Луну» (№1) решает следующие диагностические задачи:
• выявление лидеров и аутсайдеров в коллективе;
• выявление характера взаимоотношений в коллективе;
• выявление группировок и их лидеров;
• выявление характера взаимодействия между лидерами;
• выявление стиля лидерства;
• выявление критериев оценки людей, доминирующих в коллективе;
• определение аналитических способностей (уровня мышления) членов коллектива и способов принятия управленческих решений.
2. Выявление проблем школы и определение путей их решения. ОДИ «Вертушка делового общения (№2) – её цель – организовать совместную деятельность членов педагогического коллектива по выявлению актуальных проблем школы и поиску путей их решения.
3. Анализ урока. ОДИ «Многоаспектный анализ урока» (№3) направлен на диагностику способности педагогов анализировать урок и даёт возможность взглянуть на урок с разных точек зрения, максимально объективно и предметно.
4. Решение профессионально значимых коммуникативных проблем учителя. Деловая игра «Анализ трудных ситуаций общения» (№4) решает следующие задачи:
• диагностирует ценности и смыслы, типы мышления, профессиональный образ мира учителя;
• помогает осознанию психологической проблемы учителя, лежащей в основе трудных ситуаций учителя;
• помогает наметить нравственно обоснованные и психологически эффективные пути решения этой проблемы.
5. Изучение отдельных трудных случаев из педагогической практики учителей. Форма групповой работы «Баллинтовские группы» (№5) решает следующие задачи:
• даёт технологию обсуждения (анализа) конкретной ситуации;
• даёт различные точки зрения на трудную ситуацию, а значит и информацию к размышлению, т.е. «подсказки» для принятия решения.
6. Диагностико-коррекционная работа. Различные виды социально-психологического тренинга (№№6,7), позволяющие:
1. сделать более адекватной самооценку личности педагога;
2. расширить репертуар межличностных ролей;
3. увидеть индивидуальные различия в поведении и способах понимания;
4. избавиться от навязчивой работы и принудительной силы механизмов межгруппового типа (предубеждения, предрассудки, стереотипы).
7. Нетрадиционные методы проведения педагогического совета (№8).
Категория: Психология | Добавил: Temir | Теги: : социально-психологическая компете
Просмотров: 240 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-12-19, 1:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [183]
Педагогика [313]
Математика [831]
Физика [266]
История [364]
Классному руководителю [542]
Русский язык и литература [729]
Физическая культура [225]
Английский язык [433]
Искусство [197]
Родительский совет [19]
Биология [341]
Информатика [383]
Начальная школа [1966]
Мой Казахстан [252]
Технология [140]
Самопознание [182]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [174]
Дошколенок [515]
География [138]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [607]
Химия [45]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru