Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
[ Скачать с сервера (158.4 Kb) · Скриншот ] 2017-05-28, 8:20 AM
Введение
Тенденции современного развития школы заключаются в переходе от директивной педагогики к педагогике сотрудничества, от субъект-объектных ценностных отношений к субъект-субъектным, от видения в ребёнке просто ученика, которого нужно обучить до видения в нём человека, который может и должен научиться сам в общении и сотрудничестве с учителем.
Для общества и системы образования республики характерны все более углубляющиеся процессы реформирования. Утверждается гуманистическая философия образования, обращенная к человеку как к ценности. Происходит переход от традиционной педагогики «знаний, умений, навыков» к педагогике развития личности, переориентация сознания руководителей от ценностей парадигмы «иерархии власти» к ценностям парадигмы «соучастия, сотрудничества».
Этап разработки концептуальных подходов сменяется этапом их реализации и уточнения. Поэтому именно сейчас становятся наиболее актуальными вопросы выбора форм и методов управления педагогическим и ученическим коллективами.
Данные тенденции в непростых условиях прокладывают себе путь в школьной практике. Но, тем не менее, они повышают требования к компетентности и учителя и руководителя школы и особенно повышают требования к их социально-психологической компетентности.
Социально-психологическая компетентность предполагает не только широкую информированность по соответствующим психологическим вопросам, но и целый комплекс умений, обеспечивающих адекватную, быструю ориентацию в многочисленных разнородных ситуациях общения, регуляцию взаимоотношений с людьми, решение межличностных и внутри личностных конфликтов, профилактику и остановку развития неврозов.
Данные умения, качества могут быть сформированы только в совместной деятельности, в диалоге. Это необходимое условие формирования социально-психологической компетентности.
Активные формы и методы управления в большей или меньшей степени и служат организации такой совместной деятельности, профессионального диалога. Активные формы и методы управления коллективом представляют собой одно из эффективных средств активизации познавательной деятельности членов педагогического коллектива. Происходит это за счёт залаженного в них принципа непосредственного участия, благодаря которому все участники совместной работы становятся деятелями и мыслителями. Другими словами, говоря, активные формы и методы управления педагогическим коллективом превращают его членов в субъектов, которые в свою очередь через механизм психологической проекции проявляют свои свойства, психологические качества, состояния в процессе совместной деятельности, и в тоже время постигают их значения, т.е. осознают.
Преимущества активных форм и методов управления педагогическим коллективом как форм совместного профессионального обучения состоят в том, что они:
способствуют развитию у членов коллектива умений принимать самостоятельные решения, быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, творческое воображение;
позволяют моделировать типичные жизненные ситуации, в ходе разбора которых, члены коллектива ведут совместный поиск оптимального решения, мобилизую теоретические знания и практический опыт друг друга;
дают возможность создания в коллективе атмосферы раскованности, эмоционального подъёма, помогают членам коллектива проявить себя и тем самым лучше узнать друг друга.
Поэтому активные формы и методы управления педагогическим коллективом используются и как средства первичной диагностики его членов.
Кроме того, активные формы и методы управления педагогическим коллективом формируют познавательную мотивацию его членов, т.е. формируют у них потребность в новых знаниях. А такая потребность возникает тогда, когда встречаются затруднения. Это значит, что активные формы и методы управления реализуют принцип развивающего обучения, который ориентирует членов коллектива не на расширение объёма знаний, а на поиск, разработку и освоение новых решений проблемных ситуаций.
Таким образом, использую активные формы и методы управления педагогическим коллективом школы можно получить результаты трёх типов:
1. Содержательный: идеи, решения сложных социальных проблем, проекты и программы реализации проектов.
2. Социально-психологический: консолидация, объединение коллектива.
3. Учебный – освоение членами коллектива новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений. Решения, полученные в ходе совместной деятельности, как правило, глубже и обоснованнее выработанных традиционными способами.
Управление педагогическими коллективами школ имеет свою специфику, связанную с проблемами, возникающими в управленческой и педагогической деятельности коллектива школы.
Эта специфика и определяет выбор активных форм и методов управления педагогическим коллективом школы.
1. Первичная диагностика коллектива. Организационно-деятельностная игра «Полёт на Луну» (№1) решает следующие диагностические задачи:
• выявление лидеров и аутсайдеров в коллективе;
• выявление характера взаимоотношений в коллективе;
• выявление группировок и их лидеров;
• выявление характера взаимодействия между лидерами;
• выявление стиля лидерства;
• выявление критериев оценки людей, доминирующих в коллективе;
• определение аналитических способностей (уровня мышления) членов коллектива и способов принятия управленческих решений.
2. Выявление проблем школы и определение путей их решения. ОДИ «Вертушка делового общения (№2) – её цель – организовать совместную деятельность членов педагогического коллектива по выявлению актуальных проблем школы и поиску путей их решения.
3. Анализ урока. ОДИ «Многоаспектный анализ урока» (№3) направлен на диагностику способности педагогов анализировать урок и даёт возможность взглянуть на урок с разных точек зрения, максимально объективно и предметно.
4. Решение профессионально значимых коммуникативных проблем учителя. Деловая игра «Анализ трудных ситуаций общения» (№4) решает следующие задачи:
• диагностирует ценности и смыслы, типы мышления, профессиональный образ мира учителя;
• помогает осознанию психологической проблемы учителя, лежащей в основе трудных ситуаций учителя;
• помогает наметить нравственно обоснованные и психологически эффективные пути решения этой проблемы.
5. Изучение отдельных трудных случаев из педагогической практики учителей. Форма групповой работы «Баллинтовские группы» (№5) решает следующие задачи:
• даёт технологию обсуждения (анализа) конкретной ситуации;
• даёт различные точки зрения на трудную ситуацию, а значит и информацию к размышлению, т.е. «подсказки» для принятия решения.
6. Диагностико-коррекционная работа. Различные виды социально-психологического тренинга (№№6,7), позволяющие:
1. сделать более адекватной самооценку личности педагога;
2. расширить репертуар межличностных ролей;
3. увидеть индивидуальные различия в поведении и способах понимания;
4. избавиться от навязчивой работы и принудительной силы механизмов межгруппового типа (предубеждения, предрассудки, стереотипы).
7. Нетрадиционные методы проведения педагогического совета (№8).
Категория: Психология | Добавил: Temir | Теги: : социально-психологическая компете
Просмотров: 730 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 3:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru