Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

«Актуальные проблемы инклюзивного образования»
[ Скачать с сервера (365.4 Kb) · Скриншот ] 2018-12-25, 3:48 PM
«Актуальные проблемы инклюзивного образования»

О.В.Малахова, Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа № 24 г. Темиртау»

В процессе планирования инклюзивного образования необходимо не только определить его общую концепцию, но также составить соответствующий реалистичный план действий.
С. Стабс

Негативное отношение к инклюзии является настолько серьезной преградой, что уровень затрачиваемых ресурсов является несоответствующим.
Юзи Майлз

Демократические преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в устойчивом развитии, интеграция в единое информационно - образовательное пространство кардинально изменили требования к образованию.
Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, активизируют инновационную деятельность.
В Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально- экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» [1]особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В условиях внедрения новой модели образования вновь возрос интерес к обучению и воспитанию как к процессу развития личности. Важнейшей составляющей становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определены новые концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями в развитии, внедрению в практику идей интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками [2].
Растет число детей с ограниченными возможностями здоровья всех категорий, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РК» [5].
В КГУ «Общеобразовательной средней школе № 24 г. Темиртау» классы инклюзивного образования (классы коррекционно- развивающего обучения для детей с задержкой психического развития) образованы в 1994 г.
Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию, следующие [4]:
- Каждый имеет право на образование.
- Все дети могут учиться.
- Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.
- Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.
- Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.
- Различия естественны, ценны и обогащают общество.
- Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике. Необходимо готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие.
- Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.
- Образование начинается с самого рождения. В раннем детстве образование особенно важно, но оно не заканчивается в зрелом возрасте - этот процесс длится всю жизнь.
Как же реализуется внедрение инклюзивного образования в нашей школе?
В классах КРО (коррекционно – развивающее обучение) для детей с ЗПР (задержка психического развития) осуществляется их социализация; создание активной поведенческой установки на уверенное позиционирование себя в современном обществе; умение превращать свои недостатки в достоинства; изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями. Инклюзивная политика - это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право выбора школы. Однако, как показывает практика нашей школы, что многие родители боятся отдавать своих детей в систему коррекционно - развивающего обучения (классы КРО) в силу своей некомпетентности в данном вопросе. Мы, учителя – дефектологи - Сердюкова Е.В, Карпушова Г.В., Малахова О.В., психолог – Вдовина Н.Ю., логопед – Мавлеева А.О. решаем этот вопрос следующим образом: приглашаем родителей и детей с ОВР (ограниченными возможностями в развитии) не только нашей школы, но и близ лежащих к нам школ, на День открытых дверей и рассказываем об Организации коррекционно- развивающего обучения в классах КРО для учащихся с ОВР, разъясняем нормативно- правовые аспекты коррекционно- развивающего обучения, направления нашей коррекционно- развивающей работы.
Логопедический пункт КГУ «ОСШ № 24» основан в 1994 году.
Логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь учащимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера в освоении общеобразовательных программ.
Цель: коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.
Задачи:
- Выявление детей, имеющих речевые нарушения, путем диагностики речевого развития.
- Разработка дифференцированных методов и средств устранения дефектов речи.
- Коррекция недостатков речевого развития учащихся на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях.
- Профилактика речевых недостатков путем консультация, бесед и информирования всех субъектов коррекционного процесса.
- Развитие коммуникативных навыков (применение диалогов, тематических бесед и коммуникативных тренингов).
Основные направления деятельности логопедической службы
Диагностическое Организационно-методическое Коррекционно- развивающее Профилактическое
1.Обследование устной и письменной речи.
2.Составление коррекционной программы.
3.Планирование логопедических занятий. 1.Участие в работе городского и школьного МО.
2.Проведение открытых логопедических занятий.
3.Повышение квалификации, знакомство с передовым опытом и т.д.
4.Улучшение оснащения логопедического кабинета. 1. Индивидуальная и групповая работа с учащимися.
2.Коррекция познавательной деятельности и ВПФ. 3.Работа с родителями.
2.Информирование педагогов о результатах работы.
3.Консультирование.

Модель деятельности психолога начальной школы и классов КРО:


Виды деятельности
Диагностическая деятельность Коррекционно- развивающая деятельность Просветительская деятельность Консультационная деятельность

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся классов КРО
Цель: сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей с ЗПР.
Задачи:
- помощь в адаптации к школьным условиям;
- развитие эмоциональной регуляции поведения;
- повышение уверенности в себе;
- формирование коммуникативных навыков;
- обучение приемам снятия напряжения;
- снижение тревожности и страхов;
- формирование позитивной моральной позиции.

Программа по развитию и коррекции психических процессов
у учащихся классов КРО
Цель: повышение уровня развития высших психических функций.
Задачи:
- Формирование устойчивого интереса к учению.
- Создать необходимые условия для преодоления недостатков в развитии внимания.
- Целенаправленно вырабатывать рациональные приемы умственной деятельности.
- Тренировать «западающие» виды памяти.
Учащиеся 1-х классов по каким-либо причинам, не усвоившим программу 1-го класса, направляются на обследование в ПНД (психоневрологический диспансер) г. Темиртау. На данном этапе проводится обследование специалистами: психоневрологом, психологом, психиатром. На основании справок- заключений ВКК мы принимаем учащихся в классы КРО, создавая им оптимально возможные на данный период в школе, условия для обучения и развития, согласно образовательной программе, рекомендациям городского ПНД, разрабатываем индивидуальные маршруты, программы сопровождения. В учебный план и план воспитательной работы вводим оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия.
Далее нашей ППС (психолого-педагогической службой) проводится комплексная диагностика возможностей и способностей развития учащегося для предупреждения возникновения проблем развития и обучения. На основе полученных результатов разрабатывается, составляется и реализуется индивидуальная программа коррекции и развития учащегося, адаптация образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающегося. Организуется взаимодействие и взаимопонимание между всех участниками учебно-воспитательного процесса, работающими с учащимися с ОВР.
После составления индивидуально- образовательных и коррекционных маршрутов учащихся составляются списки групповых и индивидуальных занятий по уровню развития познавательных процессов, по ведущему нарушению и «зоны ближайшего развития» учащихся. На протяжении всего обучения с учащимися с ОВР проводятся групповые (2 раза в неделю, по 30 минут для каждой подгруппы) коррекционно - развивающие занятий по развитию познавательных способностей, занятия по восполнению пробелов в знаниях учащихся по русскому языку, математике и чтению. Такие занятия проводит сам учитель- дефектолог. Также проводятся 1 раз в неделю 15-минутные индивидуальные коррекционно - развивающие занятия со слабоуспевающими учащимися, с выраженными «западающими зонами в развитии» по предметам. Занятия индивидуальные и групповые проводит и психолог по коррекции и развитию познавательных процессов, ЭВС, по преодолению и коррекции поведенческих расстройств, по запросу учителя- дефектолога. В процессе обучения, развития и воспитания учащихся с ОВР учителя- дефектологи, психологи, логопеды школы вносят при составлении календарно- тематического планирования коррекционные компоненты, повышающие эффективность проводимых занятий и уроков, внеклассных мероприятий. На протяжении всего обучения и развития учащегося действует слаженная, согласованная деятельность всех заинтересованных членов коррекционно- образовательного процесса. Все участники коррекционно- образовательного процесса ведут и отслеживают динамику каждого учащегося, наблюдают за ним в течение всего учебного занятия, вносят коррективы и рекомендации в программу ИОМ ребенка. 2 раза в год (сентябрь, май) проводится оценка эффективности проводимой коррекционно - развивающей работы учителями- дефектологами, психологами, логопедами, воспитателем ГПД. Проводится комплексная оценка результативность проведенной коррекционной работы с каждым учащимся, обозначается дальнейшее прогнозирование ИОМ на следующий учебный год, составляется прогноз дальнейшего развития каждого учащегося при выходе из начальной школы в среднее звено.
Однако остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в нашей школе:
- Некорректное отношение к детям с ОВР со стороны сверстников, учащихся начальной школы, старшеклассников.
- Отсутствие курсов ПК учителей- дефектологов, учителей классов КРО, логопедов, психологов, работающих с учащимися данной категории.
- Плохая материально-техническая оснащенность учебных кабинетов. Отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические пособия для учителей.
- Барьер физического доступа. Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока в нашей школе не созданы условия для таких детей.
- Жесткие требования государственного стандарта. Введение широкой варьированной системы оценивания достижения учащихся, позволил бы включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.
- Отсутствие нормативно-правовой базы, обучающих материалов для учителей- дефектологов, осуществляющих коррекционно - развивающую деятельность.
На педагогов коррекционных ОО возлагается организация просветительской работы, т.к. педагогам общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений предстоит овладеть дефектологическими знаниями и специальными дефектологическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями развития.
Организация инклюзивного образования реализовывается через тесное взаимодействие и сотрудничество всех заинтересованных в развитии ребенка субъектов: родителей, педагогов, специалистов.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Используемые источники:
1. «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. http://www.akorda.kz/ru/page/poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana_1339760819
2.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 г. № 1118 //Казахстанская правда. - 2010. - № 153-154. - С. 10-12. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118
3. http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-4444
4. http://inclusion.kz/
5. http://collegy.ucoz.ru/publ/23-1-0-9587
6.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.) http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747
Категория: Психология | Добавил: MO0879
Просмотров: 131 | Загрузок: 2 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2020-05-25, 2:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [327]
Математика [862]
Физика [273]
История [382]
Классному руководителю [569]
Русский язык и литература [764]
Физическая культура [241]
Английский язык [455]
Искусство [203]
Родительский совет [19]
Биология [356]
Информатика [397]
Начальная школа [2035]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [181]
Дошколенок [573]
География [140]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [641]
Химия [51]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru