Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

"Вначале было чувство!". Интегрированное учебное занятие. Часть I
[ Скачать с сервера (29.1 Kb) ] 2012-04-22, 2:16 PM
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

ВНАЧАЛЕ БЫЛО ЧУВСТВО
ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ О ЗНАЧЕНИИ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Мыслить человека научили страсти.
Луи Вовенарг
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о физиологических механизмах формирования эмоций; значении эмоций в жизни людей.
Развивающие: продолжить формировать учебно-информационные умения работать с научной информацией, рисунками, таблицами, иллюстрациями, анализировать репродукции, музыкальные фрагменты; учебно-коммуникативные умения работы в парах, группах; учебно-организационные умения подготовки сообщений на заданную тему.
Воспитательные: воспитывать целостное восприятие научной картины мира.

Оборудование:
Рисунки, иллюстрирующие теории эмоций Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда, Папеса, структур мозга, участвующих в формировании эмоций; схематичного изображения различных эмоций; таблицы «Лимбическая система и её роль в формировании эмоций», «Регуляторная формация и её роль в формировании эмоций»; «Матрица (поле) эмоций по А.Т. Злобину»; «Эмоции, побуждения, феномены в теории дифференциальных эмоций И. Изарда»;
музыкальные произведения: русская народная песня «Дубинушка» в исполнении Ф.Шаляпина, ария Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст» (на итальянском языке), А.Вивальди «Le Quattro Stagioni», части «La Primovera Allegro», «Largo», «Presto», «L’Autumne Allegro»; репродукции картин В. Перова «Блаженный», «Ботаник», «Голубятник», «Охотники на привале»; «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Проводы покойника», «Птицелов», «Рыболов», «Сцена на могиле», «Тройка», магнитофон, информационные карты для учащихся.

Уроку предшествовал подготовительный этап, состоящий из предварительной работы с информационными текстами, подготовкой выступлений учащимися.

ХОД УРОКА
1.Настрой. В начале урока учащиеся слышат шум в коридоре (или в препараторской кабинета биологии), имитирующий ссору между учащимися, переходящую в драку. (Вариант: прослушивается отрывок радиопьесы аналогичного содержания). Важно! Дети никого не видят, но хорошо слышат отрицательный эмоциональный диалог и сопровождающие его звуковую имитацию опрокидывающейся мебели и бьющегося стекла.

2.Рефлексия. Обсуждение услышанного вместе с учащимися по вопросам:
1. Что вы слышали? (Ответ: ссору)
2. Как вы поняли, что люди ссорятся? (О: громкие голоса, раздраженный тон, грубые слова)
3. Выражением чего были услышанные звуки? (О.: отрицательных эмоций).

3.Подготовка к осознанному восприятию нового материала. Вступительное слово учителя. Огромная роль в жизнедеятельности человека и высших животных принадлежит эмоциям. Для того чтобы осознать, какую роль они играют в нашей жизни нужно просто представить себе мир без эмоций. Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд и опасений. Такого рода отчужденное и безжизненное преставление будет для вас почти невозможным. Ведь в нем ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, - все это чистый продукт созерцающей личности.

4. Изучение нового материала. Теоретический блок
4.1.Что такое эмоции? (Фронтальная работа с определениями, помещенными в информационных листах)
Эмоции (франц. emotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную), субъективные реакции животных и человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. (Биологический энциклопедический словарь).
Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Эмоции проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т.п. (Педагогический энциклопедический словарь)
Эмоции – это чувства и настроения, придающие поведению ярко выраженную субъективную окраску и проявляющиеся в реакциях со стороны вегетативной и эндокринной систем.. Радость, восторг, страх, тревога, чувство любви и счастья – все это эмоции. Мы ощущаем их, можем осознавать и, благодаря речи, делиться ими с другими людьми. (Учебник «Физиология человека. Три уровня обучения»)
Эмоции – субъективные состояния человеческого организма, поддающиеся объективному нейрофизиологическому анализу (Общий курс физиологии человека и животных)
?! Что общего во всех этих определениях?
Обсуждение. Выводы:
1. Эмоции – это субъективные состояния.
2. Их проявление ярко выражено.
3. Они влияют на физиологическое состояние организма.
▲Учащимся предлагается записать в тетради на выбор любое понравившееся определение эмоций.
Завершение этапа учителем: Представления об эмоциях пришли в физиологию из психологии. Хотя мы в состоянии обсуждать эмоции, и можем быть абсолютно уверены в том, что понимаем друг друга, когда описываем, например, страх. Ученые до сих пор не смогли выработать достаточно четкого определения эмоции – такого, которое не содержало бы субъективных понятий и не сводилось бы к перечислению признаков. Иными словами, универсального определения эмоций на сегодняшний день не существует.

4.2. История изучения эмоций. Организация работы в группах с информационными листами (см. Приложения 1-7). Группы: 1 – С древнейших времен до Ч. Дарвина; 2 – Работы Чарльза Дарвина; 3 – Работы Зигмунда Фрейда; 4 – Теория Джеймса – Ланге; 5 – Теория Кэннона – Барда; 6 – Теории Лидсли и Папеса. Выступление учащихся после работы с информацией. Работа по заполнению Таблицы 1 после выступлений, работа с рисунками 1,2,3.



Завершение этапа учителем: Представленные теории – далеко не все существующие на сегодняшний день. Значительный вклад в разработку теории эмоций внесли российские ученые И.С.Бериташвили, П.К. Анохин, П.В. Симонов, Н.П. Бехтерева, М.М. Хананашвили, А.В. Вальдман, В.М. Смирнов и другие.

4.3. Участие различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний.
4.3.1.Организация работы в группах: «Лимбическая система», «Ствол мозга», «Кора больших полушарий». Работа с информационными листами (см. Приложения 7-9), выполнение заданий.
4.3.2. Выступления представителей групп.
Группа 1.Лимбическая система


Дополнения учителя: Проследив ход нервных путей мозга, мы можем увидеть, почему все наши взаимодействия с окружающей средой имеют ту или иную эмоциональную окраску. Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору, проходят через одну или несколько лимбических структур – миндалину, гиппокамп или часть гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, тоже проходят через эти структуры.

Группа 2.Ствол мозга



Дополнения учителя: В начале 50-х годов У.Р.Хесс впервые провел эксперименты с введением электродов. Он обнаружил, что стимуляция определенного участка гипоталамуса вызывала агрессивное поведение кошки даже при отсутствии внешних раздражителей.
В 1953-1954 годах Джеймс Олдс и П. Милнер открыли феномен внутримозгового самораздражения. Они вживляли электроды в различные области гипоталамуса у крыс. В результате исследований был обнаружен целый ряд участков, которые впоследствии назвали «центры удовольствия» («зоны награды»). Эти участки в основном совпадали с путями передачи возбуждения от дофаминэргических нейронов черной субстанции и адренэргических нейронов голубого пятна. «Зоны награды» созревают очень рано и уже в первые дни после рождения включаются в регуляцию поведения. Кроме этого существуют системы отрицательного подкрепления («зоны наказания»), которые также готовы к функционированию на самых ранних этапах постнатальной жизни.

Группа 3.Кора больших полушарий.


Дополнения учителя о функциональной межполушарной асимметрии и её роли в проявлении эмоций. Специализация больших полушарий головного мозга проявляется и в эмоциональной сфере. Более эмоциогенным является правое полушарие, играющее преимущественную роль на ранних этапах овладения навыками. У человека положительные эмоции связаны в основном с левым полушарием, отрицательные – с правым. Соответственно различается и оценка афферентации от периферических рецепторов: различные психосоматические проявления чаще связаны с левой половиной тела. Левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая – положительные эмоции. Эти различия проявляются уже у новорожденных, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.

Завершение этапа учителем: Мы много знаем об анатомии лимбической системы, ствола мозга, корковых структур мозга и нервных путей, которые соединяют их между собой и с другими частями нервной системы. Но как они функционируют при эмоциях, в особенности у человека – это все еще в значительной степени остается предметами гипотез. Основанием для этих гипотез служат главным образом исследования на животных, которые ведутся во многих научных лабораториях мира.

4.4. Функции эмоций. Объяснения учителя.
Исследователи выделяют отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную и коммуникативную функцию эмоций.
Отражательная функция эмоций заключается в обобщенной оценке событий. Например, наличие пищевой потребности и ее выраженности оценивается организмом не в количестве белков или жиров необходимых ему, а в выраженности чувства голода.
Побуждающая функция эмоций основывается на потребности в положительных ощущениях, особенно характерной для высокоорганизованных животных. Считают, что функцию побуждения несут два класса эмоций - ведущие и ситуативные. Ведущие эмоции направлены на цель поведения и инициируют (вызывают) поведение, удовлетворяющее потребность. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов поведения, заставляют организм действовать в прежнем направлении, менять поведение или средства.
Подкрепляющая функция эмоций выражается в том, что эмоции могут выступать в качестве безусловного подкрепления и имеют большое значение в процессах научения и памяти. Оказалось, что события, вызывающие выраженные эмоциональные реакции, быстрее и надежнее запоминаются животными. Более того, безусловное подкрепление не выполняет роли подкрепления без одновременного сочетания с положительными эмоциями при образовании условных рефлексов. (Подкрепляющую функцию эмоций открыл В.Л. Дуров, а подтвердил его открытием "центра удовольствия" мозга Д. Олдс)
▲ По ходу объяснений учителя учащиеся самостоятельно преобразовывают информацию в схему «Функции эмоций»:


4.5. Классификация эмоций.
?! Попробуйте распределить предложенный перечень эмоций (см. информационные листы) на группы по какому-либо признаку.
Предлагается перечень из работы М.Б.Арнольд «Эмоции и личность»: симпатия (любовь), антипатия, желание, отвращение, радость, печаль, бесстрашие, страх, гнев, надежда, отчаяние
▲ Варианты выполнения учащимися: а) положительные (симпатия (любовь), желание, радость, надежда) - отрицательные (отвращение, страх, гнев и т.д.);
б) приятное – неприятное (симпатия-антипатия; желание – отвращение; радость – печаль; и т.д.)
Комментарии учителя. Данные классификации эмоций в определенной мере условны. В сложных чувствах противоречивые эмоции сплавлены воедино. Человек может одновременно испытывать стыд, гнев, сожаление и т.д. Делить эмоции на «хорошие» и 2плохие» не просто. Гнев бывает праведным, а радость, принявшая форму, которую К.Лоренц назвал «воинствующим энтузиазмом» влечет порой тяжелые последствия и для личности, и для общества. Позитивная в целом эмоция интереса может лежать как в основе творческого поиска, так и безобразных поступков.
Для существующих классификаций эмоций характерны произвольность и отсутствие четко сформулированного принципа их построения. Так, например, М.Б. Арнольд различала несколько базовых эмоций как простых реакций на оценку базовых ситуаций. Несмотря на то, что ни одна из предлагаемых классификаций не стала общепринятой, давайте рассмотрим на нашем уроке две классификации, которые предлагают российский и американский ученые.


(Продолжение см. Часть II)
Категория: Психология | Добавил: Тина
Просмотров: 2242 | Загрузок: 169 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 4:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru