Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Как измерить сотрудничество в классе
2014-01-04, 8:54 PM
Грецингер Нелли Георгиевна, педагог – психолог I категории,
ГУ «Средняя школа № 17 города Рудного».
Как измерить сотрудничество в классе
На основе системного анализа межсубъектного взаимодействия мы рассматриваем сотрудничество в единстве творческих, диалогических, рефлексивных характе-ристик, что позволяет обосновать наш подход к измерению и оценке состояния и осо-бенностей сотрудничества в современной школе.
При этом мы считаем сотрудничество наиболее развитой, полной формой вза-имодействия, к которой в большей или меньшей степени приближается всякое меж-субъектное взаимодействие.
Взаимодействие как система, элементами которой непременно является три компонента (субъект, другой субъект, объект), приводит нас к пониманию сотрудни-чества как взаимодействия, в котором каждый из трех элементов выполняет функцию цели, но не средства, и ни один элемент не доминирует в системе и не определяет полностью ее свойств.
Если целями сотрудничества одновременно являются и субъекты (взаимодей-ствующие стороны), и объект (предметная основа взаимодействия), то средством слу-жит сам процесс взаимодействия, который разворачивается сразу и по логике объекта, и по логике субъекта. Сотрудничество осуществляется ради объекта (его созидания, творческого преобразования) и ради субъектов (их личностного развития).
Цели сотрудничества образуют объективную структуру взаимодействия в бу-дущем, будущее состояние системы, которое организует процесс взаимодействия в настоящем с включением опыта прошлого. В этом смысле сотрудничество может рас-сматриваться не как реальное, но как потенциальное взаимодействие, реальный же процесс межсубъектного взаимодействия в большей или меньшей степени лишь при-ближается к сотрудничеству как к своей цели.
С позиции синергетики сотрудничество представляет собой оптимальную структуру взаимодействия, вероятностно возникающую в результате самоорганизации социальной среды и отражающую тенденции её развития. Это означает, что вероят-ность взаимодействия в форме сотрудничества выше в соответствующей среде (с соответствующими характеристиками). Поскольку под средой понимается множество случайных взаимосвязей (взаимодействий) между однородными элементами, то определить свойства среды, развивающейся в направлении сотрудничества, можно, проанализировав характеристики процесса межсубъектного взаимодействия.
С субъективной (субъектно-личностной, психологической) стороны сотрудни-чество означает, что субъект в процессе взаимодействия реализует свои отношения творчески, диалогически, рефлексивно.
Творчески – реализуя свои способности "с избытком", выявляя в объекте взаи-модействия новые стороны и отношения, тем содействуя реализации способностей другим субъектом (целевое отношение к объекту).
Диалогически – ориентируясь на потребности другой стороны в данном объекте, обращаясь к субъекту как к целостности, имеющей право на другие потребности (неожидаемые), тем обнаруживая и свои собственные потребности (целевое отношение к другому субъекту).
Рефлексивно – соотнося свои способности и потребности с общими целями, тем отображая и корректируя взаимодействие в целом (целевое отношение к себе).
Во всяком "живом" взаимодействии в большей степени проявляются те харак-теристики взаимодействия, какие ценности (потребности) имеются у его участников. При осуществлении полноценного сотрудничества субъекты стремятся (ориентируют-ся) в равной мере на творчество, диалог, рефлексию. Соответственно, для организации сотрудничества необходимо обеспечить условия для реализации субъектами этих трех ценностей вместе.
Субъект, имеющий опыт сотрудничества, обнаруживает свою позицию (твор-ческое, диалогическое, рефлексивное отношение) вновь и вновь. Доминирование же только одной-двух ценностей во взаимодействии деформирует сотрудничество и ведет к тупикам в развитии взаимоотношений субъектов (к конфликтам и др.).
Любой из эпизодов взаимодействия может быть оценен с позиции реализации творчества, диалога, рефлексии как характеристик сотрудничества. Можно показать, что творчество, диалог, рефлексия являются необходимыми качествами сотрудничества, а их взаимосвязь – достаточное условие для актуализации сотрудничества в данных условиях. Влияя на эти характеристики, можно активно приближать любое взаимодействие к сотрудничеству.
Предполагается, что обогащение взаимодействия участников образовательного процесса (в обсуждаемом смысле) способствует тому, что сотрудничество становится все менее эпизодическим, все более характерным для среды.
Исходя из собственного определения сотрудничества как взаимодействия, в котором реализуются ценности творчества, диалога, рефлексии, лучше применять опросник "ТУСОВКА" (Тест Уровня СОтрудничества В КлАссе) как диагностический инструмент для изучения уровня развития коллективов школьников 5-9 классов.
Опросник состоит из 20 утверждений, раскрывающих разные аспекты сотруд-ничества в классе. При формулировании ряда утверждений авторы использовали "Ме-тодику определения уровня сформированности социально-ориентированной деятель-ности в подростковой группе" В. М. Сергеева, но при этом утверждения опросника были тщательно отобраны и проанализированы с новых позиций.
Опросник получился портативным, при фронтальном исследовании требуется не более 5 –7 минут на один класс, а запись ответов школьников на 20 пунктов опрос-ника в два столбика (№ 11 напротив № 1 и т.д.) до минимума сокращает время на об-работку результатов.
В итоге мы получили возможность быстро и многопланово оценивать состоя-ние дел в классах, параллелях, сменах, потоках обучения, при комплектовании новых классов, а также при назначении в класс нового классного руководителя. Мы исполь-зовали данный опросник для оценки результативности социально-психологической адаптации при переходе в пятый класс.
Важно: опрос школьников проводит психолог без присутствия педагогов и классного руководителя.
Теперь опишем саму методику.
Инструкция классу: “Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс ( + ), в случае несогласия – минус ( - ). Можно два, три раза поста-вить вопросительный знак, если отвечаете "не знаю". Помните, что здесь нет "пра-вильных" и "неправильных" ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно”.
Список утверждений:
1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться, и продолжаем общаться друг с другом.
6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
7. Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель нам предлагает, что делать, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руко-водителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов.

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке резуль-татов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений от-дельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от № 1 до № 10 (и анало-гично от № 11 до № 20) это следующие шкалы:
(I) Ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, актив-ность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.
(II) Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.
(III) Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.
(IV) Ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.
(V) Ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дру-жеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.
(VI) Ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.
(VII) Оценка творческости (креативности) классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, вы-думщика и деятельного участника общих дел.
(VIII) Оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значе-ниях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.
(IX) Оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.
(X) Откровенность. Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Кроме того, мы полагаем, что отношения сотрудничества основаны на доверии, искренности, открытости позиций, поэтому низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.
Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый "+" ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый "-" ответ). За каждый "?" ответ за-считывается 0,5 балла.
Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически, в виде профиля.
ВАЖНО: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.
Для простоты анализа низкими считаются результаты ниже 60 %, нормальными - в интервале 60 – 80 %, высокими – в интервале 80 - 100 %. Возможна разработка внутришкольных норм.
Особо интерпретируются результаты X шкалы: при значениях ниже 50 % ре-зультаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50 – 60 % речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.
Категория: Психология | Добавил: terra
Просмотров: 501 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 4:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru