Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Психологический тренинг при подготовке к ЕНТ
2014-01-30, 7:57 AM
Психологический тренинг для 11 класса при подготовке к ЕНТ.
Цель:
 Снижение уровня напряженности.
 Снижение уровня тревожности.
 Повышение уровня уверенности в себе, силы воли.
На доске оформлены высказывания:
— «Стресс — это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете». (Г. Селье)
— «Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать находить правильный выход». (Д. Карнеги).
Чтобы начать наш тренинг, я хочу ознакомить вас с правилами поведения в группе, которые распространяются как на участников группы, так и на ведущего. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие данного правила.
Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, приучают участников сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведет себя.
Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лгали и не лицемерили. Признак сильной и здоровой личности — это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той или иной мере, в какой он считает нужным.
Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: " У всех такое мнение…», «Мы так считаем…». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть
Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Если участники группы отказываются принимать участие в обработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.
Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
На обсуждение правил отводится 5 минут. Когда правила приняты ведущий произносит слово «обещаю», участники группы тоже.
1. Акцентирование внимания на чувствах, переживаниях с помощью постановки вопроса: «Что я сейчас чувствую?»
Психолог: Сейчас нарисуйте, пожалуйста, то чувство которое мешает вам во время общения, которое вам не приятно,из-за которого вы чувствуете себя неуверенно. Сверху напишите название этого чувства (5 минут).
Психолог: А теперь, нарисуйте то чувство, с помощью которого вы справляетесь с тем чувством, которое вы написали на первом рисунке, с помощью которого вам приятно и интересно общаться. Сверху также напишите название этого чувства. (5 минут).
Психолог: Когда вы закончите рисовать, возьмите первый листок, где нарисовано и написано чувство, мешающее вам в общении, и к написанному слову сзади листа напишите по 5–10 прилагательных, поясняющих его. То же самым проделайте со вторым листом, на котором нарисовано и написано приятное вам чувство.
2. Упражнение на физическое и эмоциональное раскрепощение.
«Найди пару». Участники, разбившись по парам, молча, рассматривают и запоминают друг друга. Затем расходятся и с закрытыми глазами, передвигаясь по комнате совершенно потеряв связь с партнером.
Ведущий: «Найдите своего партнера, не говоря ни слова». Участники дотрагиваются друг до друга стараясь отыскать партнера. Когда считают, что нашли, открывают глаза и проверяют это.
Упражнение «Я люблю… Я могу… Я хочу…»
Цель: положительный настрой, развитие чувства эмпатии, повышение самооценки.
Инструкция: Передавая по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю…», затем «Я хочу…», и наконец, «Я могу…».
Анализ: «Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?»
3. Упражнение на развитие стойкости, сосредоточенности, приобретения опыта в повышении эмоционального состояния.
«Тренировка эмоциональной устойчивости». Участники разбиваются по парам и садятся лицом к друг другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа:
Психолог: «Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и вашем теле». После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась задание усложняется: Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите в глаза своего партнера и стараетесь сохранить свое спокойствие. После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера — рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю.
Игра «Шарик». Сесть на стул. Ведущий показывает и объясняет: «Представим, что мы надуваем воздушный шарик. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются, Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух — будто шар лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я».
Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко и просто.
4. Упражнение на развитие, уверенности, формирование внутреннего стержня, спокойствия.
Упражнение «Представление о достигнутом успехе»
Цель: Развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Время: 5 минут
Психологическая сущность упражнения: так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности.
Задание: Решите какой успех наиболее важен для Вас — добиться успехов в учебе, в сдаче ЕНТ.
Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
Потом представьте, как другие подходят к вам и звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.
Рисунок «Символ уверенности»
Цель: закрепление ощущения уверенности.
Инструкция: «Нарисуйте символ (образ) уверенности».
После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.
Анализ: «Что было легко, а где почувствовали трудности? Как этот символ может помочь?». Если дети сами не скажут, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.
Упражнение «Рефлексия»
Время: 5 минут
Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.
Источник: «Тренинги с подростками» Ю.А Голубева, О.В. Расулова, А.В.Семенченко- Учитель;2008
Категория: Психология | Добавил: AnnaAleksandrovna
Просмотров: 1396 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru