Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Конфликт и пути его разрешения
[ Скачать с сервера (38.1Kb) ] 2014-01-31, 1:20 PM
Городское заседание председателей общешкольных родительских комитетов

Конфликт и пути его разрешения
Тренинговое занятие

Цель: Овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их предупреждения, преодоления.
Задачи:
1. Ознакомить с некоторыми положениями конфликтологии (конфликт, структура конфликта, классификация конфликтов и т.д.).
2. Создание условий для осознания собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях участников тренинга.
3. Формирование эффективных навыков поведения в конфликте.

Педагоги-психологи: Н.Карибуллина
Т. Верхорубова

СШ №7 им. им. Ю.А. Гагарина
г. Степногорск
февраль 2014 год
Ход занятия
1. Введение.
1.1. Знакомство и введение в тренинг.
А) Упражнение «Знакомство».
Цель: познакомиться участникам друг с другом, настроить на позитивное взаимодействие.
Время: 5-7 минут
Процедура проведения:
Ведущий начинает выполнять упражнение первым. Держа мяч-смайлик в руках, называет свое имя и свой жизненное кредо (девиз). Затем мяч передаётся по кругу другому участнику и тот называет свое имя и девиз.

Б) Упражнение «Общий ритм»
Цель: повышение сплочённости группы
Время: 3-4 минуты.
Процедура проведения:
Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши, с определённой скоростью задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего делает один хлопок, за ним следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, как будто в заданном режиме хлопает один человек, а не члены группы по очереди. В завершение возможно одновременное отстукивание ритма всей группой.
2. Основная часть.
2.1. Просмотр мультфильма «Конфликтная ситуация».
Обсуждение. Знакомство с темой занятия «Конфликт и пути его преодоления».
Не ищите ошибку.
Ищите способ как её исправить.
Генри Форд
2.2. Активизация понятийного аппарата. Теоретическая информация.
«Мозговой штурм»
«Что такое конфликт?»

Конфликт (от лат.conflictus - столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Классификация конфликтов


Стадии протекания конфликта

1. Скрытый конфликт - стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм (положение дел накануне конфликта).
2. «Инцидент» - стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов.
3. «Шаги по ступенькам» - стадия конфликтных действий. Серия отдельных актов – действий или противодействий конфликтующих сторон.
4. Разрешение конфликта – стадия снятия конфликта. Сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет рационально решить вопрос разрешения конфликта.
Основные стили поведения в конфликтной ситуации
• Конкуренция
• Сотрудничество
• Компромисс
• Уклонение
• Приспособление
Стиль конкуренции (доминирование, соперничество, борьба, напористость)
Используется в ситуациях:
 Исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на решение проблемы в свою пользу
 Вы обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным. Что предлагаемое вами решение – наилучшее
 Вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять
 Вы должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага
 Вы взаимодействуете с починёнными, предпочитающими авторитарный стиль
Стиль сотрудничества (кооперация, интеграция)
Используется в ситуациях:
 Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов важен и не допускает компромиссных решений
 У вас прочные, длительные, взаимозависимые отношения с другой стороны
 Стороны способны выслушивать друг друга и излагать суть своих интересов, умеют интегрировать точки зрения
Стиль компромисса
Используется в ситуациях:
 Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью
 Удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение
 Вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или другие подходы оказались неэффективны
 Компромисс позволит вам хоть что-то получить
Стиль уклонения (уход, избегание, игнорирование)
Используется в ситуациях:

 Источник разногласий несущественен для сторон по сравнению с другими, более важными задачами. А потому они считают, что не стоит тратить силы на решение проблемы
 Стороны хотят выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию. Прежде чем принять какое-либо решение
 Опасно пытаться решить проблему немедленно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию
 Подчиненные сами могут урегулировать конфликт
2.3. Эмоциональная разгрузка. Просмотр мультфильма «Про добро».
2.4. Работа в группах. Упражнение «Неконфликтная личность»
Цель: дать возможность проанализировать качества «неконфликтной личности», то есть личности. Способной к эффективному взаимодействию в различных ситуациях.
Время: 7-10 минут
Процедура проведения:
Разделить участников на 3 группы. Поставить задачу: выработать сообща перечень качеств личности, способной к эффективному межличностному взаимодействию, в том числе в конфликтных ситуациях. После выполнения задания представители групп зачитывают свои перечни, при этом каждое предлагаемое качество обосновывается и обсуждается.
2.5. Упражнение «Снежинка»
Цель: работа со стереотипами. Развитие умения принимать чужие точки зрения.
Время: 3-4 минуты.
Процедура проведения:
Участникам группы раздаются одинаковые листы бумаги. Ведущий просит выполнить молча следующие действия с листом бумаги. Не глядя, как такую же операцию проделывают другие:
1. Сложить лист вдвое, оторвать правый верхний угол;
2. Снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
3. Сложить лист вдвое, оторвать правый верхний угол;
4. Сложить лист вдвое, оторвать правый верхний угол;
5. Разверните.

При демонстрации остатков листов бумаги участники группы увидят разнообразные варианты «снежинки».
В обсуждении у участников группы целесообразно спросить: «Можно ли сказать, что у кого-то бумага была оторвана неправильно? Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает он так же как мы, либо поступает не так, как мы, смотрит на мир не так, как мы?»

2.6. Дискуссия «Как предотвратить конфликт?»
2.7. Советы психолога

 Изменить своё отношение к ситуации и поведение в ней

-Для того чтобыпересмотреть собственную позицию в проблемной ситуации и изменить своё поведение, необходимо приобрести ряд умений и качеств:

• Умение определить, что общение стало предконфликтным, а затем – не пойти на конфликт, вернуться к нормальному взаимодействию.
• Умение понимать партнёра и осознание того, что он может не понимать вас.
• Умение быть толерантным, то есть терпимым к иным взглядам, убеждениям, иному образу мыслей.
• Снижение собственной тревожности и агрессивности.
• Умение улыбаться и чувство юмора.

 Воздействие на поведение оппонента

- Как можно воздействовать на партнёра по общению. Его отношение к ситуации и его поведение:
• Не пытайтесь решительно и быстро исправить, перевоспитать человека.
• Умение «читать» жесты собеседника.
• В процессе обсуждения проблемы важно не перебивать оппонента, дать ему выговориться.
• Не загоняйте оппонента в угол.
3.Рефлексия занятия.
А) Упражнение “Закончи предложение”
Цель: организация обратной связи, осмысление полученной информации.
Время: 3-4 минуты.
– Во время занятия я поняла, что…
– Самым полезным для меня было…
– На занятии мне не понравилось…
– Если бы я еще раз попало на тренинговое занятие, то я хотела бы…
Б) Эмоциональная «зарисовка». Просмотр видеоролика «Бумеранг добра».
Список используемой литературы:
1. Е.Осипова, Е. Чуменко. «Конфликты и методы их преодоления» (Социально-психологический тренинг): Бибилиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», выпуск 5 (17).М. «Чистые пруды», 2007
2. Введению в конфликтологию «Подросток и конфликт» (учебное пособие для старшеклассников), Алматы 2003
3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учеб.- метод. пособие. – М.: Ось -89, 2002.
Категория: Психология | Добавил: Кобра
Просмотров: 523 | Загрузок: 85 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru