Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Исследовательский подход к организации профориентационной работы педагога-психолога с учащимися
[ · Скачать удаленно (175 kb) ] 2014-11-14, 5:02 PM
Сознательный выбор профессии - важнейший фактор развития личности каждого молодого человека. Ошибка в выборе профессии, как от-мечал К. Маркс " Это ошибка, которая мстит за себя, и если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет нам более страшные муки, чем те, какие в состоянии вызвать внешний мир".
Познавательные и профессиональные интересы в основном формируются в школьные годы. Как показывают многочисленные исследования, в 7-8 классе, у большинства школьников складываются устойчивые интересы к отдельным предметам, которые в 9-11 классах получают дальнейшее развитие.
Так в восьмых классах нашей школы для изучения отношения школьников к учению и отдельным предметам используется методика «Мое отношение к учению». Она позволяет провести сравнительный анализ результатов за четыре года по следующим параметрам: Тип отношения к школе и Рейтинг предметов. Результаты анкеты представлены таблицей. (Таблицу смотрите в файле)
Исследование, показало, что на протяжении четырех лет тип отношения к учению положительный у большинства учащихся параллелей 8-х классов.
Сравнительный анализ результатов выявил рейтинг изучаемых предметов.(Таблицу смотрите в файле)

В результате исследования выявлено, что:
В 2009-2010 учебном году - на первом месте стоит – Физкультура, а на по-следнем – Казахская литература.
В 2010-2011 учебном году - на первом месте стоят – История, а на последнем – Геометрия.
В 2011-2012 учебном году - на первом месте стоят – Физика, Физкультура, Труды, а на последнем – Алгебра, Геометрия.
В 2012-2013 учебном году - на первом месте стоят – История, а на последнем – Алгебра.

Интересы учащихся к определенным профессиям чаще всего формиру-ются на последней ступени обучения, хотя встречаются случаи, когда школьники свой дальнейший жизненный путь определяют в 5-7 классе, а иногда и в начальных классах. Установлено, что между познавательными и профессиональными интересами школьников старшего возраста существует вполне определённая связь. Интерес к математике и физике способствует выбору профессии инженера, техника, строителя. Интерес к гуманитарным предметам оказывается решающим фактором при выборе некоторыми школьниками профессии журналиста, юриста, учителя - словесника и т.п.
В первом, втором, четвертом и пятом классах с учащимися проводится опрос, по вопросам выбора профессии, занятий в свободное время, и читательского интереса. Данная информация может помочь классным руководителям, а также родителям в организации внеклассных мероприятий, классных часов, индивидуальных бесед, рекомендаций и др.

Для исследования интересов учащихся восьмых классов и в целях профориентации применяется методика «Карта интересов».
Результаты сведены в таблицу. (Таблицу смотрите в файле)
В результате исследования выявлено:
В 2009-2010 учебном году - на первом месте – Астрономия, на последнем месте – Строительство.
В 2010-2011 учебном году - на первом месте – История, на последнем – Ма-тематика.
В 2011-2012 учебном году – на первом месте – Журналистика, на последнем месте – Филология.
В 2012-2013 учебном году - на первом месте – История, на последнем месте – Филология.

Для исследования типа личности подростков использовалась методика «Дифференциально – диагностический опросник». Е. А. Кли-мова.
Методика предназначена для отбора на различные профессии в соответствии с классификацией Е. А. Климова.
Результаты сведены в таблицу.(Таблицу смотрите в файле)
В результате исследования выявлено:
В 2009-2010 учебном году - на первом месте – Человек-человек, на последнем месте – Человек-природа.
В 2010-2011 учебном году - на первом месте – Человек-человек, на последнем – Человек - знаковая система.
В 2011-2012 учебном году – на первом месте – Человек-человек, на последнем месте – Человек-природа.
В 2012-2013 учебном году - на первом месте – Человек-человек, на последнем месте – Человек - знаковая сис-тема.
Название типов:
1. Человек – природа. Объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят: как агроном, зоотехник, ветеринар, садовник, лесник.
2. Человек – техника. Объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Относятся: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, инженер.
3. Человек – человек. Объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция.
4. Человек – знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинисты, статисты, экономисты.
5. Человек – художественный образ. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. Такие специальности как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист.

Согласно типологии личности американского психолога Дж. Голланда различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предпримчивый, артистичный.
Каждый тип характеризуется определенными особенностями темпера-мента, характера. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Таким образом, цель исследования: определение типа личности.
Анализ полученных данных позволяет определить соответствующий тип личности, по Дж. Голланду, каждого школьника, класса и параллели в целом.
Результаты исследования сведены в таблицу. (Таблицу смотрите в файле)
2009-2010 учебном году - на первом месте – Предприимчивый, на последнем месте – Реалистичный.
В 2010-2011 учебном году – на первом месте – Социальный, на последнем – Реалистичный.
В 2011-2012 учебном году – на первом месте – Социальный, на последнем месте – Реалистичный.
В 2012-2013 учебном году - на первом месте – Артистический, на последнем месте – Реалистичный, Интеллектуальный

1. Реалистичный тип. «Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2. Интеллектуальный тип. Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирают научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах предпочтительные виды деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
3. Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (умение общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
4. Конвенциальный тип. Отдает предпочтение структурированной деятель-ности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутиной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
5. Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стрем-ление к лидерству, потребность в признании, предпримчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.
6. Артистический тип. В отношении с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и маторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Кроме диагностических методик в восьмом классе применяются такие задания, как «Продолжи предложение».
1. Кем хочу стать ...
2. В этой профессии меня привлекает ...
3. Мои способности к данной профессии ...
4. Что я делаю для освоения профессии ...
5. Мои интересы ...
6. Предметы необходимые для будущей профессии ...
7. Любимые предметы ...
8. Не интересные предметы ...
В старших классах проводятся групповые консультации по результатам диагностики и индивидуальные консультации по запросу учащихся и родителей.
Вместе с тем в ходе исследовательской деятельности выявлены следую-щие проблемы. Многие учащиеся к концу восьмого класса еще не выбрали или не могут выбрать сферу деятельности, не знают специфику работы выбранной профессии, не соответствуют интересы, способности, здоровье, личностные качества ученика с выбранной профессией.
Систематическое изучение школьной молодежи является необходимой основой для консультации молодых людей по вопросам выбора профессии, продолжения образования, трудоустройства. Сопоставление результатов ис-следования, индивидуальных бесед, анкетирования, данных полученных с помощью других методов изучения учащихся, поможет им разобраться в своих профессиональных намерениях и объективно оценить их.
Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим де-тям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию.
Одна из главных задач родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
Предлагаю вам 6 шагов к решению.
ШАГ 1. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых.
ШАГ 2. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте ин-формацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.
ШАГ 3. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 4. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления.
ШАГ 5. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в колледж, вуз - и желательно не в один. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 6. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

И в заключении «Выбор профессии, - пишет доктор психологических наук, профессор Е.А. Климов - это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно - психическое здоровье, радость и счастье». А ведь мы все желаем нашим детям только счастья. Значит не надо откладывать разговор о выборе профессии на завтра, на весну на то время, когда ученики станут выпускниками.
Категория: Психология | Добавил: КНН
Просмотров: 258 | Загрузок: 78 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 4:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru