Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Исследовательский подход к организации профориентационной работы педагога-психолога с учащимися
[ · Скачать удаленно (175 kb) ] 2014-11-14, 5:02 PM
Сознательный выбор профессии - важнейший фактор развития личности каждого молодого человека. Ошибка в выборе профессии, как от-мечал К. Маркс " Это ошибка, которая мстит за себя, и если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет нам более страшные муки, чем те, какие в состоянии вызвать внешний мир".
Познавательные и профессиональные интересы в основном формируются в школьные годы. Как показывают многочисленные исследования, в 7-8 классе, у большинства школьников складываются устойчивые интересы к отдельным предметам, которые в 9-11 классах получают дальнейшее развитие.
Так в восьмых классах нашей школы для изучения отношения школьников к учению и отдельным предметам используется методика «Мое отношение к учению». Она позволяет провести сравнительный анализ результатов за четыре года по следующим параметрам: Тип отношения к школе и Рейтинг предметов. Результаты анкеты представлены таблицей. (Таблицу смотрите в файле)
Исследование, показало, что на протяжении четырех лет тип отношения к учению положительный у большинства учащихся параллелей 8-х классов.
Сравнительный анализ результатов выявил рейтинг изучаемых предметов.(Таблицу смотрите в файле)

В результате исследования выявлено, что:
В 2009-2010 учебном году - на первом месте стоит – Физкультура, а на по-следнем – Казахская литература.
В 2010-2011 учебном году - на первом месте стоят – История, а на последнем – Геометрия.
В 2011-2012 учебном году - на первом месте стоят – Физика, Физкультура, Труды, а на последнем – Алгебра, Геометрия.
В 2012-2013 учебном году - на первом месте стоят – История, а на последнем – Алгебра.

Интересы учащихся к определенным профессиям чаще всего формиру-ются на последней ступени обучения, хотя встречаются случаи, когда школьники свой дальнейший жизненный путь определяют в 5-7 классе, а иногда и в начальных классах. Установлено, что между познавательными и профессиональными интересами школьников старшего возраста существует вполне определённая связь. Интерес к математике и физике способствует выбору профессии инженера, техника, строителя. Интерес к гуманитарным предметам оказывается решающим фактором при выборе некоторыми школьниками профессии журналиста, юриста, учителя - словесника и т.п.
В первом, втором, четвертом и пятом классах с учащимися проводится опрос, по вопросам выбора профессии, занятий в свободное время, и читательского интереса. Данная информация может помочь классным руководителям, а также родителям в организации внеклассных мероприятий, классных часов, индивидуальных бесед, рекомендаций и др.

Для исследования интересов учащихся восьмых классов и в целях профориентации применяется методика «Карта интересов».
Результаты сведены в таблицу. (Таблицу смотрите в файле)
В результате исследования выявлено:
В 2009-2010 учебном году - на первом месте – Астрономия, на последнем месте – Строительство.
В 2010-2011 учебном году - на первом месте – История, на последнем – Ма-тематика.
В 2011-2012 учебном году – на первом месте – Журналистика, на последнем месте – Филология.
В 2012-2013 учебном году - на первом месте – История, на последнем месте – Филология.

Для исследования типа личности подростков использовалась методика «Дифференциально – диагностический опросник». Е. А. Кли-мова.
Методика предназначена для отбора на различные профессии в соответствии с классификацией Е. А. Климова.
Результаты сведены в таблицу.(Таблицу смотрите в файле)
В результате исследования выявлено:
В 2009-2010 учебном году - на первом месте – Человек-человек, на последнем месте – Человек-природа.
В 2010-2011 учебном году - на первом месте – Человек-человек, на последнем – Человек - знаковая система.
В 2011-2012 учебном году – на первом месте – Человек-человек, на последнем месте – Человек-природа.
В 2012-2013 учебном году - на первом месте – Человек-человек, на последнем месте – Человек - знаковая сис-тема.
Название типов:
1. Человек – природа. Объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят: как агроном, зоотехник, ветеринар, садовник, лесник.
2. Человек – техника. Объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Относятся: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, инженер.
3. Человек – человек. Объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция.
4. Человек – знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинисты, статисты, экономисты.
5. Человек – художественный образ. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. Такие специальности как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист.

Согласно типологии личности американского психолога Дж. Голланда различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предпримчивый, артистичный.
Каждый тип характеризуется определенными особенностями темпера-мента, характера. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Таким образом, цель исследования: определение типа личности.
Анализ полученных данных позволяет определить соответствующий тип личности, по Дж. Голланду, каждого школьника, класса и параллели в целом.
Результаты исследования сведены в таблицу. (Таблицу смотрите в файле)
2009-2010 учебном году - на первом месте – Предприимчивый, на последнем месте – Реалистичный.
В 2010-2011 учебном году – на первом месте – Социальный, на последнем – Реалистичный.
В 2011-2012 учебном году – на первом месте – Социальный, на последнем месте – Реалистичный.
В 2012-2013 учебном году - на первом месте – Артистический, на последнем месте – Реалистичный, Интеллектуальный

1. Реалистичный тип. «Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2. Интеллектуальный тип. Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирают научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах предпочтительные виды деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
3. Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (умение общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
4. Конвенциальный тип. Отдает предпочтение структурированной деятель-ности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутиной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
5. Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стрем-ление к лидерству, потребность в признании, предпримчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.
6. Артистический тип. В отношении с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и маторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Кроме диагностических методик в восьмом классе применяются такие задания, как «Продолжи предложение».
1. Кем хочу стать ...
2. В этой профессии меня привлекает ...
3. Мои способности к данной профессии ...
4. Что я делаю для освоения профессии ...
5. Мои интересы ...
6. Предметы необходимые для будущей профессии ...
7. Любимые предметы ...
8. Не интересные предметы ...
В старших классах проводятся групповые консультации по результатам диагностики и индивидуальные консультации по запросу учащихся и родителей.
Вместе с тем в ходе исследовательской деятельности выявлены следую-щие проблемы. Многие учащиеся к концу восьмого класса еще не выбрали или не могут выбрать сферу деятельности, не знают специфику работы выбранной профессии, не соответствуют интересы, способности, здоровье, личностные качества ученика с выбранной профессией.
Систематическое изучение школьной молодежи является необходимой основой для консультации молодых людей по вопросам выбора профессии, продолжения образования, трудоустройства. Сопоставление результатов ис-следования, индивидуальных бесед, анкетирования, данных полученных с помощью других методов изучения учащихся, поможет им разобраться в своих профессиональных намерениях и объективно оценить их.
Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим де-тям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию.
Одна из главных задач родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
Предлагаю вам 6 шагов к решению.
ШАГ 1. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых.
ШАГ 2. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте ин-формацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.
ШАГ 3. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 4. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления.
ШАГ 5. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в колледж, вуз - и желательно не в один. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 6. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

И в заключении «Выбор профессии, - пишет доктор психологических наук, профессор Е.А. Климов - это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно - психическое здоровье, радость и счастье». А ведь мы все желаем нашим детям только счастья. Значит не надо откладывать разговор о выборе профессии на завтра, на весну на то время, когда ученики станут выпускниками.
Категория: Психология | Добавил: КНН
Просмотров: 755 | Загрузок: 248 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-16, 6:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru