Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

"Стоп-конфликт"
[ Скачать с сервера (52.5 Kb) ] 2015-12-24, 10:30 AM
Занятие « Стоп-конфликт»
Развитие и совершенствование современного образования не принесло уменьшения числа конфликтов между детьми. В современной психологии бытует мнение , что конфликт-одно из естественных состояний человеческих отношений. Поэтому важно не столько предотвращение самих конфликтов, сколько умение управлять ими.
Ребёнок эффективно умеет справляться с тем чему он научен. Если он слушает и записывает лекции, то приобретает навыки в записывании лекции, если читает и размышляет, то совершенствуют свои способности читать и размышлять. Для того чтобы ребёнок мог уменьшить число конфликтных ситуации в своей жизни необходимо развить его способность способам эффективного преодоления конфликта.
Цель: Обучение способам адекватного реагирования на конфликтные ситуации. Развитие навыков способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля сотрудничества как важного фактора в профилактике разрешения конфликтов, выявление способов эффективного общения, позволяющих достигнуть взаимопонимания между участниками.
Задачи:
понимание природы конфликта, формирование отношения к конфликтам как к новым возможностям творчества и самосовершенствования.;
развивать способность устанавливать позитивные контакты с партнерами по общению, воспитывать уважение к нормам и правилам этики;
воспитывать способность выбирать, на основании анализа ситуации оптимальные, толерантные действия.
Упражнение «3 слова о себе»
Цель: Помочь участникам лучше узнать себя , создать благоприятный психологический климат в группе.
Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.
Педагог: Общество часто видит конфликт как противоборство между двумя сторонами, сражающимися за победу. Каждый человек в своей жизни сталкивается с конфликтной ситуацией – они занимают важное место в нашей жизни. Сегодня вам предлагается взглянуть на конфликт не как на проблему современного общества, в решении которой принимают участие обе стороны. А на возможность использовать конфликт для открытия альтернативных возможностей и поиска перспектив для взаимного роста.
Упражнение "Что такое конфликт"
Цель: понимание природы конфликта, формирование отношения к конфликтам как к новым возможностям творчества и самосовершенствования. Формирование у членов группы доверия друг к другу, развитие социальной перцепции.
Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное.
Таким образом, группа выходит на определение понятия «конфликт».
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
Просмотр мультфильма Гарри Бардинаю, 1983г «Конфликт, спички»
По окончании просмотра предлагается проанализировать просмотренную ситуацию, заполнив таблицу:
Причины конфликта

Наиболее общими причинами конфликтов являются:
• разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;
• неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);
• разлад между ожиданиями и поступками людей;
• недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;
• недостаток и не качественность информации;
• несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.
Уппражнение « Айсберг»
Цель: Развитие навыков способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля сотрудничества как важного фактора в профилактике разрешения конфликтов.
Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается следующий игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.
Задача участников на этом этапе – определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов. После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.
В процессе обсуждения необходимо прийти к идее трех составляющих, которые приводят к конфликту: неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Эту идею лучше довести до участников через образ айсберга, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой. Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.

Преподаватель обращает внимание участников на таблицу (Сетка Томаса)


Упражнение «Кельтское колесо»
Цель: Создать условия для осознания роли общества в жизни каждого человека, формировать качества, способствующие гармоничным взаимоотношениям с окружающими. Осознание собственных деструктивных защит, проявляющихся у субъектов в конфликтной ситуации.

Есть люди дела, есть любители порядка, есть люди творчества, а есть те, кто любит теплые отношения и комфорт. В форме якобы кельтской легенты участникам предлагается отнести себя к тому или иному типы, сделать рекламу своих особенностей и задуматься о развитии других, дополнящих этому типу качеств. Итак, по легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства.
Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины.
Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не всегда занимаются их реализацией.
Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает.
Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.
Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света.
Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Цель каждой стороны света:
Представить себя, сделать рекламу своих качеств.
Ответить на вопрос: зачем ей нужны остальные стороны света.
Предложить, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по сторонам света для решения общих задач.
Время на подготовку – 7-10 минут
Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы.

В конце y группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
Упражнение "Молва"
Цель: Определения степени влияния невербального приема коммуникаций на внимание точность заполнения и понимания информации, умение анализировать и определять полученную информацию, изучение иррациональных убеждений, запускающих разрушающие переживания.
Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.
После выполнения этого задания участниками ведущий перечитывает рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации. Этот факт желательно обсудить со всеми участниками семинара.
Возможная история для игры "Слухи":
"Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. "Притворись, что ты мой ребенок", – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: "Они здесь!", и вся милиция побежала в нашу сторону. "Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Япросто пришел за покупками со своим сыном". "Как его зовут?", – спросил милиционер. "Его зовут Сергей", – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: "Его зовут Коля". Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Яувидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией".
Обсуждение: С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)? Что происходит с общением людей в случае искажения информации? С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета? Как это может повлиять на возникновение конфликта.
Упражнение "Я-высказывания"
Цель: Формирование уверенной позиции в межличностной коммуникации, осознание собственных деструктивных защит, проявляющихся у субъектов в конфликтной ситуации.
Разыгрывается сценка на проблемную тему (например: друг опоздал на встречу и после предъявленных претензий не извинился, а стал нападать сам). Затем тренер объясняет, что для снижения накала конфликтной ситуации очень эффективно использование в общении "я-высказываний" – это способ сообщения собеседнику о своих нуждах, чувствах без осуждения или оскорбления.
Принципы, на которых строятся "я-высказывания":
– безоценочное описание действий, что совершил этот человек (не стоит: "ты пришел поздно", желательно: "ты пришел в 12 ночи");
– ваши ожидания (не стоит: "ты не вывел собаку", желательно: "я надеялся, что ты выведешь собаку");
– описание своих чувств (не стоит: "ты меня раздражаешь, когда делаешь это", желательно: "когда ты делаешь это, я испытываю раздражение");
– описание желаемого поведения (не стоит: "ты никогда не звонишь", желательно: "мне хотелось бы, чтобы ты звонил, когда задерживаешься").
Обсуждение: Почему, по вашему мнению, исполнители роли так поступили? Что помешало им спокойно воспринимать информацию?
Упражнение "Смена акцентов"
Цель: формировать навык изменения взгляда на конфликтную ситуацию, развитие позитивного восприятия жизни
Участников просят вспомнить не очень тяжелый конфликт или мелкую проблему и написать на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставить букву "Х" и, начисто переписать предложение. Читать полученный результат по кругу, не называя своей проблемы: (например: хохеха….)
Обсуждение: Что изменилось? Разрешился ли конфликт?
Упражнение "Шалаш"
Цель: Создать условия для умения выбирать конструктивную модель поведения, отработка навыка эффективного межличностного взаимодействия в группе, .
Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает шаг (два) вперед для того, чтобы установить равновесие и позу, удобную для двоих участников. Таким образом, они должны представить из себя основу "шалаша". По очереди к "шалашу" подходят и "пристраиваются" новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.
Примечание. Если участников более 12 человек, то лучше сформировать две (или более) команды.
Обсуждение: Как вы себя ощущали во время "постройки шалаша"? Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?
Составление синквейна на тему «конфликт»
Цель: Закрепить полученную информацию в контексте групповой работы, оценить эффективность проведённого занятия.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова прилагательные, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-итог, характеризующее суть предмета или объекта.
Педагог благодарит за работу.
Упражнение "Спасибо за приятное занятие"
Цель: Закрепить представление участников о своей уникальности, обогатить сознание позитивными эмоционально окрашенными образами личности, закрепить дружеские отношения между членами группы.
- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Учитель благодарит участников за работу.
Категория: Психология | Добавил: Аничка
Просмотров: 1469 | Загрузок: 20 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 12:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru