Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Типы научной рациональности и психологическая методология
[ Скачать с сервера (35.0Kb) · Скачать удаленно (38кб) · Скриншот ] 2016-09-01, 8:04 AM
Т.К. Кудайбердиев

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
(temirkhan.kudaiberdiev@mail.ru)

Типы научной рациональности и психологическая методология

В статье проанализированы типы научной рациональности и соответствующие им научные картины мира. Акцентировано внимание на функциях нормативной методологии. Раскрыто содержание классической, неклассической и постнеклассической психологии.

Ключевые слова: типы научной рациональности и картины мира, основное содержание классической, неклассической и постнеклассической психологии как науки, различные типы рефлексии (мышления).

Тип рациональности – «система замкнутых и самодостаточных правил, норм и эталонов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей»
Философия выделяет следующие типы научной рациональности и соответствующие им научные картины мира:
• классический,
• неклассический,
• постнеклассический
Говоря о психологии как науке, можно утверждать, что современная психология как пост неклассическая наука продолжает развиваться и формировать новые свои характеристики.
Обобщенная характеристика классической, неклассической и пост неклассической науки позволит рефлексировать современное состояние психологии и будет способствовать поиску идей её развития.
Рефлексия исходных философских принципов, которые закладываются в основу той или иной теории, необходима:
• как средство создания логически выстроенной, осмысленной философско-методологической основы науки,
• как средство преодоления опасности широкого проникновения философии постмодернизма в пост неклассическую психологию с характерной для постмодернизма подменой ценностей.
В процессе оценки логики, состоятельности, обоснованности научной работы (дипломной, диссертационной или научного проекта), эксперты, ученые, сталкиваются с проблемой выбора общих критериев для оценки конкретного научного исследования в частности и развития отрасли науки в целом
Направленность методологической рефлексии в соответствии с обобщенными характеристиками классической, неклассической и пост неклассической науки позволит определить эти критерии.
Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Именно в рамках методологии определяется направленность психологической рефлексии в соответствии с обобщенными характеристиками классической, неклассической и пост неклассической науки.
Виды методологии:
• дескриптивная методология (совокупность знаний о структуре научного знания, закономерностях научного познания, его основаниях и предпосылках появления, истории эволюции исследовательских подходов);
• нормативная методология (совокупность организационных и этических правил, конституирующих осуществление научного познания).
Функции методологии:
Центральная функция - рефлексивная
Функции дескриптивной методологии:
• стимулирование процесса научного познания;
• формирование творческой личности ученого;
• интеграция и организация научного знания;
• выработка стратегии развития науки;
• мировоззренческая интерпретация результатов (с позиций определенной картины мира).
Функции нормативной методологии:
• построение предписаний и норм, соблюдение которых обеспечивает правильность постановки проблемы;
• способствование определению средств для решения уже поставленных задач;
• улучшение организационной стороны исследования.
Характер нормативной методологии так же определяется обобщенными характеристиками классической, неклассической и пост неклассической науки.
Мы взяли на себя смелость и ответственность определить нормы коммуникации в постнеклассической психологии (помня об относительности всего в постнеклассической картине мира):
1. Единая форма обращения участников друг к другу (на «ты», на «вы», по имени отчеству, по имени,…)
2. Правило поднятой руки
3. Уважение мнения другого (любого!!! о правоте-неправоте речь не идёт)
4. Не критиковать, а высказывать точку зрения/отказ от игр/отказ в общении от отрицательных частиц «НЕТ» и «НО»/не противопоставлять своё мнение мнению других
5. Говорить коротко и по существу
6. Не опаздывать
7. Работать активно
8. Не уходить от обсуждаемой темы
9. Отключить сотовые телефоны (звуки сотовых телефонов)
10. Сохранять чувство юмора (философски относиться ко всему происходящему на семинаре)
11. Применять «санкции» к нарушителям (анекдот, песня, танец, стихотворение, сценка, рисунок и т.д. и т.п.)/для осознания факта нарушения атмосферы S=S взаимодействия (коммуникации) и нечаянного провала к классическому S-O противопоставлению.
Значения, смыслы и ценности норм постнеклассической коммуникации – субъективные координаты осмысленного и ответственного поведения:
• нормы демократической дискуссии,
• нормы корпоративной культуры,
• нормы модели профессионального поведения,
• профессионально-личностные компетенции постнеклассическх психологов,
• нормы (ценности) новой S=S этики,
• нормы, способствующие порождению нового мира (психологического) как предметной реальности и как действительности профессиональных психологов,
• нормы, способствующие становлению многомерного мира человека как ценностно-смыслового поля, «открытого пространства жизни», а не пространства для жизни (исключительное предназначение человека, заключается не в приспособлении к среде, а в творчестве, созидании, преобразовании среды/не воспроизведение мира, а становление собственного мира),
• переходный (временный) характер норм – как инструмент классической рациональности, без которого трудно почувствовать тонкую грань между классикой, неклассикой и постнеклассикой/временно мы вынуждены смириться с ними,...
Коллективный анализ типов научной рациональности и психологической методологии позволил нам определить основное их содержание.
1. Классическая психология:
• Это психология, строящаяся по образцу естественных наук.
• Это субъект-объектное познание.
• Это методология эмпирического исследования.
• Её образцы - бихевиоризм, особенно классический, дифференциальная психология, когнитивная психология в более современной модификации.
2. Неклассическая психология:
• Это психология, противопоставляющая естественно-научную методологию гуманитарной.
• Это активное включение в рассмотрение социально-исторического, культурного контекста.
• Это рассмотрение человека не как вещи среди вещей, а как укорененного в мире культуры, с которым он взаимодействует и из которого себя строит.
• Это психология, рассматривающая личность не как природный объект, а как культурный, искусственный объект (Мамардашвили, 1994), как произведение.
• Это психология активного субъекта, формируемого не столько извне или изнутри заранее заложенными программами, сколько как самосозидающего, самодетерминируемого.
3. Постнеклассическая психология:
Это психология, базирующаяся на основных позициях общей теории систем.
Это закон самоорганизации как главный механизм развития (саморазвития) систем, основное свойство движущейся материи.
Это принцип универсального эволюционизма построенного на положениях:
1) теории нестационарной Вселенной;
2) синергетике;
3) теории биологической эволюции… концепции биосферы и ноосферы.
Это базовые понятия:
• «нелинейность»,
• «самоорганизация»,
• «бифуркационность»,
• «диссипативность»,
• «одна и двухконтурная форма саморегуляции» и др.
Это принципиальная плюралистичность познавательных подходов и методов, открытость их (а также результатов и стратегий познавания) для критики и самокритики.
Кроме тог, необходимо отметить, что стественнонаучные методы предназначены для исследования явлений, которые можно описать в четырехмерной системе координат - три пространственные координаты и время.
Психология добавляет ещё три меры - предметы (значения), смыслы и ценности, которые определяют предметный, смысловой и ценностные миры человека.
Собственно та часть человека, которая располагается за пределами его тела, и есть то, что называется многомерный мир человека.
В логике теории психологических систем жизненный мир человека выступает как особая психологическая реальность, где процесс развития понимается как закономерное усложнение системной организации человека.
Вместе со становлением многомерного мира человека возникает и упорядоченно перестраивается его сознание, поднимаясь на новые уровни – от предметного к осмысленному, а от него к ценностному, за каждым, из которых стоят разные по своей сложности миры человека (предметный мир, смысловой мир и ценностный мир), сменяющие друг друга.
Исследовать историю становления человека В.Е. Клочко предложил с помощью трансспективного анализа.
Трансспективный анализ - позволяет выявлять тенденции развития науки как саморазвивающейся системы и механизмы ее (само) развития. Благодаря этому методу появляется возможность в некоторой степени предвосхитить, спрогнозировать то состояние научного пространства, которое будет характеризовать науку в ее ближайшем и более отдаленном будущем.
Транспективный анализ не редко сравнивают с диалектическим анализом. При этом необходимо помнить о специфике этих двух методов:
• основная установка диалектического анализа – это развитие, через которое (в котором) необходимо изучать любое познаваемое явление;
• основная установка трансспективного анализа – это становление, через которое (в котором) необходимо изучать особые объекты – открытые самоорганизующиеся системы.
В первом случае источником развития считается противоречие, двигателем развития – борьба (новых и старых форм, противоположностей и т.д.).
Источником становления является соответствие, приводящее к взаимодействию, сопровождающемуся порождением системных качеств – «параметров порядка», определяющих прогрессивную логику системогенеза.
Мы становимся свидетелями трансформации методологического мышления психологов, связанного с типами научной рациональности в психологии.
Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука предполагают различные типы рефлексии (мышления) над деятельностью:
1. Классика - от элиминации из процедур объяснения всего, что не относится к объекту – аристотелевское мышление, утверждающего, что все качества предмета принадлежат исключительно самому предмету.
2. Неклассика - к осмыслению соотнесенности объясняемых характеристик объекта с особенностью средств и операций деятельности – галилеевское мышление, настаивающему на том, что есть качества, которые открываются только при взаимодействии противоположностей.
3. Постнеклассика - до осмысления ценностно-целевых ориентаций субъекта научной деятельности в их соотнесении с социальными целями и ценностями – трансспективное (системное и мега системное) мышление, в основе которого лежит представление о «порождающем эффекте взаимодействия», т.е. существуют такие качества явлений, которые возникают в системе, порождаются системой и обеспечивают ей возможность самодетерминации, становясь параметрами порядка, т.е. тем, на чем держится самоорганизация.
Таким образом, можно выделить основные тенденции развития психологии:
1. Современная психология движется к постнеклассической парадигме, в рамках которой психика и сознание получают новое объяснение.
2. Движение психологического познания может быть представлено в виде закономерной смены парадигм, определяющих формы психологического мышления.
3. «Классический ум не поднимается до саморегуляции, неклассический ум не поднимается выше саморегуляции, а потому не отличает ее от самоорганизации (постнеклассический ум)» (В.Е. Клочко).
4. Внутренние тенденции развития науки поставили психологов перед проблемой очередной смены формы мышления.
5. Сегодня в актуальном использовании ученых находятся минимум три формы мышления, определяющие качества базирующихся на них парадигм (и их объяснительный потенциал).
Чем выше форма мышления, тем разительней отличается картина мира, открываемая с более высоких вершин
Современная психология только приступила к освоению идеалов постнеклассической рациональности, т. е. вошла в зону перекрытия парадигмальных установок, в которой накапливается и становится неразличимым знание, полученное с помощью:
• простого (одномерно-бинарного) мышления, свойственного классицизму,
• сложного (бинарно-тернарного) мышления неклассического уровня и
• сверхсложного (многомерного) мышления, адекватного реалиям наступающей постнеклассической эпохи
Постнеклассическая парадигма на самом деле использует более сложное мышление, но она не противопоставляет себя неклассической парадигме, потому что рождается и вырастает внутри ее и является ее преемницей.
Можно сказать, что психика и сознание человека в постнеклассической науке начинают высвечиваться в несколько ином свете — как общесистемное свойство, релевантное целостному человеку, а не как парциальное свойство мозга, личности, субъекта или индивида.
Впервые открывается подход к сознанию как эмерджентному явлению. Эмерджентное свойство релевантно целостной системе, а не ее элементам.
Эдгар Морен утверждает: «От атома до звезды, от бактерии до человека и общества организация целого приводит к возникновению у него новых качеств или свойств по отношению к частям, рассмотренным в их обособленности. Новые качества — это эмерджентности».

Список литературы

1. В.Е. Клочко Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). Томск. 2005. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://www.studmed.ru/view/klochko-ve-samoorganizaciya-v-psihologicheskih-sistemah-problemy-stanovleniya-mentalnogo-prostranstva-lichnosti-vvedenie-v-transspektivnyy-analiz_2287fbb972e.html / (дата обращения: 31.08.2016).
2. А.Г. Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://fictionbook.ru/author/a_g_asmolov/psihologiya_lichnosti_kulturno_istoriche/read_online.html / (дата обращения: 31.08.2016).
3. В.Е. Клочко Постнеклассическая траспектива психологической науки. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/postneklassicheskaya-transspektiva-psihologicheskoy-nauki / (дата обращения: 31.08.2016).
4. В.Е. Клочко Психосинергетика: настоящее и будущее психологии. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://flogiston.ru/articles/general/klochko/ (дата обращения: 31.08.2016).
5. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии//Постнеклассическая психология 2005, № 1
6. Макетный образец учебно-методического пособия по дисциплине «Методология, теория и методы психологических исследований» Д.Г. Дьяков [ЭР]. Режим доступа: URL: http://psy-pozn.bspu.by/docs/3-2.htm/ (дата обращения: 31.08.2016).
Категория: Психология | Добавил: Temir | Теги: основное содержание классической, типы научной рациональности и карти, различные ти, неклассической и постнеклассической
Просмотров: 104 | Загрузок: 20 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 12:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru