Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

«Технологическая карта – способ проектирования урока системно-деятельностного подхода»
[ Скачать с сервера (20.2 Kb) · Скриншот ] 2018-11-09, 11:15 PM
Доклад
«Технологическая карта – способ проектирования урока системно-деятельностного подхода»
Современные дети, какие они?
Наше подрастающее поколение с детства «живет» в компьютере, легко настраивает телефон и находит любую информацию в Интернете, к сожалению, пока большей частью не очень нужную и полезную. Поэтому возникла необходимость в пересмотре целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний на возможность научиться самостоятельно добывать и использовать их в реальной жизни.
Принятие нового Стандарта в современной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирование гражданской идентичности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Обучение должно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания уроков в рамках системно-деятельностного подхода. Поэтому каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского [2, 214], А.Н. Леонтьева[1, 27], Д.Б. Эльконина [4, 118], П.Я. Гальперина [3, 192], раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания.
Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах (по мнению В.П.Сухова [5, 28] – доктора психологических наук, автора концепции системно-деятельностного подхода в развивающем обучении школьников):
• окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.
• если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.
• применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразуют его в системно-деятельностный.
• реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-объектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат».
• обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения.
Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов), планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все ли правильно я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
Выше перечисленные компоненты, необходимые на уроке в рамках системно-деятельностного подхода, можно проследить при составлении «Технологической карты». «Технологическая карта» представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в «Технологической карте» заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. «Технологической карте» присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность, обобщенность.
Структура «Технологической карты» включает:
• название темы;
• цель освоения учебного содержания;
• планируемый результат (личностные, метапредметные и предметные);
• основные понятия темы, метапредметные связи;
• организацию пространства (формы работы и ресурсы);
• этапы изучения указанной темы;
• систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
• контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамках изучения заявленной темы.
«Технологическая карта» позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
«Технологические карты» используются учителями в различных вариантах.
В результате использования «Технологических карт», мы отметили преимущества, которые позволяют нам:
• перейти от планирования урока к проектированию учебного процесса в рамках темы;
• осознать алгоритм работы по теме от введения материала до конечного результата;
• организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы;
• увидеть уровень раскрытия понятий в данной теме и соотнести его с изучаемым материалом раздела;
• определить УУД (личностные, метапредметные, предметные) и обеспечить условия для их формирования;
• организовать условия не только для самостоятельной деятельности школьников, но и для использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
• проводить оперативное и объективное оценивание результатов учащихся при освоении темы;
• обеспечить условия для адекватной самооценки достижений школьников;
• соотнести полученный результат с поставленной целью изучения темы.
Не компьютеры, не интерактивные доски самое важное в учебном процессе, а осознание целей и задач, которые ставит время перед нами учителями... и от нас зависит, каким вырастет подрастающее поколение.
Категория: ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА | Добавил: lopatinaolga802
Просмотров: 401 | Загрузок: 9 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 4:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru