Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

активизация познавательной деятельности на уроках истории
[ Скачать с сервера (910.8Kb) · Скачать удаленно (1500Kb) ] 2015-12-21, 0:22 AM
ГУ «Каракольская СШ»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории»

Клокова В.П.- учитель истории и географии

С. Караколь
2013г

В школе работаю 27-й год.
Веду историю. Очень люблю свой предмет. Считаю, что по истории все дети должны учиться на «4»и «5». Ни на одном уроке так не чувствуется ограниченность человека, уровень его развития, начитанность, кругозор.
Поэтому от учителя зависит вызвать интерес к предмету, заострить внимание ученика на формировании его личностных качеств.
История- одна из тех дисциплин, изучение которой имеет целиком мировоззренческий характер.
История формирует гражданина.
Каждая эпоха наполняет понятия «гражданин», «патриот» конкретно-историческим классовым содержанием.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал -- одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Методические приёмы представляют собой совокупность приёмов преподавания, т.е. способ деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся.
Я представлю приемы активизации познавательной деятельности используемые на уроках истории.
Приемы изучения фактического материала:
образное повествование, при котором главные исторические факторы излагаются с использованием графической наглядности.
Возьмем тему: «Возникновение государства в Египте»
В результате создается образное представление о внешнем виде и об устройстве объекта (картины природы, быта, хозяйственной деятельности, о персонажах исторического прошлого).
ролевая игра, при котором учащиеся получают роли участников исторических событий или деловые игры.
Например: Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.). Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)
Приемы изучения теоретического:
объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Объяснение помогает убедительно показать внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений. Например: барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура, предпосылки феодальной раздробленности (7 класс).
рассуждение применяю для выявлении причинно-следственных связей, существенных черт понятий.
Например: «Почему уставы1822 и 1824г.г. потеряли свою значимость?» (8 класс)
Этот прием позволяет втянуть учеников в ход активной познавательной деятельности.
Приемы изучения хронологии:
основные даты связанные с главными фактами, например, создания централизованного Джунгарского ханства (1635), Булатинское сражение (1728г);
опорные даты способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они неопходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Например, по отношению дате 1380 опорным будет 1382(поход Тохтамыша), 1389 (начало правления Василия I);
«лента времени» способствует усвоению протяженности и размещению исторических событий во времени, а также помогает понять (особенно в 5 классе) обратный счет лет

«Чем ближе к дверям класса, тем ближе к нашим дням, и откладывает на «линии» 1977 год. - Слева или справа от этой даты нужно отложить дату Октябрьской революции?» Отметив на «линии» 1917 год, учитель спрашивает: «Скольким годам равен отрезок между двумя зарубками на «линии»?» (60 годам.)
хронологические комплексы способствуют временные отношения и датированные факты связывать в логические цепочки. Например: 1716. 1719, 1720, 1730, 1731, 1734 и т.д.(казахско-русские отношения);
календарь важнейших событий способствует изучению важнейших событий. Например ,1711, 1741, 1756, 1761, 1767, 1771,1759 (основные события казахского правителя Абылая);
синхронистичекие таблицы способствуют взаимосвязанному изучению событий и явлений. Например: Важнейшие события в истории Казахстана
Даты События
1465 Образование Казахского ханства
1731 Принятие казахов Младшего жуза в российское подданство

Приемы работы с документами:
документы повествовательно-описательного и активного характера, памятники художественного слова ;
Например:
«Прочтите отрывок из документа и укажите время, к которому он относится»;
«Прочтите отрывок из регламента мануфактур-коллегии и назовите имя государя, с чьим правлением связано его появление»;
«Прочтите фрагмент из документа и укажите его название»;
или к атрибуции времени события, о котором идёт речь в данном документе:
Разница в работе над документом в части А и в частях В и С заключается в том, что в первом случае ответ нужно выбирать из приведённых в конце теста дистракторов (ответов-предположений), а во втором — формулировать самостоятельно в одном-двух словах. Учащиеся используют инструкцию.
Алгоритм выполнения
атрибутивных заданий по документам
Вам необходимо:
1) внимательно прочитать задание;
2) выяснить, что требуется идентифицировать: сам источник или описываемое в нём событие (объект атрибуции);
3) выяснить, какой признак объекта должен быть установлен (предмет атрибуции: время создания, время действия, название события, имя действующего лица и т.д.);
4) в соответствии с предметом атрибуции в тексте источника выделить слова и выражения (ключевые слова), которые могут помочь узнаванию события, датировке документа. Потом проанализировать и обобщить их;
5) сформулировать краткий ответ или выбрать его из предложенных в тесте-задании, убедиться, что ни одно из ключевых слов не противоречит ему.
Приемы использования художественной литературы:
литературные источники –произведения, авторы которых являлись свидетелями или участниками описываемых событий. Эти источники способствуют познанию прошлого, их использую фрагментально и заранее отобрано. Например, отрывок из книги «Путешествие из Петербурга в Москву», ЦГА РК, Яндринцев НМ «Ч.Ч. Валиханов »(собрание сочинений в 5 томах).
историческая беллетристика – произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Использование художественной литературы помогает воссоздать картины быта, общественных отношений. Краткий пересказ художественного произведения и задание на выявление деталей, с тем чтобы его обязательно прочитали, закрепляет изученный материал.
Приемы использования исторической карты:
При работе с картами я использую основные правила пользования историческими картами:
1) перед показом словесно описываю географическое местонахождение определенного события, опираясь на известные ориентиры (озеро Байкал, горы Алтай, Саяны);
2) при описании границ называю не только физико-географические ориентиры, но и соседние государства, народы (Китай, Грузия и т.д.);
3)реки показываю по течению от истока до впадения (урал, ишим, иртыш и тд.); записывается на доске;
4)показ объекта сопровождаю указанием сторон горизонта, названием географических ориентиров;
5)привлечение внимания словами: «Посмотрите на карту и найдите Жетысу». Название записывается на доске;
6) стоять у настенной карты, не заслоняя источника света и объекта. Объект указываю указкой, ручкой, линейкой, повернувшись лицом к классу;
7) при отсутствии исторической карты на данную тему, использовать карту - атласа.
Приемы обучения по опорным сигналам:
Есть опорные конспекты Вашурова, но некоторые составляю сама. Эта работа увлекает ребят, по тексту учебника они ищут опорные слова (названия, даты, основные понятия), составляем кроссворды. Потом учатся читать свои конспекты, отгадывать кроссворды.
Всё перечисленное выше позволяет признать опыт по активизации мыслительной деятельности не только актуальным и значимым на сегодняшний день, но и представляющим практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе. Ведь общеизвестно, что знания, полученные репродуктивным путем, с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление, понимаемое не негативно, а позитивно, служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. А знания, добытые путём умственных усилий, путём поиска и разрешения противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом. Самостоятельность мышления обеспечивает активный поиск новых знаний, новых путей решения проблемы, особую чувствительность к минимальной помощи. Это способность без внешней стимуляции выходить за рамки непосредственно поставленной задачи, находить не только правильные, но и наиболее рациональные решения.

Приложение №1

Урок история Казахстана в 5 классе, по теме:
«Природа Казахстана».
Цель: самостоятельная деятельность ученика, по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Задачи:
Обучающая : развитие личности учащихся на основе освоения дифференцированных способов деятельности;
критического мышления; Развивающая; развитие интереса к уроку;
Воспитывающая; содействовать эстетическому воспитанию;
Технологические этапы
Вызов: пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации.
Стимул для формулировки собственных целей мотивов

Осмысления содержания: получение
новой информации.

Смысловая стадия

Активное конструирование цели

Отслеживание своего понимания

Режим чтения
Рефлексия: осмысление,
рождение нового знания;
Какие чувства пробудили в вас эти знания?
Что вы узнали? Что вы знали?

Построение маршрута обучения

Систематизация новой информации

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Приложение №2
5б класс
Тема: Природа Казахстана.
Цель: Расширить знания учащихся о природных условиях;
Привить учащимся заботливого и бережного отношения к природе;
Формирование чувства гордости и восхищения за Отечество;
Методы: Беседа, рассказ, объяснение, игра, работа с книгой, практическая работа, рефлексия, групповая работа .
Ресурсы: учебник, тетради, конверты с заданиями, карта, цветные маркеры , видеоролик, картины, клубок ниток, слова песни, оценочный лист, стикер, фонограмма, флипчарт.
Ход урока
I Орг. момент: (деление класса на группы по картинкам т.е. с изображением растительности, животных, полезных ископаемых).
1.Круг радости: учащиеся встают в круг. Давайте поздороваемся. А поздороваемся мы необычно. Мы споем с вами песню.
Что любится, чем дышится,
Хорошее – останется.
Что с Родиною сбудется,
То и с народом станется.
С её лугами, нивами,
С её лесами-чащами
Была б она счастливою, —
А мы-то будем счастливы.
Тяжёлое - забудется,
Душа чем ваша полнится,
То в голосе слышится,
То в песенке припомнится,
А мы споем о Родине,
С которой столько связано,
С которой столько пройдено
Хорошего и разного!
И сколько с ней ни пройдено, —
Усталыми не скажемся.
И песню спеть о Родине
С друзьями не откажемся!
2.Минутка тишины: (вводно-мотивационный этап)
Садитесь, поудобнее . Закройте глаза. Представьте себе, что мы с вами находимся величественном царстве природы в произведение Курмангазы «Сары-Арка» . В его произведении слышится голос природы:- «Человек, оглянись всмотрись в меня. Обрати на меня внимание. Не губи меня. Я принадлежу только тебе. Люби меня, береги меня, заботься обо мне. Моя жизнь в твоих руках . Я отплачу тебе добром, хлебом, светом и теплом. Я доверяю тебе». Запомните этот голос.
Музыкальный отрывок ставится чуть-чуть погромче . Затем музыка выключается и учащиеся открывают глаза.
II Новая тема(осмысление)
1.Беседа. Сегодня мы будем говорить, как вы уже догадались, о природе нашего любимого Казахстана, о его чудесах, которые украшают нашу страну.
-Как вы думаете, что такое, чудеса природы?
- Расскажите, какие чудеса природы Казахстана вы знаете, видели?
(ответы учащихся)
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Правильно! Казахская земля протянулась от Алтайских гор до зеленых берегов Урала, от гор Каратау до города Петропавловска…Богата земля наша золотом, железом, углем, нефтью и газом. У нас растут пшеница и рис, овес и просо. Есть белоснежные хлопковые поля. Необозримые сады дарят нам яблоки, груши, виноград, абрикосы, урюк… И каких только чудес природы у нас нет.
(можно прочитать стихотворение)
2. Работа с учебником в группах:
I-группа 1) Природные условия. II-группа 2) Полезные ископаемые. 3) Растительный и животный мир.
Задание: а) Чтение текста.
б) Заполнение таблицы.
Природные условия. Полезные ископаемые. Растительный и животный мир.
Учитель наблюдает за работой, приходит на помощь, дополняет их ответы, вносит исправления. Также групповая работа усиливает активность учащихся, приучает к свободному выражению мысли, смелому отстаиванию своей точки зрения.
3. Игра «Угадай»(мышление)- конверт с заданиями группам: Собрать из слов связанное предложение.
Задания: 1гр. Протяженность. Казахстан, общая, граница.
Составляет, площадь, республика.
2гр. Граничит, государство, на, с, юге.
4. Видеоролик: «Природа Казахстана».
5. Работа в группах: Представьте себе, что вы великие художники. Вам предстоит нарисовать в цвете свои чувства, которые вы испытываете к природе.
Задание направлено на развитие воображение, креативности мышления, творческой свободы, самовыражения.
6.«Галерея»- Ученики ходят по классу, рассматривают флитпчарты. Общаются, делятся своими впечатлениями. Дети демонстрируют свои флитпчарты и рассказывают, почему они выбрали именно эти краски.
III Закрепление.
Рефлексия:- Понравились ли вам рисунки друг друга?
-Чьи рисунки понравились больше? Почему? (Ответы учащихся).
- Выполнить следующее интересное задание. Вам необ¬ходимо расписать «Дерево познания». На его корнях написать о том, что вы знали о природе Казахстана, на стволе, что вы узнали нового и занима¬тельного о природе родной страны и какие чувства пробудили в вас эти знания. На ветвях и листьях напишите о том, что бы вы еще хотели узнать о чудесах природы родного Казахстана.
Из ваших стикерах сложился целый «Сад познания».
IV Д/З п.12, эссе.
Подведение итога по оценочному листу.
Круг «От сердца к сердцу»: При передачи клубка пожелание природе.
Оценочный лист
Ф.И. уч-ка Индивид. опрос Беседа Групп.работа Итого
Критерии: -активность;
-свобода выражения мысли;
-отстаивание точки зрения;
-воображение;
-мышление;
-самовыражение;
Рекомендации:
В результате работы, анализа и наблюдений могу рекомендовать все раскрытые выше способы активизации познавательной деятельности учащихся применять только в комплексе.
Шире использовать межпредметные связи, что влияет не только на активизацию познавательной деятельности, но и на формирование личности ученика.
Активизация познавательной деятельности невозможна без сотрудничества.
Категория: ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА | Добавил: klokova-lyubov | Теги: актив виндов, теги
Просмотров: 175 | Загрузок: 48 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 4:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [8367]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [270]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Любознательному учителю [200]
Полезные программки [47]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [45]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [131]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [94]
Наши презентации [437]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [19]
Художественная литература [35]
Наш видеозал [28]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru