Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » Юбилей

К 70-летию Вадима Макариевича Монахова
2008-11-25, 5:07 AM

№ 1, 2006 г.
 В начале декабря прошлого года в городе Алматы произошло знаменательное  для педагогической общественности событие: научно-практический  семинар «Перспективные образовательные технологии (организация экспериментальной исследовательской деятельности в процессе перехода на 12-летнее образование)». Семинар проходил четыре дня и был организован и проведен городским институтом повышения квалификации педагогических кадров и сотрудников образования. По окончании семинара слова признательности адресовались не только гостям, но и Галямовой Марьяш Байхановне, директору института, поскольку благодаря ее усилиям стало возможной встреча с такими людьми как В. М. Монахов и В. В. Сериков. В семинаре приняли участие и казахстанские ученые: д.п.н., профессор Г. Т. Хайруллин, д. п. н., профессор Ж. А. Караев и другие.

Участники семинара могли не только прослушать лекции выдающихся ученых, но и познакомиться с опытом работы гимназий № 25, 27. Приятно было слышать высокую оценку деятельности этих педагогических коллективов не только алмаатинцев, но и именитых гостей.

Некоторые материалы семинара будут опубликованы в этом и следующих выпусках нашего журнала.

Но сейчас передо мной не стоит задача рассказать об этом семинаре. Скоро, 15 марта 2006 года, юбилей у В. М. Монахова. Ему исполняется 70 лет. Трудно в это поверить: так он деятелен, энергичен, бодр и силен, полон планов на будущее.  Можно позавидовать его трудолюбию и работоспособности, – все это неспроста. В студенческие годы фанатичная любовь к конькам, переросла в профессионализм: чемпион физического факультета МГУ (1956г.), член сборной команды Московского университета. В преддверии своего 70-летнего юбилея он открыл в январе спортивный сезон 2006 года на крутых горнолыжных трассах в Альпах.

Вадима Макариевича хорошо знают в Казахстане, где у него много учеников и почитателей его таланта: ученого и педагога. В Алма-Ате многие годы работал филиал института содержания и методов обучения АПН СССР, где он прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института (директор – с 1981 по 1992 год).

 Вся трудовая деятельность В. М. Монахова связана с научно-педагогической и научно-организационной работой. В 1959 году он закончил физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, и в этом же году летом поступил на инженерное отделение механико-математического факультета Московского университета, где в течение трех лет получил второе высшее образование. 

В 1963 году Вадим Макариевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика преподавания программирования и математических основ ЭВМ». Он первым в стране  создает курс «Основы программирования» и ведет уроки в средних школах  города Москвы. В 1973 году он защитил докторскую диссертацию «Проблема введения в школу современных приложений математики, связанных с ЭВМ». В 1978 году ему присвоено ученое звание профессора по специальности «Методика преподавания математики». А в 1982 году Вадим Макариевич был избран членом-корреспондентом АПН СССР (впоследствии Российская академия образования).

 С 1993 года научная и преподавательская деятельность В. М. Монахова связана с Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М. А. Шолохова, где он работает на факультете информатики и математики, являясь деканом факультета информатики и математики и заведующим кафедрой методики преподавания педагогических технологий. 

Вадим Макариевич является крупным специалистом в области информатизации школьного образования, автором более 500 научных трудов (монографий, учебников и учебных пособий более 80). Например,  всесоюзный учебник «Алгебра – 8» (М., «Просвещение», 1973 г. 14 п.л. в соавторстве), переведен на 29 языков народов СССР и выдержал 15 переизданий, каждый тираж 4,3 (итого более 60 млн. экз.).

В. М. Монахов стоял у истоков нового научного направления, связанного с информатизацией школьного образования. Результатом его многолетних исследований общеобразовательных аспектов программирования для ЭВМ, явилось создание (совместно с академиками А.П. Ершовым и А.А. Кузнецовым) первого школьного учебника «Основы информатики и вычислительной техники» и методического пособия для учителей, что явилось началом компьютеризации и информатизации нашей школы.

В 1986 году Вадим Макариевич выступает с концепцией информатизации школьного образования, ядро которой составляют методические возможности и реальные перспективы использования компьютера в самом учебном процессе. Фундаментальным результатом В.М. Монахова является создание информационной модели учебного процесса (модель любого учебного процесса характеризуется пятью параметрами: целеполагание, диагностика, коррекция, дозирование, логическая структура). Эта модель, воплощенная в технологической карте, позволила ему разработать и спроектировать такие педагогические технологии, как:

1.   Технология проектирования учебного процесса по любым предметам;

2.   Технология проектирования методической системы обучения (по любым предметам);

3.   Технология проектирования учебной программы по предмету;

4.   Технология проектирования собственной методической системы учителя «Я – учитель»;

5.   Технология проектирования системы повторительной работы;

6.   Технология проектирования учебника;

7.   Технология проектирования системы коррекционной работы;

8.   Технология проектирования учебного плана;

9.   Технология проектирования образовательной траектории школы;

10.   Технология управления образовательными системами;

11.   Технология проектирования программы развития учебного заведения.

 Массовый педагогический эксперимент по внедрению информационных и педагогических технологий в школу, начавшийся с 1989 года, показал востребованность и продуктивность этого информационно-технологического подхода к модернизации школьного образования.  Основные принципы технологии – доверие педагогическому профессионализму преподавателя; сохранение положительного опыта традиций; гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса; наличие четких ориентиров в работе преподавателя, не сковывающих творческую инициативу; создание комфортных условий для учащихся, недопущение перегрузки учащихся, разумная и корректная реализация государственно образовательного стандарта (здоровьесбережение); организация комфортных условий преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности.

 В. М. Монахов участвовал в международных конгрессах по математическому образованию (Австралия 1984 г., Венгрия 1988 г.), был руководителем целого ряда Советско-американских, Советско-английских и Советско-германских семинаров и конференций, руководил подготовкой Всесоюзных педагогических чтений (1984, 1988, 1992 годы). В 1992 году представлял страну на I конгрессе ЮНЕСКО «Информатика и образование» (Париж).

Педагогическая и научно-организационная деятельность В. М. Монахова отмечена высокими правительственными и академическими наградами: орден «Трудового Красного Знамени» (1986 г.), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст. (2003 г.), золотая медаль «Лауреат ВДНХ» за создание первого комплекта компьютерных программ школьного курса «Информатика» (1986 г.), медаль Н. К. Крупской (1986 г.), медаль К. Д Ушинского (2001 г.), медаль «Ветеран труда» (1986 г.).

Вадим Макариевич Монахов – прекрасный педагог, крупный организатор педагогической науки, незаурядная личность. Пожелаем ему крепкого здоровья, реализации всех планов и новых успехов на ниве модернизации системы образования и педагогической деятельности.

Категория: Юбилей | Добавил: collegy
Просмотров: 2154 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-03-19, 12:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru