Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Наш музыкальный зал

Тема урока "Путешествие в страну звуков"
2014-10-20, 9:53 PM
Тип урока: урок творчества
Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование: видеомагнитофон, музыкальный центр, интерактивная доска, видеокассеты, МР-3 диск, флэш-карта с презентацией слайдов, телевизор, музыкальный инструмент, портреты композиторов (П.И.Чайковский, Таттимбет, А.Вивальди, Курмангазы).

Литературный материал:
• Учебник для второго класса общеобразовательных школ (Ш.Кульманова, А.Саильянц, С.Елиманова, Р.Валлиулина, А.Махамова)
• «Лучшие музыкальные игры для детей» (И.Агамова, М.Давыдова)
• «Музыка»- книга для второго класса (М.Румер, К.Грищенко, А.Данилевская)
• Учебник по музыке и творчеству «Азбука музыкально-творческого саморазвития» (Е.Юдина)
• «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей» (Н.И.Льговская)

Музыкальный материал:
1. П.И.Чайковский - «Осень» из цикла «Времена года»
2. Таттимбет Утемисов - кюй «Саржайлау»
3. Курмангазы Сагырбаев - кюй «Сары арка»
4. А.Вивальди - «Зима» из цикла «Времена года»
5. Звучание музыкальных инструментов (скрипка, арфа, балалайка, труба, рояль, бубен, домбра, кобыз)
6. «Дружат музыка и дети» - слова М.Пляцковского, музыка Ю.Чичкова
7. «Семь веселых нот» - слова и музыка С.Смирнова
8. «Ортеке» - слова Ш. Смаханулы, музыка А Есмаева
9. «Семинотик-семицветик»

Цели урока:
Обучающие: организовать деятельность учащихся по формированию, обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Музыкальные звуки»; создать условия для усвоения знаний об основных элементах музыкальной грамоты; обеспечить установление учащимися внутри предметных и межпредметных связей. Развивающие: создать условия для развития у школьников метроритмических вокально-исполнительных умений и слушательских навыков; создать условия для развития умения устанавливать ассоциативные связи.
Воспитательные: содействовать развитию музыкальных, эстетических и духовных ценностей личности ребенка.

Ход урока:
I.Организационный момент:
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»
II.Вступление учителя: Знакомые песни, знакомую музыку мы всегда узнаем сразу, с первых же звуков. Звуки… Они окружают нас всюду, везде, всегда. Гудок машины, тиканье часов, крик, смех, стук, шелест…. Звуки громкие – такие, как раскаты грома, и очень тихие – как дыхание спокойно спящего человека. Резкие, пронзительные, как электрический звонок, и нежные, мягкие, как мурлыканье кошки. Звуки, звуки, звуки.… Но ведь музыка – это то, что слышат наши уши. Значит, она тоже состоит из звуков? И сегодня мы с вами отправимся в эту удивительную, волшебную cтрану Звуков.

Итак, немузыкальные звуки зовутся: треск, скрип, шорох, шум… да мало как еще? А у музыкальных звуков имена другие, и запомнить их совсем просто, потому что их всего сколько? (семь), их имена? (до, ре, ми, фа, соль, ля, си.)
III.Распевка: «ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО » (слайд)
(исполнение на легато и стаккато)
IV.Музыкальные звуки - это те, которые поются. A еще музыкальные звуки умеют превращаться в ноты. Звуками мы их называем тогда, когда слышим, а нотами – когда их видим. Так же, как звук «А» и буква «А» - это ведь не одно и тоже. Звук мы произносим, а букву пишем. Так вот, для того чтобы человек мог хорошо понимать музыку, он должен поближе познакомиться не только с музыкальными звуками, но и с нотами.
-Что такое нота? (графическое изображение звука). Нотки выстроились в ряд, получился звукоряд. (слайд)
Вот как аккуратненько разместились, никто никому не мешает, у каждого свое место. Сейчас мы проверим, знаете ли вы расположение нот (опрос детей в последовательном движении нот).
-А как называется последовательное расположение нот? (гамма)
Теперь в разброс (опрос детей), по ходу опроса разучить движение мелодической строки из песни «Семь веселых нот» (слайд)
V.Исполнение песни: «Семь веселых нот». - Мелодия в песне одна, а все ли одинаково ее поют? Одинаковы ли у нас голоса? (предложить детям исполнить ноты и постараться найти разницу в исполнении, ответы подвести к различному тембру)
-Что такое тембр? (окраска звука) У каждого человека есть свой тембр, по которому его узнают. (слайд)
VI.Игра: «Угадай меня»
- А как это у вас получилось? (потому что у каждого своя окраска голоса)
- А музыкальные инструменты мы можем по тембру определить?
VII.Слушание: скрипка, рояль, балалайка, арфа колокольчик, бубен, труба (определить, какой музыкальный инструмент звучит).
-А вы знаете, как играют на этих музыкальных инструментах? (слайд) (водят смычком по струнам, перебирают струны пальцами, щипают струны пальцами, вдувают воздух).
VIII.Имитация игры на музыкальных инструментах:
Звучит скрипка, труба, домбра (дети определяют инструмент и показывают, как на нем играют). Итак, раз на инструменте играют смычком, значит он струнно-смычковый, если перебирают пальцами – струнно-щипковый, вдувают воздух – духовой).


IX.Определите название и группу инструмента: домбра, кобыз (звучание на видеокассете). А как называется группа музыкальных инструментов, звук у которых извлекается тогда, когда мы им постучим или потрясем его? (ударные, шумовые). Какие казахские ударные инструменты мы видим? (асатаяк, сакпан, дауылпаз, конырау)


А этот инструмент как называется, на что он похож? Вы умеете играть на туяктасе, асатаяке, сакпане? Сейчас научимся. Для этого нам необходимо повторить песню «Ортеке» и отхлопать сильную долю.
Разделить класс на группы: хор и оркестр.
I группа: исполняет песню: «Ортеке»
II группа: играет на музыкальных инструментах (туяктас, асатаяк,сакпан)
Подвести итог, одни дети пели, а другие? (аккомпанировали) Как называется коллектив, который играет? (оркестр) Наш маленький оркестрик одинаковые звуки играл? (долгие, короткие)
Чередование звуков различной длительности называется ритмом.
Как мы хлопаем долгие звуки, а короткие? (отхлопать вместе с детьми).
X.Работа над ритмом:
а) отхлопать ритмические рисунки: (ритмические рисунки на доске) Обратите внимание, чем отличаются эти ритмические рисунки? (количеством коротких звуков)
б) работа с фишками (долгий звук – большая фишка, короткий звук – маленькая фишка)
в) составить ритмическую мозаику: музыкальным примером служит первая строка песни «Дружат музыка и дети» (исполнять без слов и мелодии: та-та-та, та-та-та, та-та-та-та-та).

Итак, какие звуки еще бывают? (долгие и короткие). А чередование долгих и коротких звуков называется? (ритм) Если соединить ритмический рисунок и ноты, то получится мелодия, а прибавить слова, то получится? (песня)
X.Разучивание: «Дружат музыка и дети»
(работа над метроритмом, словами и мелодией)
А в каком регистре мы поем песню Музыкальные примеры в разных регистрах (нижний, средний, высокий).

XI.Игра-разминка: «Регистры в музыке»
Определить регистр (когда будет звучать низкий регистр, дети должны присесть на корточки, средний – встать, высокий – потянуться вверх). Итак, звуки имеют свой тембр, разные длительности, звучат в разных регистрах,а кто сочиняет такую музыку? (композитор, народ). А каких композиторов вы знаете? О чем сочиняют композиторы? (о жизни, о событиях, о природе, о временах года, о героях и т.д.) Конечно же, и когда мы слушаем музыку, мы всегда что-то представляем, а что представляем - мы сейчас узнаем.
XII.Слушание: А.Вивальди - «Зима» из цикла «Времена года» Таттимбет - кюй «Саржайляу
П.И.Чайковский - «Осень» из цикла «Времена года»
Курмангазы - кюй «Сары арка»
(ассоциативное мышление: сопоставить музыку с иллюстрацией).
- Кто автор музыкального произведения, к которому мы подобрали этот рисунок? (проанализировать ответы детей и познакомить их с музыкальными произведениями и композиторами).
При повторном прослушивании провести «Музыкальную загадку»
XIII.Проверочная работа: «Музыкальная загадка»
(дети должны определить и пронумеровать порядок звучания музыкальных произведений)

автор Музыкальное произведение
А. Вивальди «Зима»
П.И.Чайковский «Осень»
Таттимбет «Саржайлау»
Курмангазы «Сары арка»

-Как мы определяем музыкальные произведения (по характеру исполнения, мелодии, темпу и т.д.) Музыка бывает грустная и радостная, печальная и веселая.
- А как называется музыкальный лад веселой окраски? (мажор)
- A грустной окраски? (минор).
- А какое музыкальное произведение было грустное, а веселое?
Вот видите, путешествуя по волшебной cтране Звуков, мы многое сегодня узнали.
XIV.Обобщение темы:
Подберите слова с противоположным значением:
звуки бывают (долгие - короткие, низкие - высокие, грустные, - веселые, скрипучие – поющие).
Музыка такая разная.… А сколько нот требуется композитору, что бы сочинять такую музыку? (семь нот)
XV.Исполнение: «Семинотик-семицветик»
(дети поют и танцуют).
Выход детей под музыку.
Категория: Наш музыкальный зал | Добавил: Радужная
Просмотров: 1032 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [8371]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [271]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Любознательному учителю [200]
Полезные программки [47]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [45]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [131]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [94]
Наши презентации [437]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [19]
Художественная литература [35]
Наш видеозал [28]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru