Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Наши презентации

Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы)
[ Скачать с сервера (356.0Kb) ] 2015-07-02, 10:36 PM
Русский язык (9 класс)
Урок русской словесности
Тема: Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы)
Цели: повторить и обобщить известные учащимся сведения о тексте, его строении, совершенствовать умение проводить языковой анализ текста, работать над развитием коммуникативных способностей учащихся, над совершенствованием их языковых навыков, ознакомить с понятием ССЦ (микротекст) на примере текстов-отрывков из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя; используя элементы креативного чтения, воспитывать в учащихся внимательного, вдумчивого читателя, способного улавливать, воспринимать особенности стиля писателя; продолжить работу над культурой речи учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./; учебник литературы под редакцией Теплинского (9 кл.), записи на доске, таблицы «Язык и речь», «Текст», «Структурные средства ССЦ».
Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся с элементами обобщающего повторения.
Язык словесного искусства – это своеобразная сис-тема словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной.
В. В. Виноградов
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке, с одной стороны, мы подводим итоги долгому, длиною в два года, разговору о синтаксисе русского языка. С другой стороны, постараемся взойти на более высокую ступеньку вашего интеллектуального развития. Познакомимся с новым обобщающим понятием - сложное синтаксическое целое, введем его в ваш обиход.
/Запись даты, темы, эпиграфов урока в тетрадь/
Первым шагом к этому будет словарно-семантическая работа.
III. Словарно-семантическая работа
Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последо-вательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства.
IV. Сообщение темы, целей урока.
Для чего нам надо расширять знания в этой области? Какова практическая значимость предложенного вам на сегодняшнем уроке материала? Попробуем дать ответы на эти вопросы по завершении урока. А пока подумаем, как же мы общаемся друг с другом. Звуками? Словами? Словосочетаниями? Нет. И даже не предложениями.
/Обращение к III части таблицы «Язык и речь»/
Люди создают высказывания и общаются текстами (микро- и макротекстами, монологами, диалогами и полилогами). А новое для вас понятие ССЦ – это не что иное, как микротекст. Высказывание, микротекст – это маленькая, ёмкая информация.
Вы получаете информацию в разных областях знаний благодаря текстам. Объем и направленность их постоянно варьируются. Вы выйдите из школы во взрослую жизнь не только с определенной суммой знаний, но и с умением работать с книгой, текстом. Этому умению мы и продолжим учиться.
V. Текст. Повторение.
1. Давайте вспомним, что такое текст.
/Ответы учащихся./
Сверим ваши представления о тексте с научным толкованием этого термина.
2. Работа с таблицей «Текст».
/Работа учащихся в группах: составление монологического высказывания каждой учебной группой; выступление 1 -2 групп учащихся; дополнения остальных групп/
3. Обобщение учителя.
Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.
VI. Сложное синтаксическое целое. Определение понятия.
Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.
Значит, чтобы о вас говорили как о знающем, приятном собеседнике, чтобы вы владели пра-вильной письменной речью, надо научиться стоить свои высказывания, надо научиться логически правильно читать тексты. И легче это начать делать со ССЦ.
VII. Работа с деформированным текстом.
1. Послушайте пример. Попробуйте определить, что вы услышите: текст или набор предложений.
/Чтение учителем деформированного текста (Теплинский. «Литература. 9 класс»/
А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкин-ских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчерпаем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкинские строки о природе, начинают интересовать и волновать его стихи о любви...
2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь.
/Работа учащихся по восстановлению текста. Запись текста в тетрадь.
Индивидуальное задание. Пересказ восстановленного текста. /1 – 2 учащихся/
3. Узнали ли текст? А откуда он взят?
Имя Пушкина хорошо знакомо каждому человеку, говорящему на русском языке. Знакомо и вам по прочитанной к уроку литературы биографии Пушкина, по прочитанным в средней школе прозе и поэзии. Какие пушкинские произведения вам знакомы? А какие строчки пушкинской поэзии стали любимыми? Можете их прочитать наизусть?
/Чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина,
оценивание учителем выразительного чтения учащихся/
Разговор о Пушкине, его творчестве продолжим на уроках литературы. А сейчас вновь вернемся к тексту. Мы восстановили текст, его и проанализируем.
VIII. Целостный анализ текста.
А. Ознакомление с планом целостного анализа текста.
План целостного анализа текста
1.Тема, основная мысль микротекста.
2.Стиль и тип речи.
3.Смысловая связь предложений в ССЦ.
4.Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей.
5.Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка).
6.Синтаксический анализ микротекста.
7.Интонация высказывания.
Б. Распределение заданий между учебными группами учащихся.
Время наше ограничено, поэтому мы попробуем рисунок текста в его целостном анализе представить по фрагментам:
Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста.
Фрагмент 2. Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений. /Воспользуйтесь таблицами-подсказками учебника «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./
Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологические средства связи в ССЦ.
Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста.
Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восста-новленного текста.
Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обратить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы).
Пример словарной работы:
Сознание, с раннего детства, (не)задумываясь, кто-то, чудесные пушкинские строки; Пушкин, интересовать, класс, хотелось бы, навсегда, (не)исчерпаем, жизнь.
В. Коллективная работа в группах – коллективное составление целостного анализа текста.
Г. Беседа - анализ текста.
/Каждая группа отчитывается о проделанной работе./
IХ. Самостоятельная работа по анализу текста.
Одну часть работы на уроке вы уже выполнили. И мне кажется, что можно попробовать сделать самостоятельные шаги в исследовательской работе по анализу текста. Воспользуйтесь при этом таблицей «Структурные средства ССЦ».
«Структурные средства ССЦ»
Лексические: повторение отдельных слов; синонимы, в том числе контекстуальные; личные и указательные местоимения; местоименные наречия и др.
Морфологические:- соотнесенность видо-временных форм глаголов-сказуемых.
Синтаксические: порядок слов и предложений; союзы в присоединительном значении; частицы;
употребление обстоятельств (преимущественно места и времени); вводные слова и предложения; параллелизм построения предложений; неполнота отдельных предложений.
Ритмо-мелодические /интонация/
1. Работа с микротекстом.
Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он амана-том, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал.
/Каждая группа представляет свой анализ текста/
Индивидуальная работа.
● Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них.
/Задание выполняют 2 – 3 учащихся начальной и среднего уровней компетентности/
● Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары/
2. Проверка выполнения индивидуального задания:
- чтение составленных вопросов по тексту /1 – 2 учащихся зачитывают вопросы, остальные показывают выполнение задания в тетради/;
- целостный анализ текста /комментарий дают 1 – 2 учебные группы, другие группы дополняют/;
- чтение, разыгрывание диалогов /1 – 2 пары/.
Х. Обобщение изученного.
- Как вы поняли, что такое ССЦ?
- Микротекст и ССЦ – это одно и то же?
- Поможет ли вам сегодняшний урок узнать произведения Пушкина, даже в отдельных отрывках, по их стилю, строению? Попробуйте узнать.
2. Работа с отрывками текстов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.
● Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледне-ет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..
● Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.
● В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.
- Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте? Проверим это на уроках литературы.
ХI. Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся.
Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.
Категория: Наши презентации | Добавил: kucherenkonataliy | Теги: сложное синтаксическое целое, Языковой анализ текста
Просмотров: 693 | Загрузок: 31 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [8386]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [271]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Любознательному учителю [200]
Полезные программки [47]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [45]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [131]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [95]
Наши презентации [438]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [19]
Художественная литература [35]
Наш видеозал [28]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru