Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Пьесы для школьного театра

«НАУРЫЗ, АЙСУЛУ И КУНСУЛУ»
2014-10-25, 1:35 AM

Театрализованное развлечение для детей старшей и подготовительной групп детского сада  

«НАУРЫЗ, АЙСУЛУ И КУНСУЛУ».

                                      АВТОР  ПОПОВА Н.А.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ  ЛИЦА (взрослые):

Наурыз

Айсулу

Кунсулу

Алдар-Косе

Караджин

ОФОРМЛЕНИЕ:  (вариант)на центральной стене аппликативно выполнена танцовщица и домбрист, вокруг ласточки с тюльпанами в клювиках, горы, восходящее солнце, продублированное горящими гирляндами. У центральной стены в центре своеобразный трон для Наурыза и симметрично  с двух сторон два пуфика для Кунсулу и Айсулу. Стоит кувшин для Джина. Перед родителями накрытый скатертью дастархан.

Под «Балбраун» на палочках- лошадках выскакивают два глашатая, двигаются галопом  «змейкой» по залу к авансцене, имитируя скачку по степи.

1                                 Сүйінші, сүйінші, сүйінші!                          

                             Наурыз встречать поспеши!

                             Все морозы, печали ушли!

                             Сүйінші, сүйінші, сүйінші! 

                        

2 -                         Наурыз – это праздничное угощенье!

                             Наурыз = это танцы, песни, веселье!

                             Наурыз – это множество разных гостей!

                             Спешите, спешите на праздник скорей!

Под музыку входят дети: первыми – девочки с угощением на маленьких пластиковых тарелочках в руках, затем – мальчики с сувенирами. Встают перед гостями полукругом: в центре -  девочки, по краям – мальчики.

ВЕДУЩАЯ: Мы рады приветствовать вас на нашем чудесном празднике! Наурыз болсын!  (стихи по выбору воспитателя, например) :

 ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «НАУРЫЗ».

 Ребенок:                Для всех гостей, для пап и мам

                                Накроем славный дастархан!

                                Пускай дары земли родной

                                Украсят праздничный наш той!

Девочки двумя параллельными колоннами подходят к столу, ставят тарелочки, расходятся вправо – влево и. возвращаются на свои места.

Ребенок:                 В Наурыз принято дарить подарки!

                                 Примите на память подарки от нас!

                                 Мы сделали их с любовью для вас!

Мальчики подходят к гостям и отдают сувениры. Возвращаются.

ВЕДУЩАЯ: В лазурном поднебесье в солнечной юрте живет хан Наурыз со своими дочерями Солнцем и Луной, Айсулу и кунсулу. И каждый год в день весеннего равноденствия они обходят всю землю, дарят людям тепло, свет, весну.

Под музыку заходят Наурыз, за ним Айсулу и Кунсулу. Девушки осыпают детей и гостей цветами

НАУРЫЗ: (проходя по залу перед детьми и родителями говорит на русском и казахском языках традиционные пожелания):

                                         Е, халайық, Наурыз оң болсын!

                                         Ақ мол болсын!

                                         Еліміз тоқ болсын!

                                         Бастарына бақ қонсын!

                                         Ел ырысқа кенелсін!

                                         Қыдыр қолдап қашанда.

                                         Баршанызға жол болсын!

                                         Наурызу – светлую дорогу!

                                         Пусть Наурыз вам счастье принесет!

                                         Пусть изобилие будет на вашем столе!

                                         Пусть ясное солнце светит над вашей головой!

                                         Пусть счастье поселится в вашем доме!

                                         Здоровья вам на долгие годы!

                                         Заман тыныш болсын!

                                         Бақытты болайық!

                                         Аспанымыз ашық болсын!

                                         Достарымыз көп болсын!

                                         Денсаулығымыз  мықты болсын!

                                         Туымыз биікте тұрсып.

                                         Халықтар тату-дос болсын!

                                         Еліміз аман болсын!

Усаживаются на трон и пуфики.

НАУРЫЗ: Каждый год я со своими дочерями обхожу свои владения. Расскажите , что это за земля и что хорошего  у вас? (Дети читают стихи про Родину  по выбору воспитателя)

 ИСПОЛНЯЕТСЯ   ПЕСНЯ « МЕНІҢ ОТАНЫМ»

НАУРЫЗ: Я – Наурыз – приношу больше счастья в тот дом, где много гостей. Славится дом не едой и деньгами, а друзьями, гостями. Любят ли ваш дом гости?

ИСПОЛНЯЮТСЯ ТАНЦЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ ( из ранее выученного материала).

НАУРЫЗ: Я -  Наурыз мир приношу. А вы умеете дружить?

( Дети читают стихи о дружбе по выбору воспитателя)

 ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ «ШАНЫРАК»

НАУРЫЗ: Я- Наурыз – уважаю силу, смелость, ловкость. Люблю веселье, скачки.

 

26 -                     Арғымақ – лихой мой конь,

                           По джайляу мчится.

                           Чу-чу-чу-чу!

                           Словно ветер я лечу!

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ «КОКПАР»

НАУРЫЗ:Одно огорчает меня -  спорят между собой мои прекрасные дочери – Кунсулу и Айсулу, Солнце и Луна, кто главнее, кто важнее из них, кто красивее.

АЙСУЛУ: (вставая)  Я -  Айсулу, Наурыза дочь,

                                   Прекрасная лунная ночь.

                                   Словно алмазов горсть

                                   Россыпь сверкающих звезд.

                                   Ну-ка, звездочки, поспешите,

                                   Танцем гостей удивите!

ИСПОЛНЯЕТСЯ «ТАНЕЦ ЗВЕЗД»

АЙСУЛУ:                Я -  Айсулу, Наурыза дочь,

                                   Прекрасная лунная ночь.

                                   Мои песни тихи и нежны,

                                   Ласкают вам сердце они.

                                   Как над юртою я взойду,

                                   Колыбельную вам спою.

 

ИСПОЛНЯЕТСЯ «КОЛЫБЕЛЬНАЯ» (номер готовится заранее с мамой или бабушкой ребенка).Девочка – солистка укачивает куклу, укладывает ее в бейсик, тихо говорит: «Вы тихонечко сидите, мою дочку не будите» Слышится голос бабушки : «Айналайын, спать пора!» Бабушка садится на стульчик, берет девочку на руки и укачивает ее с песней ( желательно на казахском языке). Затем тихо говорит: «Вы тихонечко сидите, мою внучку не будите»

АЙСУЛУ:                Я -  Айсулу, Наурыза дочь,

                                   Прекрасная лунная ночь.

                                   Сказки детям люблю я дарить,

                                   О чудесном в них говорить.

                                   Слушают малыши мои сказки

                                   И быстрей закрывают глазки.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ «БАБА-ЯГА»  (в центре солист в парике, наряженный бабой Ягой)

КУНСУЛУ:              Я – Наурыза дочь, зовут меня Кунсулу.

                                    Прогоняю печали прочь, я свет и веселье люблю,

                                    Освещаю я город большой, что зовется Алматой,

                                    Город светлой, чудесной мечты.

                                    Счастья вам,  дети Алматы.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ «АЛМАТЫ»

КУНСУЛУ:               Я – Наурыза дочь, зовут меня Кунсулу.

                                     Прогоняю печали прочь, я свет и веселье люблю,

                                     Теплым солнечным лучом

                                     Постучу я в твое оконце,

                                     Как мне радостно слышать слова:

                                     «Здравствуй, солнце!»

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «УТРО НАЧИНАЕТСЯ»

КУНСУЛУ:             Я – Наурыза дочь, зовут меня Кунсулу.

                                   Прогоняю печали прочь, я свет и веселье люблю,

                                   Согреваю джайляо, где в ряд

                                   Белоснежные юрты стоят.

                                   Где смеются, играют детишки,

                                   Озорные девчонки, мальчишки.

 

ПРОВОДИТСЯ ИГРА « КҮН МЕН ЖАНБЫР»: дети встают в круг, держатся за руки – «небо». В центре ребенок с завязанными глазами – «тучка» ловит «солнечные зайчики» - 2-3 детей со звенящими  музыкальными инструментами в руках.- по типу «жмурок»

НАУРЫЗ:   Спорят мои прекрасные дочери. Но для меня, Наурыза, они равны, Луна и Солнце, ночь и день. Ведь Наурыз –праздник весеннего равноденствия. Милые дочери, угостите меня крепким кумысом, напитком здоровья.

АЙСУЛУ: (подходя к кувшину) Посмотри-ка, милая сестрица, какой красивый кувшин. Кумыс в таком кувшине будет еще вкуснее. Но что за чудо, посмотрите, кувшин как будто живой. ( обыгрывает «оживление» кувшина) Ой-ой! Боюсь! (выбрасывает кувшин за дверь)

ДЖИН: (появляясь в «дыму») Я – знаменитый  Қараджин. Тысячу лет просидел я в этом кувшине, куда меня заточили за коварство и злобу. Вы что, не могли раньше меня выпустить? За это я вам отомщу! Мамба, ямба, карамба, дурамба! («колдует» над Наурызом и его дочерями, и те замирают). Ну вот, (злорадно хихикает и потирает руки)Дельце сделано. Ишь, какие смирненькие стали, тихонечко сидят. Пусть тысячу лет вот так и сидят! Я же мучился, пусть и другие помучаются.  Может, потом я их прощу!

ВЕДУЩАЯ: Но уважаемый Караджин, ведь тебя же освободили из тысячелетнего плена, а ты нам праздник портишь.

ДЖИН: А вот такой я есть... Люблю всякие гадости и неприятности делать.И ничего вы со мной не поделаете!

ВЕДУЩАЯ: Ну, пожалуйста, мы тебя просим. Мы так ждали весну, Наурыз.

ДЖИН: А что я за это буду иметь? Так... Чтобы мне у вас потребовать? А вот -  веселиться хочу! Тысячу лет не играл, не веселился.

ПРОВОДЯТСЯ ИГРЫ  (варианты :  «Жаяу тартыс», «Білек күші» -« казахский армреслинг», Джигитовка -  скачки на палочках с препятствиями и т.д.). Джин играет вместе с детьми и все время проигрывает.

ДЖИН: Я обиделся на вас! Могли бы и проиграть, уступить  мне,Караджину! Не расколдую я ваш Наурыз.

ВЕДУЩАЯ: (как бы по секрету) Ребята, как же нам перехитрть такого коварного Караджина, кто нам поможет?

ДЕТИ: Алдар –Косе! (зовут)

С песней на ослике въезжает Алдар-Косе. ( текст песни можно узнать в интернете -  BalBala -  Песня Алдара-Косе).

АЛДАР-КОСЕ: (обращаясь к взрослым) Сәлеметсіздер ме, құрметті!( к детям) Сәлем, балалар! Наурыз құтты болсын! Ақ мол болсын! Вы меня узнали? Меня все знают.Я  -безбородый обманщик Алдар – Косе. Я живу в сказках и книжках. Всегда помогаю обиженным. Наказываю злых и  жадных. Слабых защищаю, с детьми играю.

ВЕДУЩАЯ:Дорогой Алдар-Косе, коварный  Караджин, которого вызволили из кувшина, заколдовал Наурыз и его дочерей Айсулу и Кунсулу. Помоги нам -  верни людям праздник!

АЛДАР – КОСЕ: (задумываясь) Вот этот  джин? 

 ДЖИН: Да.

АЛДАР – КОСЕ: Такой уважаемый?

ДЖИН: Да!

АЛДАР – КОСЕ: Такой большой?

 ДЖИН: Да!!

АЛДАР-КОСЕ: Сидел в таком маленьклм кувшине?

ДЖИН: Да!!!

АЛДАР – КОСЕ: Такого быть не может!

ДЖИН: Глупый, бестолковый Алдар-Косе, за что только тебя называют умным и хитрым? Ну что тут особенного? Да, я сидел тысячу лет в этом кувшине..

.АЛДАР-КОСЕ: Не-ет! Не верю...

ДЖИН: Ну вот, смотри! (выходит, за ним Ведущая с кувшином)

Ведущая вносит кувшин. Звучит голос  Караджина – фонограмма.

ДЖИН: Ну, вот! Видишь, я сижу в кувшине. А ты, глупый, не верил!

АЛДАР-КОСЕ: Вот и оставайся там, неблагодарный Караджин! (затыкает кувшин пробкой)

Наурыз,Кунсулу и Айсулу  «оживают» .

НАУРЫЗ: Благодарю за спасение. Пусть счастье и веселье навсегда поселятся в вашем доме!

ВЕДУЩАЯ: ( держит в руках кувшин и прислушивается)  Ой, он там скребется...

ДЖИН: (фонограмма) Простите меня, пожалуйста, я так больше не буду.

ВЕДУЩАЯ: Может  быть, простим его в честь праздника.

Обыгрывают кувшин. Появляется Джин добрый, ласковый, хороший.

ДЖИН: Спасибо! Я больше никогда не буду вам вредить.

ВЕДУЩАЯ: Ая приглашаю вас всех в группу продолжить наш чудесный праздник за праздничным дастарханом!

 

 

Категория: Пьесы для школьного театра | Добавил: collegy
Просмотров: 1460 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 6:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru