Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Повышение эффективности уроков теоретического обучения
2021-03-21, 4:46 PM
Повышение эффективности уроков
теоретического обучения

Совершенствование учебно-воспитательного процесса всегда была
одной из важнейших задач работников системы профтехобразования.
Чтобы успешно ее решить, надо прежде всего выделить ключевое звено,
решающий участок приложения эффективности урока - основной формы
организации учебно-воспитательного процесса.
C эффективностью урока прямо связана проблема педагогической
значимости, результативности той части времени преподавателя и
учащегося которая идет на то, чтобы преподаватель в полной мере с
максимальной эффективностью мог передать свои знания учащимся, а
последние могли бы творчески осмыслить и усвоить изучаемый материал.
Беречь каждую минуту добиваться эффективности всего занятия - вот
очень простое, но важное условие эффективного урока.
Потери учебного времени могут иметь различные причины, но все они
отрицательно сказываются на качестве усвоения материала учащимися, а
в конечном счете и на уровне их технических и профессиональных знаний.
Рассмотрим некоторые из причин:
A) несвоевременная подготовка класса к уроку (неподготовленная доска,
не подобраны макеты, плакаты, схемы);
Б) неправильно построена система опроса учащихся (2-3 учащихся в
течении длительного времени отвечают у доски домашнее задание, а вся
группа в лучшем случае прислушивается к ответам);
cool некачественное изложение нового материала преподавателем
(неумение интересно, содержательно излагать материал, отсутствие
эмоциональности в рассказе, неумение создавать проблемные ситуации,
заострять внимание учащихся на главном);
Г) отсутствие наглядных пособий, средств технического обучении, книг. В
этом случае для того, чтобы учащийся смог хорошо усвоить излагаемый
материал, требуется значительно больше времени затрачивать и ему, как
преподавателю для вычерчивания нужных эскизов, схем констатирования значительной части материала;
Д) потери времени могут вызываться и различием в темпе работы разных
учащихся. Например, при выполнении работ по предмету «Техническое
черчение» отдельные учащиеся получают более сложные задания, а
слабые учащиеся - более простые, для того, чтобы все работали с полной
нагрузкой в течение всего урока.
Здесь перечислены лишь некоторые причины потери учебного времени.
которые в значительной степени снижают эффективность уроков
теоретического обучения. Но даже этот перечень показывает, что в этом
вопросе у каждого преподавателя имеются большие резервы. В
значительной мере на повышение эффективности уроков оказывается
влияние качеств планирующей документации. Следует учитывать, что под
воздействием научно-техничного процесса и внедрения научных
достижений технологические процессы постоянно совершенствуются.
Преподаватель обязан своевременно изменять содержание учебного
материала, формы и методы его сообщения на уроке, вносить в учебные
планы соответствующих коррективы.
Необходимо разработать систему взаимосвязанных уроков, которые по
своей организации и методам выполнения отдельных элементов
позволяли бы наиболее полно раскрыть сущность изучаемых вопросов,
обеспечили бы связь их практическими задачами в народном хозяйстве на
современном этапе, а также создавали хорошие условия для активной
работы преподавателя и учащихся на уроке. Так, например, по предмету
«Материаловедение» по теме: «Термическая обработка стали» можно
применить следующие системы уроков.
Первый урок - сообщений новых знаний. На нем изучается сущность
процесса термообработки и ее практическое назначение, в частности, для
сварочных работ. Учащиеся знакомят с устройством печей и приборами
для измерения температуры, им объясняется назначение цветов каления
побежалости. Учащиеся еще мало знакомы с учебным материалом,
поэтому основу урока составляет объяснение, однако в ходе урока
привлекают знание учащихся по курсу физики: свечение окисной пленки
металлов под действием нагрева, сопротивление проводников; по курсу
химии: природный газ, окисление металлов (окалина).
Второй урок - урок сообщения новых знаний.
Проблемное изложение материала, чередующиеся беседой и
практических примеров, раскрывающих значение отжига и нормализации
стали и технологию их выполнения. Провожу упражнения в правильном
выборе температур для отжига и нормализации. Использую значение
учащихся полученные на уроках производственного обучения: степень
обрабатываемости металла в зависимости от его твердости. В плане урока
ставлю вопросы для выяснения степени усвоения учащимися материалы
нового урока.
Третий урок - комбинированный урок.
Проверяю знания учащихся по материалу предыдущих уроков.
Объяснения материала с созданием проблемных ситуаций и разбором
практических примеров, раскрывающих значение закалки и отпуска стали,
привлекают знания учащихся по курсу материаловедения, физики и
химии.
Четвертый урок - закрепление знаний учащихся по пройденной теме. В
первой половине урока знакомлю учащихся с процессами химико-
термической обработки стали и их практическом назначении. Во второй
половине урока
самостоятельная работа учащихся с карточками
вопросами, карточками заданиями по темам, пройденным на предыдущих
уроках темы. Такое планирование уроков позволяет добиваться, чтобы
внутри данной темы последующий урок стал логическим продолжением
предыдущего и способствовал выработке и учащихся пониманием
взаимосвязанности учебного материала.
Активизация учащихся в процессе урока может быть достигнута:
a) созданием интереса к предмету, к излагаемому учебному вопросу;
б) развитием мыслительной деятельности;
в) частой сменой видов деятельности учащихся;
г) сочетанием изложения нового учебного совершенствованием старых знаний;
д) выделением наиболее важных положений;
e) организацией разнообразных самостоятельных работ;
ж) сочетанием различных методов опроса, уплотнением опроса;
3) учетом индивидуальных особенностей учащихся.
материала
Хороший эффект дает проблемный метод обучения. Создавая
проблемную ситуацию в начале урока или в ходе его, преподаватель
возбуждает интерес у учащихся, заставляет их мыслить, искать решения
поставленной проблемы, воспитывает настойчивость, творческий подход
рассматриваемым вопросам, целеустремленность, обеспечивает
сознательное усвоение учебного материала, а не механическое его
запоминание. Познавательная проблема может ставиться к целому разделу
и решается в течение нескольких занятий.
Для того, чтобы обеспечить познавательный интерес внимательность учащихся, необходимо отказаться от стандартной шаблонной структуры урока. Структура урока должна видоизменяться взависимости от содержания учебного материала, поставленной цели урока, прочности усвоения учащимися ранее изученного материала. Различные элементы урока (опрос, изложение нового материала, закрепление и др.) могут и должны варьироваться в различных сочетаниях тем, чтобы уроки не копировали один другой, ибо однообразие существенно снижает интерес к предмету и к приобретению знаний. Применение различных методов в ходе урока повышает интерес и внимание учащихся, а значит и эффективность занятия. Различные методы, применяемые на уроке, должны умело увязываться, сочетаться в наиболее рациональных соотношениях и обеспечивать усвоение учебного материала в основном ходе урока. Большое внимание в планах уроков нужно уделять разработке контрольных вопросов. При этом важное значение придать форме, целевой установки контрольных вопросов. Они должны охватывать основные сведения по изучаемому материалу, способствовать ведению подробного ответа оценками, анализом, выводами, предположениями, т.е. осмысленному продуманному размышлению учащихся вслух на уроке. Составляя планы уроков по предмету «Оборудование и технология сварочных работ», учитываю то, что некоторые вопросы данного предмета частично изучаются на уроках «Материаловедение», «Электротехника» и др. необходимо тесно увязывать свой программный материал с названными предметами, но не дублировать их, т.к. Это приведет к снижению эффективности усвоения, к потерям учебного времени.
Важный прием повышения качества и эффективности урока - это
наглядность. Сопровождение рассказа преподавателя демонстрацией
педагогически обоснованной системой учебно- наглядных пособии
значительно повышает познавательную деятельность учащихся, вносить
элементы новизны в структуру урока, позволяет в нужный момент
сконцентрировать внимание учащихся на тех или иных фактах, а также
осуществить многие педагогические действия, способствующих усвоению
учебного материала. Кроме того, с применением наглядных средств
значительно экономится время на усвоение новой темы урока с
учащимися, в значительной мере облегчается работа преподавателя.
В практике работы можно применять различные виды наглядных пособий,
натуральные, изобретательные и комбинированные. Наглядные пособии
используются на различных этапах урока: при формировании новых
знаний, при выработке навыков и умений, при закреплении и проверке
степени усвоения учебного материала из разновидностей
наглядного обучения является демонстрация учебных кино
и диафильмов, к сожалению их сейчас не выпускают, а старые морально
устарели. Киноуроки способствуют повышению темпа изложения
учебного материала, снижению утомляемости учащихся на уроке,
освобождению преподавателя от чисто технической работы и
переключения сэкономленного времени на самостоятельную работу
учащихся.
Качество таких уроков зависит от их подготовки. Надо определить какая
часть фильма будет показана, время его показа, подготовить вопросы
учащимся для объяснения отдельных фрагментов. Можно практиковать
демонстрацию фрагментов без звукового сопровождения с тем, чтобы
учащиеся само комментировали фильм. В ходе демонстрации нужно
обеспечить постоянное внимание учащихся, привлекать их для ответов на
вопросы, для рассказа об отдельных технологических операциях или приемах работы как в процесс показа фильма, так и во время остановки в
намеченных местах.
Большие дидактические возможности заложены в программированном
обучении. Сущность этого метода обучения состоит в применениях
особой системы подачи материала, способствующей эффективному
управлению познавательной деятельности учащихся, оперативному
контролю усвоением учебного материала, индивидуализация обучения и
обеспечению учащихся возможностью самоконтроля. Применительно к
учебному материалу по предметам «Оборудование и технология
сварочных работ», «Материаловедение», «Электротехника» целесообразно использовать безмашинное программирование, а в качестве обучающей программы использовать карточки - задания по одной теме или тесты для закрепления целой темы.
Можно использовать решение кроссвордов для закрепления пройденной
темы, причем кроссворды как преподавателем, так учащимися.
На практике наибольшее распространение получил комбинированный урок, поскольку в ходе урока гармонично сочетаются разнообразные методы учебной работы и одновременно решаются различные дидактические задачи. Теме не менее, комбинированный урок не всегда наилучшим образом приводит к поставленной цели. Такие учебные вопросы, как изучение устройства, принципов действия машин и механизмов, практическое их использование, методы контроля и ряд других лучше усваиваются в ходе лабораторно-практических занятий.
Поэтому в процессе изучения каждого предмета наряду с комбинированным уроком должны применяться и все другие типы уроков. Только рационально подобранная система уроков способна в полной мере решить учебно-воспитательные цели, ставившиеся при изучении каждого учебного предмета. Существенную роль для обеспечения целостности изучаемого учебного материала имеет тематическое планирование, при котором как раз и разрабатывается система уроков для изучения конкретной темы или раздела. Заслуживают внимания такие методы учебной работы, как
проведение зачетов по определенным темам, индивидуальные зачеты.
проведение контрольных работ и практических занятий по социально
разработанным заданиям, учет пробелов знаниях учащихся и организация индивидуальной работы с ними, выставление поурочного балла за работу учащегося в течение всего урока, закрепление учебного материала по отдельным дозам. Большое значение для повышения эффективности обучения имеют межпредметные связи, которые обеспечивают взаимосвязь изучаемых в различных предметах вопросов и использование их данных для усвоения нового материала. Необходима также самая тесная связь между
теоретическим и производственным обучением.
Считаю перспективным направлением проводить итоговые уроки по
главным темам в виде уроков - конкурсов, уроков - презентаций, которые
выявляют усвоение учащимися материала, стимулирую их учебную
деятельность на уроке, позволяет применить разнообразные методы и
формы в проведении урока.
Необходимо искать сочетание самых различных методов проведения
уроков, которые обеспечат умственную активность учащихся,
необходимую для лучшего восприятия и усвоения знаний. Во многом
активизация мышления учащихся на уроке способствует сам стиль
изложения нового материала. Монотонное, бедное в эмоциональном
отношении изложение притупляет внимание учащихся, уменьшат
восприятие материала. Необходимо излагать материал так, чтобы
побуждать учащихся анализировать изучаемые явления самим отыскивать
объяснение фактам, делать выводы и обобщения. Перед учащимися надо
чаще ставить вопросы и приучать их самих задумываться над причинами
явлений. Так, например, на уроке «Оборудование технология сварочных
работ» по теме «Свариваемость сталей» после рассказа об ухудшении
свариваемости стали по мере увеличения содержания углерода в стали
задать вопрос: «Почему высокоуглеродистые стали свариваются хуже,
чем низкоуглеродистые?». И учащиеся начинают вспоминать изменения в
строении с свойствах сталей, которые происходят при их нагреве и
остывании, т.е. химический состав, диаграмму состояния «железо-
углерод», отдельные моменты термической обработки металлов.
Сочетая методы устного изложения с приемами, активизирующими
самостоятельной мышление учащихся, удается повышать эффективность
теоретического обучения. Возможности для организации и проведения
занятий с максимальным развитием самостоятельного мышления
учащихся на каждом уроке, на каждом этапе: при проверке домашних
заданий, при изучении нового материала, закреплении полученных знаний
и т.д.
Нужно постоянно помнить, что наибольшую эффективность даст тот
урок, на котором средства и методы применительно к конкретному
учебному материалу и к конкретному контингенту учащихся.
Категория: Педагогика | Добавил: musab6559
Просмотров: 78 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2022-10-04, 10:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [771]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru