Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Статья: "Умелы руки, путь к развитой речи и хорошей памяти"
[ Скачать с сервера (16.0 Kb) ] 2012-11-10, 5:48 PM
УМЕЛЫЕ РУКИ-ПУТЬ К РАЗВИТОЙ РЕЧИ И ХОРОШЕЙ ПАМЯТИ Перед педагогами,психологами,воспитателями стоит вопрос,как сформировать всестороннее развитую личность,обладающую не только набором интеллектуальных способностей ,но и хорошей памятью, способной запоминать и долго хранить, полученные знания,логически построенную развитую речью. Давно известно,что развитие мелкой моторики(гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности-сильнейший стимул развития у детей речи,памяти,мышления,восприятия и внимания. Ещё Джордано Бруно в своих трудах писал:«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим,а то,что одни мы владеем руками- этим органом всех органов». А Кант писал: «Рука-вышедший наружу мозг».Что же они хотели этим сказать? Учёные доказали,что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,расположенная очень близко к речевой зоне.Именно величина проекции руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи».Если сравнивать в процентном соотношении зоны головного мозга, отвечающие за работу рук , примерно равны 70% ,а вербальной зоны около 30% ,то соответственно размеры рук и языка образно должны быть увеличены на такой же процент по отношению к нормальному телу. Функция руки человека универсальна и уникальна. Первой формой человеческого общения среди первобытных людей являлись различные жесты, выполняющие с помощю рук ,которые обозначали интерес друг к другу или агрессию.Позднее жесты стали сочетаться с возгласами и выкриками. С помощью руки человек стал не только познавать мир, окружающую среду,но и гармонично развиваться физически и интеллектуально. Начало развитие мышления даёт рука.В процессе деятельности человеческие руки являются не только органом движения ,но и несут в себе познавательную функцию. Когда маленький ребёнок трогает какие- либо предметы с помощью рук ,обследует свойства поверхности, исследуемого предмета,то в мозг поступают сигналы,что предмет мягкий или жёсткий,тёплый или холодный,влажный или сухой. Таким образом, рука изучает,а мозг фиксирует и опознаёт. Исследования, проводившиеся в области нейропсихологии, доказали ,что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребёнка является развитие его руки,а именно мелкой моторики. На основе современных исследований специалисты определяют по умелости детской руки степень и уровень развитости мозга. Если развитие движений пальцев соответствует возрастным нормам,то и развитие речи так же будет в пределах нормы,если же развитие пальцев отстаёт,то и отстаёт развитие речи,хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы или даже выше.Исследования, проводившиеся на большом количестве детей ,показывает,что это не случайность,а закономерность. Как же развивать мелкую моторику у маленьких детей и продолжить формирование развития мелкой моторики и координации движения рук у детей в младшем школьном возрасте и даже у старшеклассников? В младенческом возрасте необходимо выполнять массаж пальчиков.Мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика ,ладошки,наружной стороны кисти и предплечья. В раннем и младшем дошкольном возрасте надо стараться ,чтобы ребёнок, как можно больше проявлял самостоятельность:застёгивал пуговицы,молнию,завязывал шнурки, стирка кукольного белья,посуды,разбор круп,пальчиковый бассеин,игры в песочнице. Конструирование,собирание мозаики,пазлов,выкладывание фигур из палочек,игры,а также пальчиковая гимнастика. Для детей младшешкольного возраста я рекомендую также пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры (со стихами,скороговорками,звуками).Работа с предметами и материалами(вырезание ножницами,изготовление бус из бумаги,лепка из пластелина или солёного теста,массаж с прищепками).Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам,закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.Штриховка вертикальная,горизонтальная,наклонная.Рисование несложных геометрических фигур,букв в воздухе и на столе, ведущей рукой,а затем другой рукой и обеими руками вместе,поочерёдное рисование каждым пальцем одной,а затем другой руки.Выкладывание фигур из палочек.Освоение ремёсел:ручные работы со швейной иголкой,вышивка и плетение из бисера,стекляруса, занятие квиллингом и др. Для старшеклассников особенно будет эффективным выполнение «мудр»,которые активизируют память,повышают работоспособность,улучшают мышление,способствуют развитию моторики и улучшает общее самочувствие. Приведу несколько примеров. Мудра «Жизни» Показания:быстрая утомляемость, нарушение зрения.Улучшает остроту зрения,при этом, выполняя это упражнение,дети делают массаж пальцев. МЕТОДИКА:подушечки сердечного(четвёртого),мизинца и большого пальцев соединяют вместе,а оставшиеся свободно выпрямлены.Выполняется обеими руками вместе. Мудра «Знания».Само название этой «мудры» уже предполагает,что выполнять это упражнение должны все те,кто обучаются в школе и учебном заведении,так как «мудра»улучшает мышление,активизирует память,снимает напряжение,массирует пальцы. МЕТОДИКА:указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены). Рекомендуется выполнять мудры по 45 минут. Можно набрать время за несколько раз в течение дня:3 раза по 15 минут,9 раз по 5 минут. Особенно эффективно выполнять мудры на лекциях ,теоретических занятиях,на физкультпаузах.Рекомендую взять на заметку всем учителям и родителям. Как на уроках «Трудового обучения»,так и в свободное от учёбы время можно заниматься шитьём,вязанием на спицах и крючком,плетением,особенно работа с бисером:поделки, вышивки с бисером,квиллинг,ковроткачество и др. В заключении хочу отметить, что будущее наших детей- в наших руках ,как бы не банально звучали эти слова.А значит мы должны воспитать счастливых,уверенных в себе, достойных членов нашего общества.Введя в свою программу элементы упражнений по развитию моторики рук у детей, мы сможем сформировать не только навыки грамотного письма,развитой речи и памяти, но и креативно мыслящую , волевую , самостоятельную личность. Всем родителям особенно рекомендую уделять должное внимание развитию у своих детей мелкой моторики,использовав вышеуказанные рекомендации. При подборе игровых упражнений следует помнить,чтобы заинтересовать детей и помочь им овладеть информацией,нужно обучение превратить в игру,построить доверительные, доброжелательные отношения.Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.Оказав своевременную помощь своим детям, мы поможем себе и им в будущем.
Категория: Педагогика | Добавил: Zylfia
Просмотров: 1295 | Загрузок: 158 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 3:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru