Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Педализация в процессе обучения игре на фортепиано
[ Скачать с сервера (1.26Mb) ] 2013-12-12, 10:08 PM
Начинать обучение педализации с простейших случаев можно уже на раннем этапе – на втором году обучения. Однако если ребёнок ещё мал ростом и его ноги не достают до педали, то лучше некоторое время воздержаться от её применения.
Как надо начинать с учеником работу над педализацией – с прямой или запаздывающей педали? Если ребёнок, прежде всего, усвоит прямую педализацию, то, как показал опыт, ему уже труднее переключиться на запаздывающую педаль: нога по привычке нажимает педаль вместе со звукоизвлечением, предыдущая гармония захватывается педалью и звучит «грязь». В случае же перехода от запаздывающей педали к прямой, ученик может, по привычке, взять педаль чуть позднее. Эта ошибка приносит меньше неприятности, так как при этом не возникает грязное звучание и не страдает слух ученика. Наладить же одновременное движение рук и ноги обычно бывает не трудно.

Первое применение педали – событие в жизни ребёнка. Оно должно оставить яркое впечатление. Стоит выбирать такие произведения, в которых педаль встречалась бы лишь в отдельных местах. Это заставит ребёнка насторожить свой слух в определённый момент.

Пример: Гедике. Танец.

Для обучения педализации можно использовать специальные упражнения.
Необходимо сразу требовать от ученика бесшумного нажатия и, особенно, отпускания педали, слитности ноги с педалью (как будто подошва «приклеилась» к педали).
Если в пьесе педализируется заключительный аккорд, следует приучить ребёнка не снимать руки с клавишей, пока длится аккорд на педали, а педаль и руки снять одновременно.
На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью. Пьеса с повторяющимися (пульсирующими) аккордами при постоянной смене педали помогут воспитать в ученике умение непрерывно слушать гармонию на педали, слушать исчезновение прежнего звучания в момент появления нового.

Пример: Телеман. «Пьеса».

Полезно поиграть отдельно партию левой руки с педалью, чтобы вслушаться в звуковой фон пьесы.
На пьесах с такой фактурой, где на педали происходит собирание звуков в один аккорд, ученик услышит, как обогащается гармония благодаря постепенному появлению новых звуков.

Пример: Чайковский «Болезнь куклы»; Майкапар «Листок из альбома».

ПРЯМАЯ ПЕДАЛЬ.


Прямая педаль употребляется, главным образом, в пьесах с острым, чётким и танцевальным ритмом. Она подчёркивает сильную долю и создаёт ритмическую опору фразы. Такая педаль хороша, например, в марше, где отчётливый ритм своим волевым началам должен увлечь за собой «всех марширующих». Отсюда определённость начала каждой фразы, подчёркнутая педалью.

Пример: Скорик «Эстрадная пьеса».

Короткая педаль на сильную долю в пьесах танцевального характера даёт ученику лучше почувствовать ритм, « педальное дыхание», прелесть беспечального звучания между педальным. Это поможет развить в исполнении ученика черты гибкости и изящества.

Пример. Чешская народная песня «Аннушка».

Во многих танцевальных пьесах ритмическая педаль на сильную долю является также и связующей, так как соединяет отдельный бас с аккордом. В процессе работы полезно поучить отдельно аккомпанемент с педалью.

Пример: Григ. «Листок из альбома».

В подвижных танцевальных пьесах ученики, чтобы успеть вовремя взять аккорд, нередко берут бас настолько коротким звуком, что он не подхватывается педалью, но бас – гармоническая основа – должен полноценно звучать, пока длится педаль. Поэтому тут ученику следует контролировать себя слухом, упражняться, останавливаясь на педалируемых басах, вслушиваясь в их звучание на педали. Играя в медленном темпе, полезно взять бас глубоким звуком и несколько подержать его. Прямая педаль возможна только в тех случаях, когда перед нажимом педали или пауза, или звук стаккато. Для упражнения можно даже специально делать остановку перед аккордами с прямой педалью, чтобы ребёнок услышал паузу.
Ритмическая педаль в танцевальных пьесах в большинстве случаев бывает неглубокая, но не всегда абсолютно прямая. Если мелодия начинается с затакта, то педаль надо брать не одновременно, а почти одновременно со звуком на сильной доле такта, как бы «следом за звуком», так, чтобы не захватывался последний затактовый звук.

Пример: Чайковский «Вальс»

Полезно учить, останавливаясь на сильной доле, и слушать, исчез ли последний затактовый звук, чисто ли звучит интервал на «раз». Лишь после этого нажать педаль.
Полезно также останавливаться, взяв педаль на сильную долю, и слушать - что звучит в педали.

ПЕДАЛИЗАЦИЯ ПЕВУЧИХ ПЬЕС.


Лёгкие певучие пьесы на ранних этапах обучения следует сначала выучить без педали, чтобы красивый звук, плавное легато и выразительность достигалась бы прежде всего пальцами, а затем начинать работу над педализацией.
Как один из первых шагов можно предложить педализацию кульминационных звуков музыкальных фраз.

Пример: Чайковский «Старинная французская песенка»

В медленных певучих пьесах педаль можно брать на каждый долгий звук мелодии, вслушиваясь в чистое звучание, особенно в момент смены педали.

Пример: Хачатурян «Андантино»

В этом примере педаль не только окрашивает обертонами звучание гармонии
и мелодии, но также помогает связности звучания.
Если пьеса начинается не с мелодии, а со звуков сопровождения, гармонии, то в начале пьесы педаль можно нажать перед звукоизвлечением с тем, чтобы первый звук или аккорд возник уже при поднятых демпферах. При нажатой педали струны будут резонировать и на очень слабый звук, даже если молоточек лишь чуть- чуть задел струну, поэтому на раскрытой педали пиано прозвучит мягко и ни один звук аккорда не пропадёт.

Пример: Шопен. «Мазурка № 4 соч. 17»

Гаврилин «Частушка»

Трудным моментом для учащихся является педализация таких построений, где мелодия в верхнем голосе должна звучать легато, а в сопровождении бас, основа гармонии, берётся форшлагом.

Пример: Беркович. Вариации на тему р. н. п. « Я на камушке сижу».

Здесь навык запаздывающей педали может привести к тому, что учащийся будет брать педаль после аккорда на сильной доле такта, то есть бас (форшлаг) не останется в педали. Исполнение лишиться той густоты, которую даёт басовый звук в низком регистре. В подобных построениях очень важно сменить педаль точно на форшлаг в басу. Однако при этом последний мелодический звук одного такта может быть захвачен педалью, и тогда он сольётся с гармонией нового такта. Учить эту фразу нужно очень медленно, точно снимая правую руку в момент нажатия форшлага. В медленном темпе в мелодии возникает разрыв, в нормальном же темпе впечатления разрыва мелодии не получится. Полезно поучить эту фразу с педалью, исполняя партию правой руки только с одними басами.

ЛЕВАЯ ПЕДАЛЬ.


Левой педалью в первые годы обучения лучше вообще не пользоваться, чтобы не толкнуть учащегося на легкий, но ложный путь достигать пиано с помощью левой педали.
Техника педализации левой педалью очень проста, надо только приучить ребенка нажимать педаль звукоизвлечением. В старших классах школы можно специально заниматься левой педалью. Наиболее удобно это сделать на произведениях клавесинистов, объяснив в общих чертах устройство клавесина, наличие двух клавиатур, дающих разное звучание и эффекты включения клавесинных регистров.

Пример: Скарлатти Соната №9

Термин «Una corda» (одна струна) необходима, объяснить ученику подробно, так как у него может возникнуть неправильное представление, будто в современных роялях при нажиме левой педали молоточек ударит только по одной струне. Термин этот сохранился с тех времен, когда каждому звуку на фортепиано соответствовало не более двух струн, поэтому при сдвигании механики нажимом левой педали молоточек ударяет только по одной струне.
В пианино же эффект приглушенного звучания достигается совсем другим действием педального механизма: вся молоточная станина приближается к струнам. Каждый молоточек ударяется к струнам. Каждый молоточек ударяет по-прежнему по трем струнам, но размах молоточка уже меньший и поэтому звук слабее.
Снятие левой педали обозначается термином «tre corda» (три струны). Иногда ошибочно полагают что термин «senza sordini» обозначает «без левой педали». Сурдина – глушитель, глушителем на фортепиано является демпфер. Правильный перевод термина «senza sordini» – «без демпферов», то есть с поднятыми демпферами, следовательно, с правой педалью. К левой педали этот термин отношения не имеет.

ПЕДАЛЬ В ПОЛИФОНИИ.


Большинство полифонических произведений (пьесы из сборника «Маленькие прелюдии и фуги» инвенции Баха, фугетты Генделя) в школе исполняются, как правильно, без педали этим достигается важная педагогическая цель ясное слышание учеником двух или трех относительно самостоятельных мелодических линий одновременно.
В пьесах, где полифония приближается к хоральному типу (классические сарабанды), или в некоторых полифонических пьесах русских авторов применение педали возможно, но только в тех местах, где она абсолютно необходима, – например, для достижения легато. В некоторых трёхголосных произведениях иногда возникают затруднения при исполнении легато. Короткий лёгкий нажим педали может помочь этому.

Пример: Бах. Трёхголосная инвенция ми-минор.

Однако педаль должна быть «незаметной», лишь способствовать связности. В исполнении органных полифонических произведений педальная окраска очень разнообразна: от лёгкой связующей, до глубокой, гармонически густой, вызывающей большое количество обертонов, что способствует имитации органного звучания.

Пример: Бах-Кабалевский «Маленькая органная прелюдия ми-минор».

«Маленькая органная прелюдия ре-минор».

ПЕДАЛЬ В ЭТЮДАХ.


Педализация этюдов требует принципиально такого же подхода, что и педализация полифонических произведений. Добиваться двигательной чёткости и точности звукоизвлечения необходимо без педали. Этюды Черни, как правило, играются без педали. Даже этюды на различные виды арпеджий, несмотря на полную возможность применения педали не составляют исключения. При вырабатывании пальцевой чёткости и ровности звучания педаль может только помешать, так как ученик будет слушать не столько отчётливость пассажей, сколько гармонический колорит звучания. В этюдах Лешгорна, например, можно брать педаль кое-где на аккорды или отдельные мотивы фигурации.

Пример: Лешгорн Этюд ми-мажор.

Иногда можно окрасить педалью певучие места в средней части этюда. Некоторые аккордовые этюды, безусловно, требуют педализации, так как здесь крайние регистры объединяются в звучании гармоний, педаль помогает фразировке, создавая легато аккордов.

Пример: Геллер. Этюд № 15 ор. 45

Этюды-пьесы, романтические этюды Аренского, Мендельсона нельзя рассматривать только как этюды на определённый вид техники. Каждое произведение такого типа, помимо конкретной технической задачи, ставит ещё задачу создания эмоционального образа, особого колорита звучания. Приёмы педализации и степень насыщенности педалью определяется в каждом случае эмоциональным содержанием и динамикой развития музыки.

ЗАВИСИМОСТЬ ПЕДАЛИЗАЦИИ ОТ СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.


Звуковой колорит и фортепианная фактура произведений разных стилей очень различны. Даже для выражения относительно сходных идей и чувств композиторы-классики и композиторы-романтики, например, пользуются совсем разными средствами.
Произведения венских классиков, включая сочинения раннего Бетховена, не могли быть задуманы авторами с педалью. Вся музыкальная ткань в них воспринимается почти графически ясно и прозрачно. Мелодия имеет точно очерченный рисунок (сравнительно небольшой) фразы и педализация не должно лишать музыкальную ткань её прозрачности; включение педали, поддерживающей гармонию, должно чередоваться с беспедальным звучанием.
Для композиторов-романтиков более характерно густое гармоническое звучание с охватом большого диапазона, что возможно только благодаря педализации.

Пример: Бетховен «К Элизе».

Григ «Меланхолия»

Многие произведения предполагают почти непрерывную педализацию. В них встречаются моменты, где колористическим пятном звучат на педали взлёты на хроматической гамме или трели и пассажи из ломаных интервалов.

Пример: Шопен «Мазурка» соч.17 № 4.

ПОЛУПЕДАЛЬ, ПОСТЕПЕННОЕ СНЯТИЕ ПЕДАЛИ.


В репертуаре ДМШ встречаются и такие произведения, звучание которых требует применения уже довольно тонких приёмов педализации: полупедали и постепенного снятия педали.
Термин «полупедаль» не всегда расшифровывается правильно. Некоторые считают полупедалью неполное нажатие педали. Это неверно. Под полупедалью подразумевается быстрая смена педали, при которой демпферы на миг прикасаются к струнам и успевают заглушить только звуки верхнего (и иногда среднего) регистров. Колебания же толстой басовой струны от короткого прикосновения демпфера не прекращается, а лишь уменьшает свою амплитуду. Поэтому звуки верхнего регистра исчезают, а басовый звук продолжает звучать.
В школе-семилетке не обязательно знакомить всех учащихся с этими приёмами. Но музыкально одарённых детей, от которых можно ожидать тонкого исполнения, надо ознакомить с указанными приёмами. Приём постепенного снятия педали следует объяснить попутно, если он встречается в пьесе и его применение даёт нужный звуковой эффект.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕДАЛЬНОЙ ПЬЕСЫ.


На первых этапах обучения необходимо разучивать новое произведение без педали. На этой стадии обучения ребёнок ещё не может охватить всё сразу: точность текста и ритма, качество звука и чистоту педали. Однако такой метод имеет и отрицательную сторону: пьеса звучит как бы разложенной на составные части. Басы отделяются от фигурации сопровождения, не тянутся, Гармония не звучит. Ребёнок привыкает спокойно слушать гармонические пустоты.
Если способности ученика не позволяют разбирать пьесу сразу с педалью, то желательно, чтобы период беспедальной работы над пьесой был возможно короче. Первую попытку игры с педалью рекомендуется проводить на уроке, попутно корректируя и объясняя педализацию и в отдельных случаях размечая её в нотах. С музыкально восприимчивыми детьми можно разбирать пьесу сразу с педалью. Тогда с первого знакомства ребёнок уже получит представление о характере музыки.
Постепенно ученику можно предоставлять всё большую самостоятельность в применении педали. Например: объяснить педализацию первых фраз и трудных мест пьесы, предложить ему дальше самому найти необходимое применение педали. Иногда можно дать задание: «подумай и разметь педаль».
Надо стремиться к тому, чтобы ученик приобрёл такие устойчивые навыки и такой опыт педализации, чтобы ему можно было доверить самостоятельный разбор новой пьесы сразу с педалью.
Задача педагога школы заключается в том, чтобы после объяснения и закрепления основных приёмов педализации, помогать ученику находить педализацию в каждом отдельном случае исходя из индивидуального звукового облика произведения, из его стиля, жанра, фактуры, художественного образа и осознавать звуковую цель применения педали.

Была использована литература:


Н. Светозарова «Педализация»
Б. Кременштейн «Педализация в процессе обучения»
Категория: Педагогика | Добавил: TatyanaE | Теги: полифония, этюд, пьеса, дополнительное образование, в процессе, игре на, фортепиано, педализация, обучения, ноты
Просмотров: 1298 | Загрузок: 134 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru