Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

РОЛЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
[ Скачать с сервера (20.9Kb) ] 2014-01-22, 5:15 PM
РОЛЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Кох В.Г.
КГУ «Городской детско - юношеский центр внешкольной работы» государственного учреждения «Отдела образования города Петропавловска» акимата города Петропавловска Северо-Казахстанской области
г. Петропавловск, Казахстан

Андатпа
«Баланың шығармашылық тұлғасын қосымша білім беру педагогінің рөлі»В.Г. Кохтың мақаласында қосымша білім беру педагогінан теоретикалық білімдерді дербес қайта ойластырып, оларды практикалық іс – әректтер тіліне аударуға білу, туындайтын педагогикалық мәселелерді шешуге ең тиімді тәсілдерді табудың қажеттілігі қарастырылған.
Annotation
In article, written by Koch V. G. "The role of the additional education teacher in formation of the creative person of the child" is considered the necessity from the additional education teacher of the skill to reinterpret theoretical knowledge, to translate them into language of practical actions, to find the most effective ways in the solution of arising pedagogical problems independently.
Аннотация
В статье Кох В.Г. «Роль педагога дополнительного образования в формировании творческой личности ребенка» рассматривается необходимость от педагога дополнительного образования умения самостоятельно переосмысливать теоретические знания, переводить их на язык практических действий, находить наиболее эффективные способы в решении возникающих педагогических проблем .
шығармашылық тұлға
педагогикалық қызмет
a creative person
educational work
творческая личность
педагогическая деятельность

«Следующий век будет именно таким, какими будут
воспитаны для него будущие граждане».
Я.А.Каменский
Наша страна претерпевает огромные перемены в самых разных направлениях. Естественно, это не могло не коснуться и системы образования. Государственные документы по совершенствованию системы и качества образования требуют необходимости глобальных изменений в современной школе. Политика нашего Президента дает возможность роста учителя новой формации, у которого есть желание совершенствовать свой профессионализм на протяжении всей жизни и накопить человеческий капитал, который принесет ему карьерный рост, обеспечит конкурентное преимущество. [1]
В настоящее время интенсивно развивается система дополнительного образования детей, которая требует педагога нового типа. Предназначение дополнительного образования — удовлетворять постоянно меняющиеся индивидуальные, образовательные потребности личности, реализовать индивидуальный образовательный маршрут ребенка в системе ДО, способствовать личному, социальному и профессиональному самоопределению детей и подростков.
Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы подчеркивает, что « ... дополнительное образование станет престижным для обучающихся и будет способствовать профессиональному становлению личности». [2]
«В условиях ритма современной жизни становится очень важным наличие достаточного количества творчески развитых педагогов, ясно осознающих свои способности, желающих и знающих, как добиться цели». [3]
Наше общество постоянно развивается, совершенствуется и система образования, вследствие чего возникает потребность в поиске эффективных средств, позволяющих реализовать гуманистическую направленность процессов воспитания и развития личности ребенка в современном обществе.
Многообразие и неповторимость педагогических ситуаций требует от педагога умения самостоятельно переосмысливать теоретические знания, переводить их на язык практических действий, находить наиболее эффективные способы в решении возникающих педагогических проблем. Это умение предвидеть и решать педагогические ситуации и проблемы, понимать своего собеседника, изучать психологические особенности детей, умение формировать душу воспитанника в соответствии с требованиями общества. «Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника» так в своих трудах выделял В. Даль.
Современный педагог должен владеть педагогической интуицией, что очень важно для того, чтобы мгновенно сориентироваться в конкретной ситуации. Среди не менее важных качеств я бы отметила способность доступно передавать знания. Для этого необходим и творческий подход, и образность речи, и убедительность и др.
Деятельность педагога в сфере дополнительного образования не ограничивается работой по конкретной методике: он призван формировать личность ребенка в целом, вовлекая его в творчество. Поэтому в системе дополнительного образования успех дела решает не столько овладение чужими методиками, сколько способность педагога к собственной творческой деятельности.[4]
Основу педагогического творчества составляет знание педагогических законов, иначе творчество профессионала подменяется дилетантизмом. Чтобы этого не происходило, требуется постоянно целенаправленно повышать профессиональную квалификацию педагога.[5]
Участие в профессиональных конкурсах – еще одна грань создания мотивационной среды повышения профессионального мастерства педагогов. Конкурс выделяет лучших из числа его участников, оценивает их профессионализм.
Я хочу предложить проведение ежегодных конкурсов среди педагогов дополнительного образования, которые будут проходить поэтапно в течение учебного года. Суть этого конкурса заключается в том, что педагог весь год проделывает большую работу. В течение года он тем самым получает возможность профессионально развиваться, развивать свои творческие способности, повышать свою квалификацию.
1 этап «Самопрезентация»
Этот конкурс одновременно и прост, и сложен. Прост потому, что представляет собой рассказ конкурсанта о самом знакомом ему предмете – самом себе. Сложен потому, что за ограниченный промежуток времени надо раскрыть свой личностно-профессиональный образ, изложить свое педагогическое кредо. Представляемый образ, с одной стороны, должен очертить мир увлечений, жизненных приоритетов конкурсанта, с другой стороны, дать его профессиональный портрет.
Приоритет же в этом конкурсе, несомненно, должен быть отдан воссозданию профессионального облика конкурсанта. Представляя себя как педагога-профессионала, участник состязания должен показать:
-в чем сущность его педагогического опыта;
-какова степень новизны данного опыта: что нового привнесено конкурсантом в содержание дополнительного образования в рамках избранного профиля деятельности, в методы преподавания, формы воспитательной работы с детьми;
-какова результативность его профессиональной деятельности и за счет чего удается получать высокие результаты
- в чем конкурсант видит перспективы своей профессиональной деятельности.
Подготовив самопрезентацию в содержательном аспекте, можно подумать над ее сценическим оформлением. Можно использовать видеозаписи, презентации, разнообразные наглядные пособия: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами, поделки, макеты, модели и др.
2 этап «Защита общеобразовательной программы»
Защита образовательной программы - очень интересная и серьезная часть конкурса. Это итог работы педагога, где он выходит «один на один» с жюри. Защиту программы могут сопровождать презентация, плакаты или другие средства наглядности, которые в известной степени украшают эту процедуру.
Для успеха защиты необходимо, прежде всего, чтобы сама представляемая программа отвечала тем требованиям, которые предъявляются к образовательным программам дополнительного образования детей.
При подготовке к этому заданию желательно заранее продумать:
-аргументированное объяснение содержания образовательной программы;
-наглядные примеры, иллюстрирующие это содержание;
-актуальность данной программы;
-ее преемственность и согласованность с образовательными программами общеобразовательной школы;
-взаимосвязь целей и задач; реализация в них идеи гармоничного развития личности ребенка, его творческих сил и способностей; воспитание потребности в саморазвитии;
-ведущие теоретические, педагогические идеи, степень научности и практической значимости; технологичность программы (доступность для использования в педагогической практике);
-общепедагогические принципы и специфические закономерности предмета изучения: научность, систематичность, доступность, динамичность и стабильность, связь теории с практикой;
-взаимосвязь между содержанием, знаниями, умениями, навыками и видами деятельности;
-четкая структура программы, наличие логики в изложении материала.
3 этап «Семинар - практикум »
Cеминары–практикумы – это формы приобщения педагогов к творческой, исследовательской деятельности, где педагоги знакомят коллег с результатами собственной исследовательской работы по теоретическим и практическим вопросам.
Конкурсант проводит семинар - практикум для педагогов. Очень важно, чтобы семинар – практикум был профессиональным, проблемным.
Если бы опубликовать все наработки, которые будут представлены в финалах областных конкурсов, а может в будущем и республиканском его участниками, то это внесло бы вклад в решение многих проблем, стоящих сегодня перед казахстанским дополнительным образованием. В том числе и развитие творческой личности ребенка в системе дополнительного образования.
«В горящем котле холодных капель не бывает» - так в своих работах отражал Конфуций. Воплощение педагогического искусства в жизнь невозможно без овладения воспитателем педагогического мастерства, техникой и технологией педагогического действия. « Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт» писал А. Дистервег. Я убеждена, что подлинное право на воспитание - это не диплом о профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основу педагогической деятельности.
Для успешного осуществления своей деятельности педагог дополнительного образования должен обладать компетенциями, а именно, проективными, конструктивными, коммуникативными, организаторскими. И ещё, чтобы отвечать современным требованиям, он должен:
- Постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности.
- Уметь организовать процесс обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей.
Таким образом, современный педагог дополнительного образования становится сознательным творцом педагогической деятельности и участником научного творчества в области педагогики, что способствует развитию творческой личности ребенка в современном обществе.
Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана чётко определил приоритеты в образовании: «Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования». Сегодня система повышения квалификации на основе лучшего отечественного и мирового опыта нацелена на непрерывное совершенствование педагогического мастерства педагогов, так как от их профессионализма зависит будущее нашей страны.


Литература:
1. «Казахстанская правда» №91-92, 06.04.2012 .
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011—2020 годы МОН РК, 2010.
3. Опарина Н. Формы театрализованного досуга детей и юношества// Воспитательная работа в школе №4, 2005. С.31 - 34
4. Руковишникова, Е.В. Антонова, Е.С., Апенова, С.В. Использование
психолого – педагогической диагностики для оценки творческого развития
детей // Дополнительное образование и воспитание. №2, 2006.С. 38-39.
5. Фомина Л.В. Профессионализм педагога как фактор, влияющий на развитие личности ребенка.// Педагогический калейдоскоп. Ярославль. № 3,1998.
Категория: Педагогика | Добавил: Valentina125
Просмотров: 998 | Загрузок: 83 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru