Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

консулльтация с элементами практикума
2014-01-31, 6:32 PM
Консультация с элементами практикума: «Чтобы сказка не стала скучной»

Даже самый «продвинутый» и суперсовременный ребенок замирает, слушая мудрую народную сказку. Не выпадает из жизни подобно тому, как это происходит при просмотре мультфильма или при игре в компьютер, а вникает, погружается. Дети инстинктивно чувствуют: сказки - необходимая им духовная пища. Задача родителей - утолить этот голод
Лучше всего слушают сказки трехлетки и дети постарше, чье сознание живет в образах и проходит в своем развитии тот же путь, что и человечество в давние эпохи. Сказки, услышанные в этом возрасте, дают ребенку необходимую духовную пищу, закладывая в его со-знание истины, воспитывая чувства любви и добра к окружающему миру.
Котик-бэтмен?
Кажется, все просто. Читаем сказки, и, пожалуйста, нравственный фундамент заложен! Но, к сожалению, задача гораздо сложнее. Знакомя кроху со сказками, надо учитывать ряд моментов, обойдя которые, вы утеряете то самое важное, что есть в этих чудо-историях. Начнем с того, что авторские истории - это совершенно другое. Сегодня мы говорим только об исконно народных. В отличие от маминых и бабушкиных, настоящие сказки многослойны, их смысл глубок. Ведь сказки - творчество бесчисленного множества поколений. Они отшлифованы временем и народной мудростью, умножающейся веками. Литературная сказка - нравственный опыт одного человека. Пусть даже очень талантливого. Конечно, совсем отказываться от авторской сказки не стоит, но попробуйте хотя бы разграничить чтение сказки народной в «литературной» обработке.
Итак, с чего начать? В первую очередь, нужно найти настоящие фольклорные сказки без искажений, привносимых издателями и редакторами. Так уж сложилось, что среди них много тех, кто стремится переделать сказки по-своему. Сознательно или случайно искажая народную мудрость, делая свои, иногда абсолютно противоположные сказочным, выводы. Упрощенное, взрослое осмысление сказок искажает и делает недоступным для ребенка их образный смысл. Поэтому пользуйтесь книжками без «обработки», например из сборников А. Н. Афанасьева, братьев Гримм. Подойдут классические интерпретации А. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Кстати, у Гриммов вы найдете и настоящую «Красную шапочку», и «Золушку».
Выбрали сказки? Хорошо. Главное помните, что чем раньше вы познакомите кроху с их удивительным миром, тем проще, адекватнее он впустит их в свое сердце. Потому что, пока сознание ребенка не захламлено ненужной, искаженной информацией, мышление маленького слушателя не деформировано. Более того, знакомство со сказкой может стать одним из самых надежных защитных барьеров от этого безудержного информационного потока, с которым ваше сокровище рано или поздно все равно столкнется вплотную.
Мне не страшен серый волк...
Очень часто противники сказок обвиняют их в ужасной реалистичности. Но зло, присутствующее в сказках, дело совсем иное. Мамы говорят, что им трудно прочитать ребенку о тех или иных жестоких действиях: отрубание пальца, выкалывание глаз, утопление и прочее - без чего обходится редкая сказка. Но все это жестоко на наш взрослый, прямолинейный взгляд. Ребенок же видит только образные картины. Он интуитивно понимает, что выкалывание глаз не происходит буквально, а выражает лишение духовного видения. Согласно психологическим исследованиям, детей подобные картины не пугают. Правда, речь идет опять же только о «неиспорченных» детях. Если ребенок многократно наблюдал сцены насилия по телевизору, то ему уже трудно воспринимать подобные вещи в сказках только на подсознательном уровне. Некоторые дети проявляют милосердие по отношению к отрицательным персонажам. Например, жалеют волка из «Красной шапочки». Здесь уж непреклонными должны оставаться мамы. Ведь зло непременно должно быть уничтожено. И если вам известно, что волк символизирует абсолютное зло, вы не пойдете на компромисс: волк должен умереть. Скажите ребенку, что плохое должно погибнуть, и он вас, поверьте, поймет.
И вообще, то что добро всегда побеждает зло - это очень важно. Сказка дает ребенку внутреннюю убежденность в этом. И тогда ему легче справляться с жизненными трудностями, легче делать правильный выбор в непростых ситуациях. Особенно это важно в период становления личности. Ведь и ваш малыш когда-нибудь будет решать для себя вопрос о наркотиках, насилии, вседозволенности. И тогда ваша теперешняя забота о хорошем чтении сыграет свою положительную роль. Возможно, потом жизнь внесет свои корректировки, но в подсознании, как известно, ничего не пропадает. Все в нас - родом из детства. Если ваш ребенок слишком чувствителен, и вы опасаетесь, что какие-то моменты в сказке могут произвести на него слишком сильное впечатление, предупредите его заранее: «Завтра я расскажу тебе что-то грустное». Не говорите «страшное», подберите подходящее по смыслу, но более мягкое слово.
Важно и то, как вы сами относитесь к содержанию сказки. Если мама сама прочувствовала, что сказка - это другой мир, то и расскажет она ее малышу соответственно. И помните, как бы ни переживали дети в процессе рассказа сказки, хороший конец развеет все их страхи. Чего, кстати, нельзя гарантировать при чтении авторских произведений. Типичный пример - замечательная «Русалочка». Ведь в настоящей авторской версии героиня в конце сказки гибнет.
Развиваем фантазию
Хотя все дети любят книжки с картинками, постарайтесь все же купить сказки без иллюстраций. Они мешают слушать сказки. Ведь художник предлагает им готовые решения. Но сказка - «ложь», а понять «намек» можно только отказавшись от буквального видения. Чтобы представить, как это бывает, поэкспериментируйте на себе. Попросите кого-нибудь прочитать вам вслух не самую известную сказку. Постарайтесь слушать вдумчиво и в процессе чтения на мгновение обратите внимание, что перед вашим мысленным взором возникают какие-то неуловимые образы - как будто, вы видите то, что происходит в сказке. Правда, эти картины тут же исчезнут, и вы не сможете воспроизвести их в памяти. У детей эти образы гораздо яснее и ярче. А вот слушая, например, «Колобка», вы, скорее всего, четко представите картинки из вашей книжки, а работа подсознания будет заблокирована. Убедить ребенка слушать книжку без картинок - несложно. Скажите, например, что это «ночная» книжка, и слушать ее надо лежа в постели. Тогда ваше сокровище не сможет заглядывать в иллюстрации. Со временем, ребенок привыкнет.
Сказка, в гости приходи! Как читать сказки? Во-первых, как мы уже договорились, нужно разграничить чтение сказок и другую литературу. Например, с помощью того же «ночного» чтения. Или придумать особенный ритуал: зажечь рядом с кроватью свечу или маленький светильник. А еще можно сочинить простые, но таинственные стишки и читать их, как волшебные слова перед началом. Например такие: «День чудесный позади, сказка, в гости приходи!» Во-вторых, помните, сказку нужно читать тихо, медленно, делая «мхатовские» паузы. Особенно эффектными они будут после прочтения абзаца. Так, попрактиковавшись, вы сможете даже кульминационные моменты подчеркивать только интонацией, а не ускорением темпа. И еще: обязательно читайте заключительную фразу сказки: «стали жить-поживать» и тому подобное. Это важно. Это подчеркивает «отдельность» сказки, а кроме того, прививает ребенку вкус к родному слову. Вообще, весь текст сказки - это хорошая русская речь, необходимый набор ключевых слов. В сказках - особый ритмический строй, что тоже развивает соответствующее чувство у ребенка. А если потрудиться читать сказку с хорошей дикцией, четко проговаривая все звуки, то... Вы сэкономите на визитах к логопеду! Конечно, в идеале сказки нужно рассказывать, а не читать. Уловив истинное значение происходящего в сказке действа, вы не исказите ее смысла, заменив некоторые слова оригинала своими собственными. Только не упускайте и не добавляйте ничего. Не изменяйте знаковых вещей. Например, процесс прядения (прядение символизирует мышление) не заменяйте шитьем (связано с колющим металлическим предметом). Сохраняйте последовательность происходящего. Сколько сказок малыш может услышать перед сном? Одну. И к тому же ту, которую он уже знает. Если ребенок хочет еще раз ее почитать или послушать, не препятствуйте, прочтите снова. Рассказанная сказка - каждый раз новое художественное произведение. Сказку можно и нужно читать крохе 4-5 раз. Тогда он сможет добраться до ее глубинного смысла. Никогда не говорите ребенку: «Мы это уже читали», - если он просит повтора. Это только кажется, что малыш готов слушать сказку до бесконечности. В определенный момент, добравшись до сути, он скажет вам стоп... А пока... пока почувствуйте себя великим артистом, ежедневно играющим гениальную пьесу. И еще: не объясняйте ребенку смысла сказочных иносказаний. Доверьтесь его интуитивному восприятию. Поверьте, дети все понимают правильно. Сказки неповторимы. Каждый может найти в них то, что близко и понятно именно ему. И это не простые приключения. «Сказка - ложь, да в ней намек!» Серый волк не даром глотает Красную Шапочку. Это своего рода предостережение. И детям, и нам - родителям. Ведь и сейчас наших детей ежедневно глотает «волк». Он подстерегает повсюду: на экране телевизора, на мониторе компьютера, на улице, в магазинах, на рекламных щитах, даже в книгах. И именно сказки - действенное средство борьбы с этим современным животным. Обязательно читайте детям старые сказки. Читайте с упоением!
Категория: Педагогика | Добавил: яркая
Просмотров: 859 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 11:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru