Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Методические рекомендации по повышению эффективности процесса обучения слесарному делу с использован
2014-03-27, 9:42 AM
Методические рекомендации по повышению эффективности процесса обучения слесарному делу с использованием технологий дифференцированного обучения

А.В. Литвиненко, мастер производственного обучения КГУ «Индустриально-технологический колледж» управления образования ВКО, г.Семей

Дифференциация в переводе с латинского означает - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. В основу дифференциации положена теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития находится между уровнем актуального развития, когда ребенок решает задачу самостоятельно, и уровнем потенциальной возможности, на котором ребенок успешно решает задачу только в сотрудничестве со взрослым.
Дифференцированное обучение - это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
Отсюда следует:
• дифференцированное обучение и не цель, а средство развития индивидуальности;
• проектирование (технологизация) его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
• только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.
Следовательно, исходный пункт в организации такого обучения - раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. Именно дифференцированные формы обучения создают благоприятные для этого условия.
Дифференциация - организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей группы учащихся. А под индивидуализацией понимают учет личностных особенностей каждого ученика. В первом случае берутся групповые, а во втором - индивидуальные особенности, и дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации, а цель его - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Однако дифференциация не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Уровневая дифференциация
Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. Деление детей по уровню развития негуманно.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Высвечивается социально-экономическое неравенство.
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
Повышается уровень
Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Понижается уровень
Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Повышается уровень мотивации учения в сильных группах. Понижается уровень мотивации учения в слабых группах.
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. Перекомплектование разрушает классные коллективы.

Но практика доказывает и то, что все эти отрицательные аспекты можно избежать, если хорошо знать теоретическую основу технологии и уметь правильно применять ее элементы для конкретного класса, для конкретного ученика (адаптировать для своей школы).
Необходимость гуманного отношения к растущему человеку, ответственность перед ним, тревога за судьбу каждого, которая во многом определяется знаниями, полученными в школьные годы приводит к пониманию: дифференцированный подход к ученикам просто необходим.
К методологическим принципам, лежащим в основе технологии уровневой дифференциации, ее разработчики относят:
• отказ от «селекции» школьников, их обучение в едином разнородном коллективе;
• формирование опоры, обеспечивающей всем учащимся независимо от их способностей, овладение базовой системой знаний, умений;
• выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки по типу «ученик должен» как основы дифференцированного обучения;
• введение повышенного уровня требований по типу «ученик хочет и может»;
• «ножницы» между уровнем обязательных требований и уровнем обучения, поскольку учебный процесс не должен быть ограничен обязательными требованиями и результатами обучения;
• явное, а не искусственно формальное признание права ребенка на выбор уровня усвоения материала и отчетности;
• соответствие содержания, контроля и оценивания знаний уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки, дополненной проверкой усвоения материала на более высоком уровне. Эффективным способом организации контроля в данном случае выступает зачетная система.
Цели дифференцированного обучения можно выделить с различных позиций:
• Психолого-педагогической – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;
• Дидактической (методической) - решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе;
• Социальной – целенаправленное воздействие обучения на формирование творческого интеллекта, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества.
Современный этап дифференциации можно представить схемой:



Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Поэтому в основе дифференциации лежат индивидуально - психологические особенности учащихся, отличающие одного человека от другого, подразумевающие способности, которые имеют отношения к успешности выполнения какой либо деятельности.

При дифференцированном подходе к обучению предлагается обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных особенностей, планируется введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной заполнено своеобразной "лестницей" деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне. Смысл уровневой дифференциации заключается в том, что, обучаясь в школе по единой программе в гетерогенном коллективе, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником необходимых требований к усвоению содержания преподаваемых дисциплин. На его основе формируется более высокое овладение учебным материалом. При этом учащиеся имеют возможность многократного изменения уровня усвоения изучаемого материала в течение учебного года». Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности. Дифференцированные программы (именно «программы», а не «задания») предусматривают два важнейших аспекта:
а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);
б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).
Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.
Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания и т.д. Поэтому в содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д.
Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе (а лучше сказать, по следующей за ней программе).
Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.
Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
Учитель понимает, что деление детей по уровню негуманно, но и нельзя навязывать ребёнку задания одного уровня сложности, выбор должен быть сделан им самим.
Ведь если нет таких методик, доступных рядовому учителю, по которым могли бы определять тип мышления каждого учащегося, а также его умственного развития, но каждому учителю доступно определение сложности учебного материала и уровня обучаемости школьников.
И поэтому, чтобы дать возможность детям развивать свой ум, индивидуальные склонности, учитель организовывает учебный процесс таким образом, чтобы обучение каждого было на уровне его возможностей и способностей, разделив при этом задания по степеням сложности, взяв за основу стандарт образования.
Таким образом, готовясь к уроку, я изучаю основное содержание темы и подбирая большой материал, выделяя необходимый для усвоения объем знаний и умений (ОРО) для всех учащихся, то, чтобы дать возможность продвинуться дальше и такие упражнения, чтобы ребенок мог творчески работать. Очевидна необходимость ясного понимания цели урока и количества познавательных задач, которые должны быть решены.
Учащиеся также ознакомлены с принципом дифференцированного обучения, они почувствовали, что работы им прибавилось: случайных оценок не будет, надо выполнить хотя бы минимум из основных требований к знаниям и умениям, чтобы получить "3", а это приводит к более серьезному отношению к учебе, а значит и к сознательной дисциплине.
Появилась необходимость использовать разнообразные виды деятельности на уроке, умело сочетать их в одно и то же время, так как необходимо планировать работу каждого, а не работать на массу. Отсюда необходимость применять многие формы работы, четко осуществлять контроль и самоконтроль за усвоением знаний, а также давать опережающие индивидуальные и групповые задания по новой теме, чтобы можно было включить результаты самостоятельной работы в изучение новой темы. Что позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, возрастает их способность к творческой деятельности, у учителя же появляется возможность проводить уроки исследовательского и проблемного характера.
Бывают уроки, когда учащиеся сами определяют и формулируют, а учителю остается только поставить "точку над и".
А также у учителя появляется возможность эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Предоставление учащимся возможности выбора, уже само по себе стимулирует возникновение интереса к предмету, способствует развитию индивидуальных склонностей. Такой подход позволяет активизировать учащихся на более углубленное изучение учебного материала и в этом смысле уровневая дифференциация отвечает задачам личностно ориентированного образования. Уровневая дифференциация несет в себе не только дидактическую, но и тесно связанные с ней воспитательную и развивающую функции. Их взаимосвязь позволяет в полной мере реализовать идею развития личности как субъекта образовательного процесса. Система работы по уровневой дифференциации способствует саморазвитию не только личности школьника, но и педагога.

На уроках производственного обучения элементы системы уровневой дифференциации можно использовать в ходе проведения практических работ и при проведении контрольных работ. Так, при изучении темы «Управление сверлильным станком. Сверление.», я составляю инструкционные карты рассчитанные на модель полного усвоения. Каждая карта состоит из обязательной части и дополнительной. После выполнения обязательной части предлагается дополнительная, но только по желанию ученика. При проведении контрольных работ использую разноуровневые задания: вариант А (слабый), вариант Б (средний), вариант В (сложный).

Инструкционная карта по теме: «Управление сверлильным станком. Сверление на станке и сверлильными машинами.»

Обязательная часть

Требования
Задания

1. Уметь настраивать для сверления сверлильный станок

2. Устанавливать в шпиндель сверлильного станка сверла с
помощью сверлильных патронов и переходных втулок

3. Уметь сверлить сквозные отверстия

4. Уметь сверлить ручными сверлильными машинами

1. Поднять (опустить) стол станка.



1. Установить сверло в сверлильный патрон.



2. Установить сверло в отверстие шпинделя станка.



3. Удалить сверло (или патрон со сверлом) из шпинделя станка. Удалить сверло из переходной втулки.



4. Установить заготовку на стол станка.



1. Настроить станок на частоту вращения и подачу.
2. Включить и выключить станок.

1. Просверлить отверстие насквозь при ручной подаче сверла.

Подготовиться к сверлению.
Просверлить отверстие до 8 мм сверлильной машиной легкого типа.



Дополнительная часть

Требования
Задания

1. Уметь сверлить по разметке и по кондуктору при механической подаче

2. Уметь проводить заточку и заправку сверл

1. Просверлить отверстие насквозь по разметке при
механической подаче.
2. Просверлить отверстие по кондуктору.



1. Заточить сверло.



2. Проверить правильность заточки и заправить режущие кромки.



Разноуровневый контроль по теме: «Управление сверлильным станком. Сверление на станке и сверлильными машинами.»

Вариант «А»
1. Как поднять и опустить стол сверлильного станка?
2. Для чего после поднятия или опускания стола его нужно закреплять?
3. Каковы способы установки и закрепления заготовки непосредственно на столе сверлильного станка?
4. Какие правила необходимо соблюдать при установке заготовки в машинных тисках?
5. Как включить и выключить сверлильный станок?
6. Почему при сверлении на сверлильном станке его нужно вначале пустить на холостом ходу, а затем подводить сверло к детали?
7. В какой последовательности сверлить по разметке сквозные отверстия в детали на сверлильном станке при механической подаче сверла?
8. Почему отверстие большего диаметра (10 мм и более) сверлят за два прохода?
9. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при сверлении на сверлильном станке?

Вариант «Б»

1. Как подобрать конусные переходные втулки по сверлу и отверстию шпинделя сверлильного станка?
2. Как установить сверлильный патрон или корпусную переходную втулку со сверлом в шпиндель сверлильного станка?
3. Каковы основные причины поломки сверл при сверлении?
4. Как установить на столе сверлильного станка деталь цилиндрической формы?
5. Как удалить сверло, конусную переходную втулку со сверлом или сверлильный патрон со сверлом из шпинделя сверлильного станка? Почему при этом сверло нужно поддерживать рукой?
6. Как настроить сверлильный станок на заданное число оборотов и заданную подачу?
7. Каковы причины «увода» в сторону при сверлении? Как избежать этого?
8. Почему сверло иногда скрипит при сверлении? Как этого избежать? Чем объяснить сильное разогревание стружки и сверла при сверлении?
9. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при сверлении отверстий сверлильной машиной:
а) электрической?
б) пневматической?

Вариант «В»
3. Как установить сверло с коническим хвостовиком в конусную переходную втулку?
4. Как проверить перпендикулярность сверла плоскости детали?
5. Каковы основные правила заточки спирального сверла?
6. Как влияет на качество сверления нарушение правильности заточки сверла:
а) режущие кромки разной длины?
б) угол заточки при вершине меньше (или больше)
нормального?
в) углы между режущими кромками и боковой
поверхностью сверла разные?
г) углы заострения режущих кромок разные?
5. Как проконтролировать глубину сверления на станке
глухого отверстия, применяя для этого:
а) глубиномер штангенциркуля?
б) измерительную линейку сверлильного станка?
в) упор станка?
г) отметка на шпиндельной втулке станка?
д) упорное кольцо, устанавливаемое на сверло?
6. Как просверлить на сверлильном станке отверстие в детали,
применяя, кондуктор?
7. Каковы причины задиров на поверхности просверленного отверстия?
8. Почему чугун сверлят без смазывающе-охлаждающей жидкости?
9. Как просверлить на сверлильном станке отверстие диаметром 6 мм в стальной детали при ручной подаче сверла? На какое примерно число оборотов при этом следует настроить станок?
10. Какие правила техники безопасности соблюдать при
заточке сверл?

Литература

1. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». 1998, №2.
2. Зимняя И.Н. «Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования». Журнал «Высшее образование сегодня». №5, 2003.
3. Журнал «Профессионал Казахстана». №4, 2011.
4. Журнал «Профессионал Казахстана». №11, 2012.
Категория: Педагогика | Добавил: Алек
Просмотров: 446 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 6:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru