Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Правовая игра «Есть права и у детей»
2014-10-26, 4:32 PM
Правовая игра
«Есть права и у детей»

Познавательная цель: ознакомить учащихся с правами и обязанностями учащихся; раскрыть значение понятий «конвенция» и «декларация», ознакомить с право-выми документами: Конвенция о правах ребенка ООН, Семейный кодекс РК, Всеобщая декларация прав человека;

Развивающая цель: развивать черты характера законо-
послушного гражданина; учить
оценивать поступки с правовой точки зрения;

Воспитательная цель: воспитывать уважение к себе и к пра- вам других людей, чувство ответст-венности перед обществом.

Оборудование: Конституция РК, Семейный кодекс
Конвенция о правах ребенка; клубок
ниток, набор цветных кружков,
«Свидетельства юного правоведа» по
числу участников, выставка рисунков учащихся на тему «Я имею право на..»


Ведущий (1): Ребята! Наш сегодняшний разговор мы посвящаем Все-мирному дню ребенка, который ежегодно отмечается 20 ноября.
Основными документами, защищающими права людей во всем мире, являются Всеобщая декларация прав человека, которая была принята в 1948 г. В нашей стране действует Конституция РК, утвержденная 30 ав-густа 1995г. Конституция – основной закон государства, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем нашего государства, основы правового статуса личности.
Права наших детей защищает Конвенция о правах ребенка ООН, ко-торую подписали 150 стран мира, в том числе и Казахстан, и закон «О правах ребенка в Республике Казахстан». Эти правовые документы должны знать все люди: и взрослые, и дети. В них затронуты права и свободы человека, которые государство обязано выполнять и защищать.
Прежде, чем мы продолжим наш разговор, проведем словарную ра-боту и постараемся выяснить значение таких понятий как «Конвен-ция» и «Декларация». (Уча-щиеся ищут значение понятий по толковому словарю.) - Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы?
( Ребята отвечают.)
Правильно, без законов не будет порядка в стране и во всем мире. Ес-ли вдруг каждый из нас будет делать все, что захочет, это может привести к большим бедам и катастрофам.
Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права.
Ребенок имеет право на имя.
«ИМЕНА»
Давайте познакомимся поближе, поиграв в игру «Имена». Каждый из вас должен встать со своего места в порядке очереди и сказать две фра-зы: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…» Например, «Меня зовут Альмира. Я люблю себя за то, что я прилежная и аккуратная».
( Ребята выполняют).
Спасибо всем! Молодцы! Вы прекрасно представили себя друг другу! Наверное, кое – что показалось вам непонятным. Например, что значит право на имя? Разве бывают дети без имени? А между тем есть страны, где детей называют просто «первый», «второй», «третий».
Ребята! Какие еще права имеют дети?
Ученик (1): Право на жизнь.
Ведущий (2): В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право жить». Но так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта, которое славилось своими непо-бедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом го-сударстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если, крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, боль-ным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, справедливо поступа-ли жители Спарты?
( Ребята отвечают).
Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.С.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но из него вырос человек, талантливый военачальник. Он много работал над собой, занимался физкультурой, обливался холодной водой. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.С.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. Ученик (2): При рождении ребенок имеет право на получение гра-жданства, на заботу и воспитание родителями.
Государство защищает ребенка от плохого обращения с ним ро-дителей или других лиц, несущих ответственность за заботу о нем.
Ведущий (1): Уважая семейные ценности, Президент страны учредил новый праздник – День семьи, который отмечается каждое второе вос-кресенье сентября. Это очень важно, поскольку самое важное в жизни человека – это семья. Именно в семье ребенок испытывает первые радо-сти, любовь родителей, делает первые шаги, получает первые навыки, опыт заботы о родных и близких, учится разумному потреблению материальных благ. Не случайно в отечественном Кодексе «О браке и семье» выделен отдельный раздел, в котором предусмотрены права и обязанности родителей по воспитанию и образованию, по защите прав и интересов ребенка. Ответственности родителей посвящена статья 50 Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан». В ней говорится, что ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, оставление их без надзора, жестокое обращение с детьми влекут за собой лишение родительских прав.
Ученик (1): Ребенок имеет право на образование. Государство по-могает ребенку пользоваться этим правом: вводит бесплатное начальное образование, поощряет среднее образование, доступное для каждого ребенка, обеспечивает доступ к информации и всему другому для получения образования.
Ведущий (2): В Казахстане последовательно проводится курс на раз-витие доступного и качественного образования. Запущенная по инициативе Президента РК программа «Болашак» позволяет талантливой, целеустремленной, трудолюбивой, творческой молодежи получать образование по лучшим мировым стандартам. За 20 лет реализации Международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» присуждено более 10 000 стипендий. Сегодня 6 015 выпускников успешно трудятся во всех сферах экономики нашей родины, а 2,5 тысячи учатся в настоящее время в 200 университетах 33 стран мира.
Ученик (2): Ребенок имеет право на отдых и на участие в куль-турной и творческой жизни.
Ученик (1): Ребенку не должна поручаться опасная, вредная и не-посильная работа.
Ученик (2): Все дети имеют равные права независимо от проис-хождения.
Ведущий (1): Экономическое благосостояние Казахстана позволяет жить в мире и согласии представителям более 140 этносов, проживаю-щих на территории страны, интересы которых отражаются в деятельности уникального конституционного органа – созданного по инициативе Президента Ассамблеи народов Казахстана, действия которой направлены на мир и согласие в стране.
Ученик (1): Все дети имеют право жить под мирным небом и не должны принимать участие в боевых действиях.
За два десятилетия независимого развития наша страна на междуна-родной арене завоевала устойчивое реноме миролюбивого государства, многовекторная внешняя политика которого направлена на развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми членами мирового сообщества, а беспрецедентные мирные инициативы вносят весомый вклад в обеспечение безопасности страны и мира на нашей планете. Страна за последние 2 года выступила в качестве принимающей стороны для различных дипломатических встреч на высшем уровне, включая международный саммит по вопросам ядерной программы Ирана, что свидетельствует о большом кредите доверия , высказанного Казахстану со стороны мирового сообщества. Огромным вкладом в развитие безъядерного мира была инициатива Президента об отказе Казахстана от ядерного оружия и закрытие ядерного полигона в Семипалатинске в 1991 году.
За всем этим – ежедневный и напряженный труд Правительства во главе с Президентом нашей страны.
Ученик (2): Дети имеют право на медицинскую помощь, пользо-вание наиболее современными услугами восстановления здоровья.
Ведущий (2): В Стратегии «Казахстан – 2050», говоря о здоровье на-ции как об основе нашего успешного будущего, Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что необходимо охватить всех детей в возрасте до 16 лет всем спектром медицинского обслуживания. В результате в стране открываются современные клиники, реабилитационные центры, в которых проводятся уникальные
операции по трансплантации костного мозга, пересадке почек, крохам, которым всего несколько дней от роду, делают операции на сердце, ис-правляют физические недостатки. Раньше такие операции делали только за рубежом. Сегодня детвора располагает возможностями реабилитационных технологий у себя на родине.
Ученик (1): Дети – инвалиды имеют право на особый уход и обра-зование.
Ведущий (1): Забота об инвалидах и людях с ограниченными возмож-ностями, члены многодетных семей, люди предпенсионного возраста являются сферой постоянного внимания Главы государства. В своем выступлении «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда » Президент заявил, что нужно создать такие условия, которые помогли бы этим гражданам обрести веру в себя, в свои возможности к полезному труду в обществе.
В 2008 году Казахстан подписал Конвенцию ООН о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней. Для детей – инвалидов функциони-руют 17 домов – интернатов, в, 29 дневных стационаров. В рамках про-граммы по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012 -2018 годы 96 тысяч людей с ограниченными возможностями получили технические вспомогательные средства: кресла – коляски, слуховые аппараты, гигиенические средства и т.п. Разрабатывается проект закона о создании рабочих мест и специальных услуг для такой категории граждан. Ведущий (2): Ребята, у вас есть то, чего были лишены дети в прошлом, - права. И это свидетельство заботы государства о вас, защите вашего детства.
Правила, которые придумали для себя взрослые люди, помогают жить по справедливости и совести, в мире и согласии. Права, которыми могут воспользоваться дети, делают их жизнь намного добрее, интереснее, увлекательнее.

Чтец: Как у всех других людей,
Есть права и у детей.
Мысли есть свои и взгляды,
Это взрослым помнить надо.
Ведущий (1): Права взрослого человека и ребенка надо не только знать, но и учиться ими пользоваться. Все мы понимаем, что из бесправного и запуганного ребенка может вырасти только бесправный и запуганный взрослый. Но не менее важно помнить, что кроме прав у человека есть и обязанности перед родными, соседями, незнакомыми людьми и государством. Права и обязанности неразрывно связаны между собой. Все мы должны с детских лет учиться уважать закон и выполнять его, если хотим жить в правовом государстве.
«Я имею право »
Ведущий (2): Сейчас мы предлагаем вам поиграть в ситуационную игру «Я имею право», где каждому из вас предстоит обыграть несколько сценок и определить, кто в них прав – взрослые или дети.
(Ребята распределяются по ролям).
Сценка 1
На сцене Мама и Сын.
МАМА: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудешь!
СЫН: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Ведущий (1): Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь прав?
(Мама, потому что ее сын нарушает право соседей на
отдых в тишине. Он не уважает прав других людей.)

(Ребята отвечают.)
Сценка 2
На сцене Учитель и Оля.
Учитель: Оля, ты сегодня дежурная. Сотри, пожалуйста, с доски и полей цветы.
Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о пра-вах ребенка запрещено заставлять детей выполнять непосильную работу!
Ведущий (2): Объясните, пожалуйста, права ли Оля. (Нет, кроме прав у Оли есть и обязанности дежурного, как у всех детей класса. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе.)

Сценка 3
На сцене Мама и Сын.
МАМА: Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не
сходил?
СЫН: Потому что Организация Объединенных наций запрещает
использовать труд детей!
Ведущий(1): Вот такой борец за права ребенка! Может быть он прав?
(Нет, сын не прав! Обязанности вынести мусор и купить хлеб
Он выполняет не только для членов семьи, но и для себя. Это
не принудительный труд, а помощь по хозяйству, так как
мама тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее
право и помогать ей.)
(Ребята отвечают.)
Сценка 4
На сцене Учитель и Арман.
Учитель: Арман, ты опять разрисовал парту в кабинете математики!
Арман: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым
делом – рисованием!
Ведущий (2): Кто разъяснит ученику Арману его права и обязанности?
(Рисовать нужно не на парте, а на доске или в альбоме.
Одноклассники имеют право сидеть за чистой партой.
Арман должен уважать права других учеников. Кроме того,
Он должен бережно относиться к государственному
имуществу.)
(Ребята отвечают.)
Молодцы, ребята, что проявили себя артистами и знатоками своих прав!
«Сказка – ложь?»
Ведущий (1): А теперь мы предлагаем вам вспомнить сказки, которые вы читали в раннем детстве. В то время вы, возможно, и не задумыва-лись, что даже в сказках наши любимые герои сталкиваются с законом и беззаконием. К сожалению, в них есть много примеров нарушения прав.
Книги лежат у вас на столах. Ваша задача – внимательно выслушать вопрос и найти данное произведение, разъяснив
ваш ответ.

(Ведущие зачитывают вопросы, ребята среди представленных книг на-ходят нужную и отвечают.)
Вопросы:
1.В каких сказках герои могут пожаловаться на нарушение их права на неприкосновенность жилища? («Лиса и заяц», «Три поросенка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина).
2.Герои каких сказок воспользовались правом на свободное передвиже-ние? («Волшебник Изумрудного города» А.М.Волкова», «Дюймовочка», «Лягушка - путешественница» В.М.Гаршина).
3. В каких сказках нарушены права на свободу и герои оказались в пле-ну? («Снежная королева» Х.К.Андерсена, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
4. Герои каких сказок постоянно пользовались правом на свободу мыс-ли, слова, а также на выражение своих мнений и убеждений? («Кот в са-погах», «Приключения барона Мюнхгаузена» Э.Распе, «Белоснежка и семь гномов»).
5. У героинь каких сказок нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро, «Двенадцать ме-сяцев» С.Я.Маршака, «Морозко»).
6. В каких сказках герои подвержены нарушению права на жизнь и жес-токому обращению? («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстого, «Красная шапочка » Ш.Перро, «Волк и семеро козлят»).
7. Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? ( Людмила из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», Марья Моревна – персонаж русских народных сказок, царевна из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
(Ребята отвечают).
Ведущий (2): Отлично! Вы прекрасно знаете сказки, мы ни капельки
не сомневались в вашей компетентности!
Ведущий (1): А теперь проведем правовой тренинг. Вас ждет пример из нашей жизни и следующая история, связанная с нарушением закона вашими сверстниками.
Представьте себе, что мы все находимся в зрительном зале нового кинотеатра. Гаснет свет, и на экране происходит следующее действие. Арман и Дамир после уроков зашли в магазин, до закрытия которого оставалось несколько минут. Один из приятелей увидел диск с любимым боевиком в самом дальнем углу отдела. Денег у ребят не было. Арман предложил украсть диск. Магазин закрывается, и продавцам явно не до них. Ребята незаметно взяли диск и непринужденно направились к выходу. Но здесь их неожиданно остановили.
Ведущий (2): Итак, мальчики были задержаны. Ответьте, пожалуйста , на следующий вопрос: что должны сделать с мальчиками, выбрав и подняв кружок того цвета, который соответствует вашему ответу.
Красный – наказать мальчиков;
желтый - наказать родителей;
зеленый – никого не наказывать;
синий – наказать мальчиков и их родителей.
(Ребята отвечают.)
Из этого примера видно, что детьми нарушен закон – они совершили кражу, за что, понятно, должны понести наказание. Помните, пожалуй-ста, что выполнение закона обязательно для всех и за его нарушение последует наказание.
Минутка релаксации «Вверх по радуге».
Ведущий (1): Чтобы вы могли немного отдохнуть и расслабиться, мы предлагаем провести небольшую психологическую разминку, во время которой мы с вами выполним упражнение «Вверх по радуге». Я прошу всех вас встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вздохом вы медленно взбираетесь по радуге, а затем, выдыхая, съезжаете с нее, как с горки.
(Ребята выполняют упражнение 3 раза).
(Ребята высказывают свое мнение.)
Ведущий (2): И в заключение давайте попробуем повторить это упражнение с открытыми глазами. Какие сейчас впечатления? (Ребята выполняют упражнение, а затем высказывают свое мнение).
Всем спасибо! Присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее, мы продолжаем наш тренинг.
Ведущий (1): С правовыми вопросами в жизни мы сталкиваемся гораз-до чаще, чем нам это кажется. Ошибочным является мнение, что область применения права ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Многие из вас, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки тоже часто имеют правовую оценку.
«Клубок»
Ведущий (2): Давайте поиграем в игру «Клубок», чтобы научиться оце-нивать свои поступки и поступки людей с правовой точки зрения.
У меня в руках вы видите клубок ниток. (Показывает клубок ниток.) Представьте себе, что жизнь любого человека – вот эта нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Давайте сейчас обсудим вопросы на тему «Проступок или правонарушение».
Проступком, как правило, называют менее вредные поступки, но тоже наказуемые. Они сформулированы в Кодексе об административных на-рушениях. А правонарушение является уже нарушением закона (преступлением), за которое человек несет юридическую ответ ственность. Их перечень указан в Уголовном кодексе РК.
Я описываю случай и передаю своему соседу конец нити из клубка, а он, немного подумав, отвечает. Если он считает, что речь идет о право-нарушении, то завязывает узелок на нити. (Показывает.) Если же дума-ет, что это проступок, то передает клубок дальше, соседу. И так мы про-должаем до конца, пока эта нить не вернется ко мне. Если вы затрудняетесь ответить на вопрос, можете попросить помощи у соседа, сидящего справа или слева.
Задание
• Андрей солгал матери. (Проступок).
• Браконьер выловил трех осетров. (Правонарушение).
• Ученик разбил стекло. (Проступок).
• Асет разорил муравейник. (Правонарушение).
• Владимир положил в карман финский нож. (Проступок).
• Пассажир автобуса не оплатил проезд. (Проступок).
• Студенты училища угнали машину. (Правонарушение).
• Юноша сознательно купил ворованную вещь. (Правонарушение).
• Виктор ударил соклассника. (Проступок).
• Девушка украла чужого ребенка. (Правонарушение).
• Мальчик мучил котенка. (Проступок).
• Друзья бросали камни в проходящие поезда. (Правонарушение).
• Сотрудник прогулял рабочий день. (Правонарушение).
• Террорист пытался угнать самолет. (Правонарушение).
• Хозяин выгнал собаку на улицу. (Проступок).
• Прохожий не помог тонувшему человеку. (Правонарушение).
• Ученик оскорбил учителя. (Проступок).
(Ребята выполняют)
Молодцы, ребята, что справились с этим сложным на первый взгляд заданием. Желаем, чтобы ваша жизнь была прямой и длинной, без извилин, узелков и заворотов.
«Поступаем законно»
Ведущий (1): Помните, ребята, что выполнение вами прав и обязанно-стей затрагивает интересы всех людей в обществе. Они бывают связаны со всеми сторонами повседневной жизни, хотя мы об этом порой даже и не задумываемся.
Интересно, знаете ли вы свои права при посещении общественных мест, таких как библиотека или магазин, школа или транспорт?
(Каждый из учеников получает карточку с вопросом, на который он должен дать письменный ответ.)
Варианты вопросов
Как должен поступать человек, чтобы закон не стал его врагом?
• На улице;
• в школе;
• в магазине;
• в транспорте;
• в библиотеке.
(Ведущие зачитывают самые интересные ответы учащихся.)
Ведущий (2): Наше занятие подошло к концу.
 С какими важными правовыми документами вы познакомились сегодня?
 О чем говорится в этих документах? Что они защищают?
 Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребенка?
 Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Вот вы и познакомились, какими правами вы обладаете. Но не за-будьте о том, что, кроме прав, каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором он живет.
Ведущий (1): У нас есть желания, об исполнении которых мы мечтаем. Давайте сейчас каждый из нас скажет вслух свое желание, продолжив фразу «Я хочу иметь право …»
(Все встают в круг. Ведущие начинают, ребята продолжают.)
Пусть все ваши желания обязательно сбудутся! И каждый день будет праздником! Мы благодарим вас за участие в правовой игре и вручаем вам «Свидетельства юного правоведа» и подарки – книги, которые по-могут вам лучше понять и защитить свои права.

Используемая литература
1. Конституция РК.
2. Семейный кодекс РК.
3. Закон о правах ребенка в РК.
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Всеобщая декларация прав человека.
6. Подборка газет «Казахстанская правда» за 2013г.
Категория: Педагогика | Добавил: Irina_Ivanovna
Просмотров: 449 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 10:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru