Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога»
2015-01-10, 5:01 PM
Доклад
«Самообразование – одна из форм повышения профессионального
мастерства педагога»
Учитель: Науменко Е.Г.

Всякое настоящее образование
добывается только путем
самообразования.
Н.А. Рубакин
Педагог XXI века … Личность, стремящаяся к творческому росту,
к самосовершенствованию. Профессионал, прекрасно знающий свой предмет, педагогику и психологию, обладающий инновационным типом мышления.
Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя.
Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности.
Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование педагогического профессионализма оказывает научно-методическая деятельность.
Эта деятельность предполагает:
• постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
• изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм занятий;
• ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка;
• изучение нормативных документов в образовании;
• изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания обучающихся;
• изучение передового опыта работы;
• изучение и введение компьютерных технологий.
Задачей методической службы нашей школы является организация непрерывного педагогического образования, которое представляет собой процесс постоянного развития способностей и потребностей педагога на протяжении всей его деятельности. При этом, задача заключается не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился делать это сам, то есть овладел общей культурой интеллектуальной деятельности.
Значит, главным источником профессионального роста педагога является самообразование.
С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию:
«Приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
А.Я.Айзенберг отмечает, что это систематическая и целенаправленная познавательная деятельность личности, обусловленная общественными и личностными потребностями.
Б.Ф. Райский пишет, о том, что данная деятельность осуществляется по инициативе самой личности.
М.Г.Кузьмина отмечает, что в самообразовании цели, содержание, условия и средства определяет сам субъект.
Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Самообразование педагога эффективно тогда, когда оно становится его внутренней потребностью, стремлением к самореализации в профессии, когда оно становится постоянной и личностно-значимой частью работы.
«Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает (он) от других людей или книг», - говорил известный русский писатель Н.Д. Рубакин. С этими словами перекликаются высказывания немецкого педагога и мыслителя А.Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает:
1. Научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
2. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
3. Участие в педсоветах, методических объединениях (заседаниях отделов), городских семинарах методических центров и объединений, конкурсах;
4. Посещение занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
5. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
У каждого педагога должно быть в наличии методическая копилка, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, анализы посещенных занятий и мероприятий; учебно-методический комплекс к программе: конспекты занятий, внеклассные мероприятия, дидактические и методические разработки к программе и др.
Все эти задачи решаются не за один год, а являются основными направлениями методической работы на протяжении ряда лет.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию, имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
Виды деятельности в процессе самообразования:
• - систематический просмотр определенных телепередач;
• - чтение педагогических периодических изданий;
• - чтение методической, педагогической и предметной литературы;
• - обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
• - решение тестов, упражнений, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
• - посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
• - дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
• - изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
• - систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
• - организация внеклассной деятельности по предмету;
• - изучение информационно-компьютерных технологий;
• - посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
• - общение с коллегами в школе, регионе, городе и в Интернете;
• - ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над совершенствованием профессиональной культуры. Учитель должен иметь ясное представление об организации педагогического труда, о психолого-педагогической культуре, о том, что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности и как его совершенствовать.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
• По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования.
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Система самообразования позволяет педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, помогает адаптироваться в меняющейся образовательной среде, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации учителя.
Таким образом, самообразование – это одна из эффективных форм повышения квалификации педагога, которое даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Категория: Педагогика | Добавил: LelkaNau
Просмотров: 2292 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru