Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
2011-02-20, 3:37 PM
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
( из опыта работы)

Петелина И.Н.
преподаватель географии
ГККП «Житикаринский политехнический колледж»

Убеждена, что современному человеку, живущему в период активных миграций населения, в том числе трудовых, развития международного экономического сотрудничества и международного туризма, географические знания необходимы.
В настоящее время возросла роль географии в воспитании гуманизма, в развитии нравственного сознания молодёжи, в её ориентации на приоритет общечеловеческих ценностей. В условиях, когда мир становится всё более взаимосвязанным и взаимозависимым, перед географией встают задачи изучения нашей планеты во всех её быстро меняющихся аспектах и территориальном многообразии.
Поэтому одна из целей, которые я ставлю перед собой, преподавая курс экономической и социальной географии мира в группах политехнического колледжа и лицея – формирование у учащихся интереса к географическим знаниям вообще и к предмету в частности. Наличие интереса - важное условие формирования хороших и прочных знаний и залог продолжения познания в будущем. Именно учитель часто становится для учащихся тем человеком, который пробуждает появление интереса к какой-либо области знаний (при условии, конечно, что учитель сам хорошо знает и любит то, чему учит и сам постоянно учится , умеет увязать теорию предмета с современной практической жизнью).
Мотив интереса – один из основных мотивов учения. Своеобразными «ключами к двери познавательного интереса» можно назвать стимулы новизны содержания, занимательности и эмоциональности содержания. Уже с первого урока привожу примеры интересных фактов, событий в мире, объясняю перевод некоторых географических названий и терминов. Так как учащиеся сейчас в большинстве своём читают мало, а телевизионные передачи смотрят всё больше развлекательные, а не познавательные, то у подавляющего большинства это неизменно вызывает удивление и любопытство и как следствие – заинтересованность. Начало положено. Далее нужно этот интерес развить и закрепить.
Преподавание предмета общеобразовательного цикла, каким является география, в колледже и лицее имеет ряд особенностей по сравнению со школой. Это и меньшее количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета, и приоритетность предметов профессионального цикла, а также то, что учащиеся приходят после 9 класса из разных школ с разным уровнем преподавания и соответственно знаний. Мой опыт показывает, что учащиеся из большинства школ нашего города и района, приходящие в колледж и лицей, не отличаются хорошим знанием географии, особенно экономической, за курс 9 класса. В большинстве своём недостаточно хорошо знают географическую номенклатуру за курс 6 и 7 класса и плохо ориентируются по карте. Не умеют работать с тематическими картами, читать и анализировать картографическую информацию. Всё это несомненно снижает интерес учащихся к предмету, затрудняет изучение большинства тем курса. Поэтому свою работу я планирую, учитывая эти обстоятельства. Содержание обуче-
ния строится на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок. Но учебный материал одновременно должен быть и в оптимальной мере сложным, трудным для учащихся, иначе
снижается их интерес к учению.
Психологи отмечают, что человек обычно максимально усваивает 10% того, что он слышит, 50% того, что видит и 90% того, что делает сам. Основной путь повышения эффективности урока обусловлен такой его организацией, при
которой учащиеся активно работают. На уроке географии это в том числе и работа с картой. На моих уроках учащимся разрешается пользоваться картами всегда, даже на контрольных работах (об этом сообщаю сразу на первом уроке). Но чтобы воспользоваться картой, её надо знать и уметь работать с картографическим материалом. Формированию таких знаний и умений уделяю внимание на каждом уроке.
При изучении тем «Политическая карта мира» и « Типология стран современного мира»
учащиеся знакомятся с политической картой мира, с различными типами стран по географическому положению, величине территории, численности населения, форме государственного правления, административно - территориальному устройству, уровню социально-экономического развития. Объяснение нового материала сопровождаю обязательным показом называемых стран на карте, а учащиеся находят их на политической карте в атласе ( на каждой парте обязательно есть хотя бы один атлас). Затем прошу учащихся пролистать остальные карты атласа и убедиться, что на всех других тематических картах атласа границы стран обозначены, но названия стран не указаны, то есть работать с этими картами можно лишь при условии хорошего знания политической карты мира. И сообщаю, что в течении месяца, наряду с изучением теоретического материала по темам, каждый должен выучить положение стран на карте мира и сдать 4 зачёта – по странам Европы, Азии, Америки и Африки. На это выделяю по 15-20 минут на уроках.
Случается, что на первом зачёте бывают «тройки» и даже «двойки». Но потом,
видя как хорошо ориентируются по карте их товарищи, многие стараются пересдать зачёт. Тем более, что находясь в классе невозможно не запомнить больше стран. Слушая ответы у доски, видя как справа и слева от них все вполголоса работают - принимают, сдают,
консультируют, они невольно «заражаются» общей атмосферой и настроем большинства.
Тем более замечено, что отличное знание карты воспринимается во всех группах очень
уважительно, а мнение большинства имеет большое значение в молодёжной среде. Иногда,
впрочем, попадаются такие учащиеся, которые категорично заявляют, что они «никогда по карте не работали», «страны не запоминаются» и «такой зачёт сдать не смогут никогда».
Тогда я прошу кого-нибудь из ребят, сдавших зачёт, подготовить их. Или
объявляю, что тому, кто сможет их подготовить «удовлетворительно», я поставлю «отлично». Желающие обычно всегда находятся. В общем, если и бывают небольшие накладки, то только вначале, а потом всё проходит быстро и организованно.
Когда сданы все четыре зачёта, начинаю принимать общий зачёт - сдают 1-2 учащихся на каждом уроке. Но это уже больше для повторения и закрепления, так как главное достигнуто-преобладающее большинство учащихся хорошо знают политическую карту. Знают уже определённый объём теоретического материала, много интересных фактов ( и я продолжаю на каждом уроке сообщать что-нибудь интересное, увязывая с изучаемым материалом ). И неизменно наступает такой момент, когда многие сами начинают смотреть новости по телевизору. И уже ученики меня начинают спрашивать : «А вы видели (слышали, смотрели)?».
На этом этапе уже возникает интерес к предмету, благоприятная и доброжелательная
атмосфера сотрудничества на уроке, что очень важно.
Я всегда стараюсь поощрять успехи учащихся не только хорошей оценкой, но и одобрением, не скуплюсь на слова «молодец», «умница», «прекрасный ответ» .
Подключаю и элемент соревнования – кто лучше знает карту, кто быстрее всех ориентируется в картах атласа, кто озвучил самое значимое международное событие недели и т.п. В некоторых группах лучшим – аплодируем. И для ребят порой признание сверстников более значимо, чем оценка в журнал.
Чтобы сформировать устойчивый интерес к предмету и прочные знания изучаемого материала, использую разнообразные формы, приёмы и методы работы на уроках.
Особенно результативными являются те, которые требуют активизации мыслительной деятельности учащихся, т.е. предполагают работу разных отделов мозга и соответственно
образуют прочные связи в клетках нервной системы, способствуют формированию умений
и навыков. К таким можно отнести выполнение практических и самостоятельных работ,
составление опорных конспектов, составление тестов и кроссвордов по изученному материалу, выполнение опережающих заданий, подготовку сообщений на заданную тему,
постановку и решение проблемных вопросов, проведение уроков-диалогов, диспутов,
конференций и семинарских занятий. Практикую также проведение своеобразных географических разминок. Они не занимают много времени на уроке и способствуют повторению фактического материала и географической номенклатуры. Проводить их
можно по-разному. Иногда я раздаю учащимся на каждую парту листы с заданиями
такого, например, содержания :
1. Название государства, расположенного на острове к юго-востоку от Индии.
2. Название государства, расположенного на крайнем северо-востоке Африки.
3. Самое многонациональное государство мира.
4. Самое многонаселённое государство мира.
5. Страна, занимающая 5 место в мире по площади и численности населения.
6. Какую страну называют «держава № 1»?
7. В какой стране демографическая политика проходит под лозунгом «1семья-1 ребёнок»?

За 3-5 минут учащиеся должны записать только односложные ответы на 7-10 вопросов.
Когда учащиеся уже владеют определённым объёмом теоретических знаний, лучше знают
географическую номенклатуру, можно читать задания вслух, а учащиеся должны отвечать с места устно. Оценку получает тот, кто больше даст первым правильных ответов. Затраты
времени – минимальные, а правильные ответы ещё раз услышат все.
С интересом учащиеся выполняют практические задания по тематическим картам,
требующие сравнения и анализа, например:

1. В каких странах Азии самая высокая плотность населения?
2. Какие европейские страны выделяются самым высоким уровнем урбанизации?
3. В каких странах мира самая высокая смертность?
4. В каких странах Африки самая низкая рождаемость?

При работе с учебником использую такой приём – записываю на доске вопросы, на которые нужно найти ответы в указанном тексте и записать в тетрадь.

При всей кажущейся простоте такого задания, оно развивает навыки работы
с текстовым материалом, умения выбрать главное и сформулировать ответ на вопрос.
И когда учащиеся сами находят ответы, формулируют и записывают их, они запоминают
эту информацию лучше, чем если бы просто услышали или только прочли в учебнике.
Кроме того - есть возможность оценить ответы учащихся.
В разумных пределах смена заданий, методов, видов деятельности на уроке снижает утомляемость учащихся, даёт возможность многим учащимся проявить себя, получить оценку или даже две за урок, поддерживает интерес и внимание учащихся в течение урока.
Особое место при изучении географии занимают практические работы с картами и
справочными таблицами. Провожу их в системе. Начинаю с простых под моим контролем,
с использованием репродуктивного метода (по образцу, по инструктивным карточкам).
Затем всё более сложные, с элементами анализа информации. Степень сложности зависит от уровня подготовленности группы и цели проводимой работы. Первые практические задания учащиеся выполняют при изучении тем «Типы стран» и « Природные ресурсы мира». Они учатся определять по карте и оценивать географическое положение отдельных стран, обеспеченность теми или иными природными ресурсами стран и регионов мира.
При изучении темы «Население мира» учащиеся определяют по картам в отдельных странах рождаемость, смертность, естественный прирост, плотность и размещение населения, долю и уровень урбанизации, крупнейшие агломерации, этнический, религиозный и половой состав населения, а затем самостоятельно составляют характеристику населения выбранной или предложенной страны по плану.
При изучении темы «Мировое хозяйство» учащиеся также работают на уроках с картами отдельных отраслей промышленности, картами сельского хозяйства и транспорта мира.
Определяют металлургические, машиностроительные, химические центры мира, развитые
и депрессивные районы, промышленную и сельскохозяйственную специализацию отдельных стран, обеспеченность транспортом, крупнейшие транспортные узлы и морские порты. А затем составляют характеристику хозяйства одной страны по плану.
И, наконец, при изучении регионального раздела выполняется итоговая практическая работа «Характеристика страны по плану» с использованием всех карт атласа. Эта работа
позволяет выявить уровень формирования у учащихся умений и навыков работы с
картами и справочными таблицами, умения анализировать, обобщать, формулировать
полученную информацию, делать выводы. Лучшие работы потом зачитываются. Это ещё
раз убеждает учащихся, что карты - источник разнообразной информации.
В некоторых группах на завершающей стадии изучения предмета практикую творческие задания под названием «Приглашение к путешествию». Задача – найти
интересную, с точки зрения потенциального туриста, информацию о стране, её особенностях, достопримечательностях, культуре, обычаях и традициях населения. Так как сейчас учащиеся зачастую просто «скачивают» информацию с сайтов Интернета, даже не читая, обязательное условие – защита своего туристического проспекта в течение 10 минут, в краткой, интересной форме, можно с видеоматериалами. Задание даётся за месяц. Учащиеся могут объединяться в группы по 2-3 человека.
Достигается сразу несколько целей: в процессе подготовки учащиеся учатся находить дополнительные источники информации, работать с ними, отбирать главное, узнают
немало нового и интересного, учатся рассказывать, слушать, оценивать. Ну и я сама узнаю новое, так как у учащихся зачастую более широкий доступ к современным электронным источникам информации, чем это могут себе позволить преподаватели.
На последнем уроке часто провожу анкетирование, прошу ребят ответить на вопросы: 1. Изменилось ли ваше отношение к географии?
2. Что вам понравилось на уроках географии, а что нет?
3. Какая тема вызвала наибольший интерес?
4. Что нового вы узнали и чему научились?
5. Как сами оценивают свои знания по предмету?
6. Как вы считаете - пригодятся ли вам полученные знания и умения?

Ответы учащихся свидетельствуют о том, что многие открыли для себя по-новому знакомый со школы предмет, узнали много нового и интересного. Все почти уверены, что знания географии пригодятся им в дальнейшей жизни. Многие пишут, что в будущем хотели бы побывать в других странах туристами и понимают, что предварительно надо больше узнать о стране, в которую собираешься поехать, чтобы поездка прошла интересно и чтобы не попасть в неприятную ситуацию в чужой стране. Многие пишут, что стали интересоваться международными новостями и смотреть по телевизору передачи с географической тематикой и даже объясняют иногда что-то родителям.

Категория: Педагогика | Добавил: марго
Просмотров: 2574 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 11:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru