Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура

«Легкая атлетика»
[ Скачать с сервера (82.0 Kb) · Скриншот ] 2021-03-26, 1:25 PM
ВВЕДЕНИЕ
Легкая атлетика — одно из основных средств в системе физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ. В содержание этого практического раздела входят ходьба, бег, прыжки, метания. Овладение навыками выполнения этих видов легкой атлетики имеет важное прикладное значение.
Занятия легкой атлетикой развивают быстроту, выносливость, волевые качества, способствуют росту и формированию организма, всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья в подростковом и юношеском возрасте. Оздоровительная ценность легко-атлетических упражнений во многом определяется тем, что большая часть занятий проводится на открытом воздухе.
Преподавание легкой атлетики в учебных заведениях должно обеспечить овладение учащимися техникой выполнения основных видов этого раздела общей физической подготовки.
При построении и проведении занятий по легкой атлетике следует учитывать возрастные особенности учащихся. Необходимо помнить, что чрезмерные и длительные напряжения, сильные толчки с жестким приземлением, поднятие и бросание тяжелых снарядов иногда ведут к искривлению позвоночника и могут помешать нормальному развитию растущего организма. Поэтому надо правильно подбирать и умело дозировать легкоатлетические упражнения.

ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ
Данная работа поможет преподавателям физического воспитания учебных заведений и далее повышать качество учебно-тренировочной работы, добиваться массовости проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, вооружать учащихся необходимыми знаниями о пользе систематических занятий физическими упражнениями, учить подростков самостоятельно заниматься физкультурой и спортом, прививать им любовь к таким занятиям. Имеющийся положительный опыт организации самостоятельных занятий, опыт внедрения системы домашних заданий должен настойчиво внедряться в практику работы средних специальных учебных заведений.
Широкие возможности для решения этих задач представляет учебный материал по легкой атлетике.
Легкоатлетическим упражнениям в связи с их особой ценностью для гармонического и всестороннего развития растущего организма уделяется повышенное внимание в программах физического воспитания всех групп населения, в том числе и учащихся общеобразовательных учебных заведений.

В практике обучения легкой атлетике методы обучения обычно применяются в комплексе, так как каждый отдельно взятый метод не может обеспечить быстрого и эффективного обучения. Например, преподаватель может при объяснении одновременно показывать то или иное движение и направлять действия учащегося словесно, одновременно оказывая ему физическую помощь. В начале обучения легкоатлетическим упражнениям следует кратко объяснить лишь то, что необходимо в данный момент. По мере овладения техникой объяснения могут быть более глубокими и детальными.
Техника выполнения прыжков в длину с разбега.
Прыжок в длину с разбега состоит из четырех взаимосвязанных фаз: разбега, отталкивания, полета и приземления.
Разбег. Длина разбега во многом зависит от способности прыгуна развивать предельную скорость бега.
Начинается разбег с места или с подхода шагом к контрольной отметке. Во время разбега туловище прыгуна наклонено вперед, по мере возрастания скорости разбега наклон уменьшается и к моменту отталкивания тело спортсмена принимает положение, близкое к вертикальному.
Толчковая нога, почти выпрямленная, ставится на брусок быстрым движением сверху-вниз и как бы немного «под себя» (по-иному говоря, «загребающим» движением), чему способствует укороченный последний шаг. Это не только позволяет увеличить скорость отталкивания, но и устраняет стопорящую постановку толчковой ноги на брусок.
Отталкивание выполняется в момент прохождения о. ц. т. тела над точкой опоры. Маховая нога, согнутая в колене, проходит линию опорной ноги; с этого момента ее колено поднимается вверх-вперед и одновременно с этим заканчивается полное выпрямление толчковой ноги. Отталкивание происходит за счет быстрого выпрямления всех суставов толчковой ноги и мощного выбрасывания тела вверх-вперед.
Скорость отталкивания во многом зависит от быстроты поднимания колена маховой ноги и одновременного с ним взмаха руками: рука, одноименная толчковой ноге, делает взмах в сторону и назад, а другая — энергичный взмах вперед-вверх. К моменту окончания отталкивания голова, плечи и туловище поднимаются и руки вытягиваются вверх.
Полет. Траектория общего центра тяжести тела задается скоростью разбега и силой отталкивания, и никакие движения в момент полета не могут повлиять на эту траекторию.
Приземление. Во всех способах прыжков в длину приземление выполняется одинаково, если не считать подготовительных движений к приземлению. В последней стадии полета ноги одновременно поднимаются коленями к груди до горизонтального положения бедер, а пятки — до уровня таза или чуть выше. Туловище прыгуна незначительно наклоняется вперед — излишний наклон затрудняет активное поднимание ног и их выпрямление. Немало прыгунов, приземляясь «в группировке», не достигают своих лучших результатов именно из-за этой распространенной ошибки.
Пытаясь удлинить полет и отдалить место касания ногами песка в яме, прыгун в последний момент выпрямляет ноги в коленных суставах и несколько поднимает голени. С момента касания песка ногами задача прыгуна сводится к предотвращению падения назад. Для этого руки быстрым движением опускаются вниз и рывком отводятся назад, после чего выносятся вперед.
Техника метания гранаты.
Держание гранаты. Гранату рекомендуется держать за нижнюю половину ручки так, чтобы согнутый мизинец снизу подпирал ее основание, но не участвовал в захвате. Такое держание
позволяет увеличить плечо рычага при метании и создает лучшие условия для далекого броска.

Бросок гранаты с места. При броске правой рукой метатель ставит левую ногу вплотную к планке, ограничивающей дорожку разбега, правая нога ставится сзади на величину большого шага. Гранату держат перед собой на уровне головы. Отведение гранаты начинается движением вниз-назад-вправо, в ту же сторону поворачивается и наклоняется туловище, правая нога сгибается. Задача замаха — отвести гранату как можно дальше назад, т. е. удлинить последующий путь приложения к ней силы во время броска.
Важное значение имеет своевременный выпуск гранаты из руки, от этого во многом зависит угол ее вылета. При метании гранаты оптимальным является угол броска 40—45°, так как это обеспечивает наибольшую дальность полета.
Бросок гранаты с разбега. Умелое использование инерции разбега позволяет значительно увеличить дальность полета снаряда. На основе правила сложения скоростей разбега и броска граната получает более высокую начальную скорость, чем и объясняется увеличение траектории ее полета. Поэтому обучение учащихся согласованным движениям при разбеге и броске без потери скорости — важная задача преподавателя. В практике она часто решается путем большого количества повторений движений, однако этот путь не самый верный. Гораздо эффективнее правильная методика обучения технике движений, особенно последней фазе — финальному усилию.
Разбег состоит из предварительной части и бросковых шагов, общая длина его колеблется от 3—5 до 25 м и более. Предварительная часть разбега служит для набора начальной скорости, задача же бросковых шагов — прийти в наиболее удобное положение для финального усилия, не снижая скорости разбега.
При метании гранаты и копья характер движений во многом аналогичен. Используются 2, 4 и б бросковых шагов. Рассмотрим последовательность движений при разбеге с четырьмя бросковыми шагами, который применяется чаще других.
Первый бросковыи шаг выполняется правой ногой, стопа которой, слегка повернутая носком наружу, ставится на дорожку с пятки. Рука с гранатой в это время опускается дугой вперед-вниз.
Второй бросковы й шаг выполняется левой ногой, которая с носка ставится на внутреннюю сторону стопы. В это время начинается поворот плечами вправо; рука с гранатой продолжает движение вниз-назад, верхняя часть туловища несколько наклоняется вправо: начинается «обгон снаряда».
Третий бросков ы и шаг наиболее важен и труден в исполнении. Этот шаг называют скрестным. Повернутая наружу правая нога нешироким шагом ставится перед левой скрестно, создавая наилучшие условия для наклона туловища вправо и отведения гранаты назад. Скрестный шаг выполняется быстро небольшим прыжком
или перескоком. Рука с гранатой сзади начинает движение снизу-вверх.
Четвертый бросков ы и шаг — выставление левой ноги вперед. Он выполняется высоким, быстрым движением левой ноги вперед, по времени совпадающим с перескоком на правой ноге. Левая нога ставится на дорожку активным движением сверху-вниз с пятки.
Бросок выполняется аналогично броску при метании с места. Рывок рукой заканчивается хлестообразным движением кисти.
Преодоление коротких дистанций в легкой атлетике, называют спринтом.
Весь бег на дистанции условно можно разделить на четыре фазы: старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование.
Старт-начало бега. Применяют различные способы старта, однако наиболее рациональным при беге на короткие дистанции является низкий старт, который позволяет быстро набрать скорость на коротком начальном отрезке дистанции.

Для быстрого старта применяют стартовые колодки (раздельные).
Спринтерский бег начинается по команде «Марш!» или стартовому выстрелу. По команде «На старт!» бегун становится впереди колодок, приседает и опускается в упор на руки. Затем движением спереди-назад упирается в опорную площадку колодки ногой, ближней к стартовой линии (обычно толчковой), а другой ногой — в дальнюю колодку. Опустившись на колено сзади стоящей ноги, бегун переставляет руки вплотную к стартовой линии. Руки прямые, не напряженные, кисти рук чуть шире плеч, пальцы образуют упругий свод. Туловище выпрямлено, не напряжено. Голова по отношению к туловищу держится прямо. Вес тела распределен равномерно на руки, стопу одной и колено другой ноги. Бегун находится в положении как бы предварительно сжатой пружины, готовой выбросить его в направлении бега силой выпрямляемых ног.
По команде «Внимание!» бегун слегка выпрямляет ноги, поднимая от дорожки колено сзади стоящей ноги, вес тела несколько переносит на руки, стопами обеих ног давит в стартовые колодки. В этой позе готовности к бегу голову следует держать прямо по отношению к. туловищу, взгляд направлен вниз и чуть вперед.
По команде «Марш!» или заменяющему ее стартовому сигналу (хлопок, выстрел) бегун мгновенно устремляется вперед. Бег начинается с энергичного отталкивания ногами и быстрого взмаха согнутыми руками.
Стартовый разбег. Лучшие условия для наращивания скорости создаются не только мощными и стремительными первыми шагами, активной работой рук, но и правильным положением всего тела при разгоне. Тело бегуна получает наибольшее горизонтальное ускорение при отталкивании под более острым углом к дорожке, а для этого в начале стартового разбега следует сохранять некоторый наклон тела вперед. Одновременно с нарастанием скорости наклон тела уменьшается. Длина шагов бегуна должна возрастать со скоростью бега. Вместе с возрастанием скорости бега начинает снижаться ускорение, несмотря на значительные усилия бегуна.
Бег по дистанции. Бег по дистанции выполняется широким маховым шагом, для которого характерно почти полное выпрямление ноги при отталкивании, энергичный вынос бедра маховой ноги вперед и «загребающее» движение голенью и стопой в момент постановки маховой ноги на дорожку. Приземление происходит на переднюю часть стопы при низком положении пятки над дорожкой.
Руки согнуты в локтевых суставах и выполняют движения вперед-назад в едином ритме с движениями ног. Положение туловища при беге во многом зависит от положения головы.
Финиширование. Бег заканчивается в момент, когда бегун касается плоскости финишного створа передней частью туловища — грудью или плечом.
Финиширование и финишный бросок ускоряют прикосновение бегуна к плоскости финишного створа только в случае технически правильного выполнения подготовительных и финального усилий.
Старт и стартовый разбег. Бег на средние и длинные дистанции, как правило, начинается с высокого старта. По команде «На старт!» бегун подходит к стартовой линии, ставит к ней вплотную более сильную ногу, другую отставляет назад на носок на 30—50 см. Туловище стартующего слегка наклонено вперед; рука, разноименная впереди стоящей ноге, слегка отведена назад и слегка согнута, другая рука свободно согнута перед собой. По стартовому сигналу бегун устремляется вперед. Первые шаги выполняются с большим наклоном туловища, который уменьшается с увеличением длины шагов и нарастанием скорости бега.
Бег по дистанции. Во время бега по дистанции туловище бегуна сохраняет незначительный наклон вперед, что способствует более сильному отталкиванию и продвижению. По отношению к туловищу голова удерживается прямо, неправильное положение головы ведет к ошибкам: наклон головы вперед затрудняет вынос маховой ноги и тем самым укорачивает «передний шаг»; наклон же головы назад уменьшает силу отталкивания, также отрицательно влияя на скорость бега. Поэтому во время бега рекомендуется смотреть вперед, это способствует правильному держанию головы.
Нога, слегка согнутая в колене, упруго ставится на дорожку с передней внешней части стопы с последующим опусканием на всю стопу. Эффективное отталкивание выполняется за счет энергичного выпрямления ноги во всех суставах с одновременным быстрым выносом вперед маховой ноги. Руки согнуты в локтевых суставах и выполняют маятникообразные движения вперед-назад, вовлекая в это движение плечевой пояс и верхнюю часть туловища. Впереди рука слегка заводится вперед-внутрь, сзади — несколько наружу.
Дыхание. Возрастающие потребности в кислороде частично удовлетворяются в процессе бега за счет учащения дыхательных движений. Кислородная задолженность меньше, чем при спринте.
Финиширование в беге на средние дистанции, отличается от финиширования на длинные дистанции по величине пути, что зависит от тактики бегуна и оставшихся у него сил. При финишировании слегка увеличивается наклон туловища вперед, учащается работа рук и ног» бегун пытается по возможности увеличить длину каждого шага при сохранении частоты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные методы обучения в легкой атлетике — целостный и расчлененный, В процессе обучения они дополняют друг друга. Используя целостный метод при обучении сложным упражнениям надо вначале упростить условия выполнения действия, но так, чтобы сущность упражнения осталась неизменной. Например, сущность метания заключается в броске снаряда, сущность прыжка — сам прыжок. Далее упражнение постепенно усложняют и подводят учащихся к овладению изучаемым видом. Техника выполнения легкоатлетических упражнений упрощается по-разному, и для каждого вида легкой атлетики установлена своя последовательность усложнения упражнений. Так, бег — наиболее естественное движение для человека и не нуждается в упрощении. Поэтому его изучают целостным методом на небольшой скорости, затем скорость постепенно повышают для увеличения амплитуды движения и овладения правильным отталкиванием. При изучении техники прыжков вначале осваивают простой прыжок, в метании — бросок снаряда без разбега, из положения с места и т. д.
При расчлененном методе учащийся после освоения отдельного элемента упражнения выполняют его в целостном движении, обращая особое внимание на правильное воспроизведение того элемента, который вычленялся. Следует помнить, что отдельно усвоенное движение только тогда хорошо сочетается в целостном действии, когда сохраняется его структура.
Методы обучения дополняются методическими приемами, цель применения которых — облегчить условия выполнения упражнений. Так, в метании можно уменьшить вес снарядов, в барьерном беге и прыжках в высоту — снизить высоту препятствий и т. д. Однако надо учитывать, что облегчение условий должно носить временный характер.
На начальном этапе обучения применяют прием замедленного выполнения движения, но только при разучивании движений и исправлении ошибок. Нередко применяют пораздельно-последовательное объяснение и выполнения движения — при обучении исходным положениям, отдельным позам и элементам техники. Краткое объяснение одного положения или движения сменяется воспроизведением этого элемента учащимися, затем следует новое объяснение и снова воспроизведение и т. д., пока не будет последовательно (пораздельно) выполнено все упражнение целиком.
Большое значение для обучения имеют имитационные упражнения, построенные на подражании целостной спортивной технике или ее отдельным частям.
Освоению движения помогают также внешние ориентиры, главным образом для отработки направления движения, например, различные линии на грунте — для прямолинейности бега, разбега и тройного прыжка; различные предметы, которые надо достать рукой, ногой, головой и т. д.
Для овладения техникой выполнения легкоатлетических упражнений в обучении широко применяют специальные упражнения, а также элементы игры. В игре учащиеся приучаются к свободному выполнению движений, без излишних напряжений.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Физическое воспитание в профессионально технических училищах» - Высшая школа, М.,-1976г.
2. «Методические указания по физическому воспитанию» - Высшая школа, М.,-1983г.
3. «Физическая культура» - Н.К. Коробейников
4. «Физическая культура» - Учебник для профтехобразования – И.П. Залетаев
5. «Программа по физической культуре для средних-специальных учебных заведений», М.,-1993г.
6. «Методика и психо-диагностика с спорте» - В.Л. Марищук
Категория: Физическая культура | Добавил: bobrovniklana
Просмотров: 92 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2022-08-10, 8:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [339]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [771]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru