Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура

Исследовательская работа
[ Скачать с сервера (140.7Kb) ] 2015-01-12, 2:08 PM
Введение.

Актуальность
Современное развитие общества предъявляет новые требования во всех сферах жизни и в частности в образовании. В связи с переходом школ на 12 летнее образование, необходимо изменить подходы к физическому образованию в 11-12 классах. В старших классах у учащихся теряется интерес к занятиям физической культурой, они считают, что заниматься на уроках не престижно и неэффективно.
Для решения задачи повышения интереса к урокам физкультуры мы считаем проведения уроков по выбранным учащимися видам спорта и углубленного
изучения данного вида.

Гипотеза.
В нашей работе мы исходили из предположения о том, что занятия учащихся по выбранному виду спорта повысит интерес к урокам физкультуры и, как следствие повысится посещаемость занятий и эффективность процесса обучения.

Объект исследования.
Объектом исследования нашей работы явился учебный процесс учащихся на уроках физической культуры по выбранному виду спорта.

Предмет исследования.
В работе изучалась эффективность средств обучения 10 классов по выбранному виду спорта на уроках физической культуры.
Научная новизна.
Учитывая отсутствия данных о занятиях по выбору определенного вида спорта в школах, мы решили провести тестирование учащихся 10 классов для выявления уровня физической подготовленности и посещаемости уроков физической культуры.
Практическая значимость.
Считаем, что данные экспериментального исследования позволят сформировать педагогическое мышление учителей и экспериментатора
о целесообразности использования занятий по выбранному виду спорта в
10-11-12 классах.

Глава №1 Литературный обзор.

Физическая культура в школе в других странах.

Физическая культура в школах Кубы

Физическому воспитанию подрастающего поколения социалистической Кубы, развитию спортивного движения в стране уделяется большое внимание. Правительство республики рассматривает физическую культуру и спорт как одно из важнейших средств всестороннего развития нового человека.
В частности об этом свидетельствует и большое количество часов, отводимых на физическое воспитание в программах школ и других учебных заведений. Так, в школах –десятилетках 3 урока физической культуры в неделю в школах продленного дня , в которых дети учатся с 8-00 до12.30 и затем с 14.оо до 16.30, на физическое воспитание отводится 5 часов в неделю. В учебных заведениях, готовящих кадры преподавателей на базе десятилетней общеобразовательной школы, - 5 уроков в неделю. А.Кусакин. 1974

Физическая культура в школах Швеции.

В учебном плане гимназии, куда шведы поступают после окончания народных школ, еженедельно 1-3 урока физкультуры. Различия вызваны многообразием гимназических направлений. Учебные программы у них разные, сроки обучения тоже – от одного года до 3 лет. Кроме уроков физической культуры в школе предусматривается в год 8 « дней на лоне природы», которые принято использовать для занятий спортом или активного отдыха. Еще одна интересная особенность – уроки по интересам, введенные в последние годы для старшеклассников. В зависимости от желания учеников и возможностей школы учащиеся 2 часа в неделю занимаются спортом. К сказанному можно добавить, что из всех шведских школьников примерно каждый четвертый занимается спортом в спортивных секциях Школьной спортивной федерации. А Думов.1974
Спортивные игры в школах Англии.
Физическое воспитание и в частности спортивные игры, преследуют цель – физически развить учащегося и воспитать у него такие качества, как смелость, целеустремленность, волю к победе и др. Спортивные игры являются базой, на которой воспитывается у учеников любовь к своей школе, к своему классу , к дому. Отсюда переплетение учебной и внеклассной работы
и довольно высокий удельный вес внеклассных форм « секции, ассоциации, кружки, спортивные клубы, соревнования.» Воспитательное значение внеклассной работы усиливается тем, что ее организация часто находится в руках самих учащихся.
В английских школах нет научно обоснованных программ и нормативов в соответствии с которыми учитель оценивал бы физическое развитие учеников их успехи. Естественно, что участие в спортивных играх и достигнутые результаты становятся единственными показателями успеваемости учащихся. Правда, некоторые учителя устанавливают свои собственные внутри школьные нормативы и с их помощью оценивают успеваемость учащихся. В Англии по физическому воспитанию, так же как и по другим предметам « за исключением религии», нет обязательных программ. Их обычно составляют сами учителя. Однако знакомство с работой школ в разных районах страны позволяет утверждать, что подобная независимость школ фактически ограничена, так как существует известная координация и унификация требований, осуществляемая различными школьными и спортивными ассоциациями с помощью многочисленных министерских методических инструкций. АА.Барбарига. 1974 г.
Французская школа и спорт

Огромное значение уделяется детскому физическому воспитанию. Во Франции с детьми начинают заниматься физкультурой с 4 лет, в детском саду ( 6 часов в неделю ). Их учат прыгать, лазать, бросать простой спортивный снаряд, держаться в воде, на льду или на снегу. Спорт, которым они занимаются, может быть индивидуальным или командным с использованием препятствий и спортивного инвентаря. К более углубленной форме преподавания физкультуры и спорта переходят в начальной школе. Особое внимание уделяется дисциплинам связанных с бегом и плаванием. Именно в этих двух видах спорта легче всего заметить прогресс ученика, и поэтому они более других подходят для обучения понятиям ускорения, скорости, ритма, траектории. Командные виды спорта позволяют детям организовать игру и ознакомиться с ее правилами.

Около 3-4-х часов в неделю уделяется занятиям физкультурой в средней школе. Зачет по физической культуре обязателен для получения звания бакалавра (он включает в себя экзамен по плаванию ). Также регулярно устраиваются соревнования между классами, колледжами и т.д. Государственный комитет по школьному спорту организует 250 000 соревнований в год.



Физическая культура и спорт в Швейцарии.
Маленькая страна
Население Швейцарии немногим превышает 6 млн. жителей, но любительским спортом охвачено почти все население. Складывается впечатление, что практически каждый швейцарец ведет активный образ жизни. Среди основных способов двигательной активности – велосипед, бег, оздоровительная прогулка по горам с лыжными палками «нордик-уокинг» (Nordic walking), теннис, горные лыжи. В стране создаются все условия для активных занятий спортом. В природных парках подготавливают трассы, размечают и оборудуют специальные стенды, где каждый занимающийся может найти нужные для себя рекомендации по разминке, методике оздоровительной тренировки и технике ее проведения. Существует также отлаженная система проката снаряжения, работают инструкторы, проводятся всевозможные соревнования и совместные спортивные занятия. Казалось бы, что в этом особенного? Подобные примеры есть и у нас в стране. Есть. Только у нас они выступают в качестве образцово-показательных баз, а не вводятся повсеместно.

Без разминки - никуда
Деньги на спорт? Это не выход
Признаюсь: для меня полным откровением стало то, что в такой достаточно богатой и развитой стране отсутствует Министерство спорта! И это при том, что в Лозанне находится большое количество структурных подразделений МОК, а сам город неофициально считается олимпийской столицей мира.
Трудно представить такое в нашей стране, где четко выстроена иерархия спорта высших достижений: от детского – к юношескому, затем – юниорские молодежные сборные и, наконец, сборная команды страны. Различные федерации по видам спорта находят поддержку со стороны Министерства спорта, величина которой зависит от того, является ли этот вид спорта олимпийским и каковы шансы наших спортсменов завоевать медали на ближайших Олимпийских играх.
Почему в Швейцарии все организовано по-другому? Ведь страна маленькая, создать такую структуру проще, уровень спортивных сооружений и бытовых условий выше, медицинское обеспечение лучше. Судя по всему, правительство этой страны не ставит первоочередной задачей воспитание олимпийских чемпионов и не гонится в неофициальном командном зачете за Америкой и Китаем – как известно из истории, это ни к чему хорошему не приводит. Видимо, руководители государства просто задумались: что же все-таки важнее – количество олимпийских чемпионов или здоровье нации? И выбрали второе. Хотя известные швейцарские спортсмены участвуют в Олимпийских играх, завоевывают награды, и государство им в этом помогает, но лишь когда речь заходит о тех из них, которые будут представлять честь страны на международном уровне. При этом большую часть расходов покрывают спонсоры, заинтересованные в продвижении своего товара на мировой рынок.

На тропе здоровья
Согласитесь: в нашей стране ситуация совершенно иная – колоссальные деньги выделяются на спорт высших достижений, а массовый спорт развивается лишь отдельными «крупномасштабными» акциями («Кросс наций», «Лыжня России», «Русский азимут» и т.п.). Я не случайно взял слово «крупномасштабные» в кавычки. Потому что цифры, оглашаемые спортивными чиновниками, не соответствуют действительности. Например, на 50-километровую финальную гонку «Лыжня России» в прошлом году зарегистрировалось свыше 4000 участников – именно эти цифры звучали во всех средствах массовой информации по окончании праздника. Однако на старт вышло лишь чуть более тысячи, а до финиша дошли всего 900 человек. Куда делись остальные три тысячи спортсменов? Опоздали на старт? Заболели? Передумали? Сразу вспоминается бессмертный роман Н.В. Гоголя «Мертвые души». Да и среди участников, вышедших на старт, можно было услышать много не очень приятных слов в адрес одной газовой компании, буквально заставившей их принять участие в соревнованиях. Министерство спорта нашей страны планирует к 2015 г. добиться того, чтобы спортом занималась треть населения нашей страны? Уверен, что рапортовать о достигнутой цели начнут с удовольствием и заранее.
Хочешь быть тренером? Будь им!
Еще одним сюрпризом для меня стало то, что в Швейцарии в принципе не существует профессии тренера. Вернее, профессия есть, а специальных институтов и университетов, осуществляющих подготовку по такой специальности, нет. Тренером может стать практически любой человек с высшим образованием, окончивший специальные тренерские курсы. Но закончить их сложно, и к будущим тренерам предъявляются весьма серьезные требования. Тренер в Швейцарии может работать не в одном отдельно взятом виде спорта, а в нескольких сразу. Акцент при этом делается на оздоровительной программе. Задача будущего тренера – не только проводить занятия, но и научить своих воспитанников организовывать подобные тренировки самостоятельно.
Все лучшее – детям
Спортивная база школ и колледжей Швейцарии вызывает восхищение у коллег – преподавателей из России. У нас подобное можно увидеть только на олимпийских спортивных базах. В Швейцарии же не делается различий для большого и массового спорта: каждый желающий должен иметь возможность заниматься на хорошем оборудовании.
В рамках школьной программы дети здесь изучают легкую атлетику, гимнастику (в спортивных залах есть все гимнастические снаряды и даже батут), теннис, плавание, спортивные игры и национальную игру – чукбол. Каждая школа или колледж имеет свой стадион, большой спортивный зал, который при помощи специальных опускающихся стен-перегородок легко преобразуется в два, три или даже четыре независимых помещения. При этом учителя и дети, работающие по разные стороны стены, не слышат друг друга и никому не мешают. Если у школы нет своего бассейна или теннисного корта, то не составит большого труда договориться об аренде нужного объекта в ближайшем микрорайоне: органы муниципальной власти помогут решить этот вопрос.
Материалы интернета.

Проведение эксперимента:
В 10-х классах проведен опрос учащихся о виде спорта, которым хотели заниматься учащиеся. Учащиеся 10 Б класса выбрали баскетбол, как основной вид. 10 А класс занимался по программе для 10-х классов Министерства образования и науки РК.
Программа физической культуры для 10 Б класса.

Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Физическая культура» для 10Б класса разработана на основе официального документа. Главная задача проводимого эксперимента укрепления здоровья, формирование знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков. Отличие от общей программы в том, что разделы легкая атлетика, гимнастика являются средствами общей физической подготовки.
Учебная программа для 10Б класса.
Теория.
1 развитие баскетбола в Казахстане и Мире.
2.строение и функции организма человека
3. самоконтроль и профилактика травматизма.
Практика
1Общая физическая подготовка.
В раздел ОФП входят виды легкой атлетики – бег на короткие дистанции, на средние дистанции, кросс, прыжковая подготовка, метания.
Гимнастика- акробатика и опорный прыжок.
Виды легкой атлетики решают задачу развития быстроты, выносливости, силы, гимнастика развивает координацию и ловкость.
2. Обучение и совершенствование техники баскетбола.
Перемещения, повороты и прыжки, передачи мяча различными способами на месте и с перемещениями одной рукой и двумя на точность сверху, снизу, сбоку. Ловля мяча на месте и в движении. Ведение мяча: высокое и низкое правой и левой руками. Обводка с высоким и низким ведением. Броски: в корзину с места, с разбега в прыжке, трехочковые броски, штрафной бросок.
Элементы тактики игры. Действия нападающих при «позиционном» нападении, «быстрый прорыв». Защита: персональная , зонная. Индивидуальные действия игрока: выбивания, вырывания.

План-график учебного материала 10 Б класса.

Раздел программы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4четверть всего
Спортивные игры - баскетбол 21 16 30 18 85
ОФП
1 лёгкая атлетика
2 гимнастика 6

5 6 12

5
Всего часов 27 21 30 24 102

Учащиеся 10 Б класса работали по новому плану обучения. На второй недели 2009- 2010 учебного года учащиеся 10 А и 10Б классов сдали контрольные нормативы обязательные для всех учащихся.
1.бег на 100 м.
2. бег 2000 м (девушки) и 3000м (юноши)
3.прыжок в длину с места.
4. «челночный» бег 5Х10 м.
5. метание набивного мяча сверху стоя.
6 прыжки со скакалкой 1 минуту
7 подтягивание (юноши)
8 подъем туловища из ип лежа на спине (девушки)

Результаты контрольных нормативов в процентах от количества учащихся в классе ( сентябрь 2009 г начало 1 четверти)

Виды испытаний
и оценка 10 А 10 Б
Бег 100 м 5
4
3
2 76%
18%
6% 78%
17%
7%
Бег 2000 и 3000м
5-
4
3
2
58%
15%
17%

61%
11%
28%
Прыжки в длину с места
5
4
3
2


86%
14%

87%
13%
«челночный бег» 5Х10м.
5
4
3
2

64%
21%
15%

63%
28%
9%
Метание набивного мяча с места сверху
5
4
3
2

57%
15%
28%

61%
18%
21%
Прыжки со скакалкой 1 мин
5
4
3
2

72%
12%
16%

70%
16%
14%

Подтягивание на перекладине
5
4
3
2


26%
42%
18%
14%

28%
44%
20%
12%
Подъем туловища из ип лежа на спине
5
4
3
2

87%
23%

86%
24%

По результатам контрольных нормативов сданных учащимися в начале учебного года видно, что физическая подготовка учащихся примерно ровна.
Наиболее слабые показатели в беге на выносливость и в подтягивании на перекладине.
В конце первой четверти проведён приём контрольных нормативов, добавлен ещё один показатель – посещаемость уроков. Результаты следующие:

Виды испытаний
и оценка 10 А 10 Б
Бег 100 м 5
4
3
2 78%
17%
5% 82%
12%
6%
Бег 2000 и 3000м
5-
4
3
2
61%
16%
13%

71%
19%
10%
Прыжки в длину с места
5
4
3
2


88%
12%

91%
9%
«челночный бег» 5Х10м.
5
4
3
2

68%
21%
11%

82%
18%

Метание набивного мяча с места сверху
5
4
3
2

59%
18%
23%

72%
18%
10%
Прыжки со скакалкой 1 мин
5
4
3
2

74%
14%
12%

78%
21%
1%

Подтягивание на перекладине
5
4
3
2


29%
44%
18%
9%

30%
48%
19%
3%
Подъем туловища из ип лежа на спине
5
4
3
2

88%
12%

89%
11%
Посещаемость уроков 81% 92%

Как мы видим из таблицы, показатели учащихся10 Б класса выше показателей
учащихся 10 А класса. Учащиеся 10 Б класса стали серьёзнее относится к уроку, у них меньше пропусков занятий, что сразу отразилось на показателях физической подготовленности.
Во второй четверти, не смотря на то что уроков гимнастики в 10Б классе на 5 часов меньше, учащиеся 10Б класса выполнили все требования по акробатике и опорном прыжке. Посещаемость уроков в 10А составила 79%, а в 10Б 91%.
Учащиеся 10Б класса меньше пропускали уроки по болезни.
В третьей четверти по учебному плану в обоих класса запланированы спортивные игры, только в 10А 15 часов – баскетбол и 15 часов волейбол. А в 10Б 30 часов баскетбола.
Результаты контрольных нормативов в процентах от количества учащихся в классе третьей четверти
Виды испытаний
и оценка 10 А 10 Б
Прыжки в длину с места
5
4
3
2


86%
14%

92%
8%
«челночный бег» 5Х10м.
5
4
3
2

66%
23%
11%

88%
12%

Метание набивного мяча с места сверху
5
4
3
2

58%
20%
22%

79%
11%
10%
Прыжки со скакалкой 1 мин
5
4
3
2

7о%
17%
13%

82%
15%
3%

Подтягивание на перекладине
5
4
3
2


28%
44%
18%
8%

32%
46%
19%
3%
Подъем туловища из ип лежа на спине
5
4
3
2

86%
14%

93%
7%
Посещаемость уроков 75% 93%
Бросок мяча с штрафной линии
5
4
3
2

35%
26%
21%

64%
25%
11%

Технические действия игроков
5
4
3
2

43%
34%
23%

76%
24%

В третьей четверти наблюдался рост показателей в 10Б классе. Учащиеся приняли участие в первенстве города по баскетболу и заняли второе место, что стало дополнительным стимулом для серьёзного отношения к урокам физкультуры.
В четвертой четверти учащиеся показали следующие результаты:
Виды испытаний
и оценка 10 А 10 Б
Бег 100 м 5
4
3
2 77%
14%
9% 94%
6%

Бег 2000 и 3000м
5-
4
3
2
60%
17%
13%

79%
15%
6%
Прыжки в длину с места
5
4
3
2


85%
15%

94%
6%
«челночный бег» 5Х10м.
5
4
3
2

68%
18%
14%

89%
11%

Метание набивного мяча с места сверху
5
4
3
2

60%
19%
21%

82%
18%

Прыжки со скакалкой 1 мин
5
4
3
2

75%
13%
12%

82%
18%

Подтягивание на перекладине
5
4
3
2


45%
40%
10%
5%

42%
48%
10%

Подъем туловища из ип лежа на спине
5
4
3
2

89%
11%

91%
9%
Посещаемость уроков 79% 93%

Итак, мы по таблицам видим, что учащиеся 10Б класса лучше освоили
учебный материал, меньше пропускали уроков физической культуры, у них появился устойчивый интерес к физической культуре и к систематическим занятиям.

Выводы и рекомендации.
Исходя из полученного опыта, рекомендуем, проводить уроки физической культуры в старшем звене по выбранном учащимися виду спорта, с учётом
спортивной базы школы и квалификации учителей физкультуры.
Категория: Физическая культура | Добавил: Раиса1862
Просмотров: 343 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru