Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура

Исследовательская работа
[ Скачать с сервера (140.7 Kb) ] 2015-01-12, 2:08 PM
Введение.

Актуальность
Современное развитие общества предъявляет новые требования во всех сферах жизни и в частности в образовании. В связи с переходом школ на 12 летнее образование, необходимо изменить подходы к физическому образованию в 11-12 классах. В старших классах у учащихся теряется интерес к занятиям физической культурой, они считают, что заниматься на уроках не престижно и неэффективно.
Для решения задачи повышения интереса к урокам физкультуры мы считаем проведения уроков по выбранным учащимися видам спорта и углубленного
изучения данного вида.

Гипотеза.
В нашей работе мы исходили из предположения о том, что занятия учащихся по выбранному виду спорта повысит интерес к урокам физкультуры и, как следствие повысится посещаемость занятий и эффективность процесса обучения.

Объект исследования.
Объектом исследования нашей работы явился учебный процесс учащихся на уроках физической культуры по выбранному виду спорта.

Предмет исследования.
В работе изучалась эффективность средств обучения 10 классов по выбранному виду спорта на уроках физической культуры.
Научная новизна.
Учитывая отсутствия данных о занятиях по выбору определенного вида спорта в школах, мы решили провести тестирование учащихся 10 классов для выявления уровня физической подготовленности и посещаемости уроков физической культуры.
Практическая значимость.
Считаем, что данные экспериментального исследования позволят сформировать педагогическое мышление учителей и экспериментатора
о целесообразности использования занятий по выбранному виду спорта в
10-11-12 классах.

Глава №1 Литературный обзор.

Физическая культура в школе в других странах.

Физическая культура в школах Кубы

Физическому воспитанию подрастающего поколения социалистической Кубы, развитию спортивного движения в стране уделяется большое внимание. Правительство республики рассматривает физическую культуру и спорт как одно из важнейших средств всестороннего развития нового человека.
В частности об этом свидетельствует и большое количество часов, отводимых на физическое воспитание в программах школ и других учебных заведений. Так, в школах –десятилетках 3 урока физической культуры в неделю в школах продленного дня , в которых дети учатся с 8-00 до12.30 и затем с 14.оо до 16.30, на физическое воспитание отводится 5 часов в неделю. В учебных заведениях, готовящих кадры преподавателей на базе десятилетней общеобразовательной школы, - 5 уроков в неделю. А.Кусакин. 1974

Физическая культура в школах Швеции.

В учебном плане гимназии, куда шведы поступают после окончания народных школ, еженедельно 1-3 урока физкультуры. Различия вызваны многообразием гимназических направлений. Учебные программы у них разные, сроки обучения тоже – от одного года до 3 лет. Кроме уроков физической культуры в школе предусматривается в год 8 « дней на лоне природы», которые принято использовать для занятий спортом или активного отдыха. Еще одна интересная особенность – уроки по интересам, введенные в последние годы для старшеклассников. В зависимости от желания учеников и возможностей школы учащиеся 2 часа в неделю занимаются спортом. К сказанному можно добавить, что из всех шведских школьников примерно каждый четвертый занимается спортом в спортивных секциях Школьной спортивной федерации. А Думов.1974
Спортивные игры в школах Англии.
Физическое воспитание и в частности спортивные игры, преследуют цель – физически развить учащегося и воспитать у него такие качества, как смелость, целеустремленность, волю к победе и др. Спортивные игры являются базой, на которой воспитывается у учеников любовь к своей школе, к своему классу , к дому. Отсюда переплетение учебной и внеклассной работы
и довольно высокий удельный вес внеклассных форм « секции, ассоциации, кружки, спортивные клубы, соревнования.» Воспитательное значение внеклассной работы усиливается тем, что ее организация часто находится в руках самих учащихся.
В английских школах нет научно обоснованных программ и нормативов в соответствии с которыми учитель оценивал бы физическое развитие учеников их успехи. Естественно, что участие в спортивных играх и достигнутые результаты становятся единственными показателями успеваемости учащихся. Правда, некоторые учителя устанавливают свои собственные внутри школьные нормативы и с их помощью оценивают успеваемость учащихся. В Англии по физическому воспитанию, так же как и по другим предметам « за исключением религии», нет обязательных программ. Их обычно составляют сами учителя. Однако знакомство с работой школ в разных районах страны позволяет утверждать, что подобная независимость школ фактически ограничена, так как существует известная координация и унификация требований, осуществляемая различными школьными и спортивными ассоциациями с помощью многочисленных министерских методических инструкций. АА.Барбарига. 1974 г.
Французская школа и спорт

Огромное значение уделяется детскому физическому воспитанию. Во Франции с детьми начинают заниматься физкультурой с 4 лет, в детском саду ( 6 часов в неделю ). Их учат прыгать, лазать, бросать простой спортивный снаряд, держаться в воде, на льду или на снегу. Спорт, которым они занимаются, может быть индивидуальным или командным с использованием препятствий и спортивного инвентаря. К более углубленной форме преподавания физкультуры и спорта переходят в начальной школе. Особое внимание уделяется дисциплинам связанных с бегом и плаванием. Именно в этих двух видах спорта легче всего заметить прогресс ученика, и поэтому они более других подходят для обучения понятиям ускорения, скорости, ритма, траектории. Командные виды спорта позволяют детям организовать игру и ознакомиться с ее правилами.

Около 3-4-х часов в неделю уделяется занятиям физкультурой в средней школе. Зачет по физической культуре обязателен для получения звания бакалавра (он включает в себя экзамен по плаванию ). Также регулярно устраиваются соревнования между классами, колледжами и т.д. Государственный комитет по школьному спорту организует 250 000 соревнований в год.



Физическая культура и спорт в Швейцарии.
Маленькая страна
Население Швейцарии немногим превышает 6 млн. жителей, но любительским спортом охвачено почти все население. Складывается впечатление, что практически каждый швейцарец ведет активный образ жизни. Среди основных способов двигательной активности – велосипед, бег, оздоровительная прогулка по горам с лыжными палками «нордик-уокинг» (Nordic walking), теннис, горные лыжи. В стране создаются все условия для активных занятий спортом. В природных парках подготавливают трассы, размечают и оборудуют специальные стенды, где каждый занимающийся может найти нужные для себя рекомендации по разминке, методике оздоровительной тренировки и технике ее проведения. Существует также отлаженная система проката снаряжения, работают инструкторы, проводятся всевозможные соревнования и совместные спортивные занятия. Казалось бы, что в этом особенного? Подобные примеры есть и у нас в стране. Есть. Только у нас они выступают в качестве образцово-показательных баз, а не вводятся повсеместно.

Без разминки - никуда
Деньги на спорт? Это не выход
Признаюсь: для меня полным откровением стало то, что в такой достаточно богатой и развитой стране отсутствует Министерство спорта! И это при том, что в Лозанне находится большое количество структурных подразделений МОК, а сам город неофициально считается олимпийской столицей мира.
Трудно представить такое в нашей стране, где четко выстроена иерархия спорта высших достижений: от детского – к юношескому, затем – юниорские молодежные сборные и, наконец, сборная команды страны. Различные федерации по видам спорта находят поддержку со стороны Министерства спорта, величина которой зависит от того, является ли этот вид спорта олимпийским и каковы шансы наших спортсменов завоевать медали на ближайших Олимпийских играх.
Почему в Швейцарии все организовано по-другому? Ведь страна маленькая, создать такую структуру проще, уровень спортивных сооружений и бытовых условий выше, медицинское обеспечение лучше. Судя по всему, правительство этой страны не ставит первоочередной задачей воспитание олимпийских чемпионов и не гонится в неофициальном командном зачете за Америкой и Китаем – как известно из истории, это ни к чему хорошему не приводит. Видимо, руководители государства просто задумались: что же все-таки важнее – количество олимпийских чемпионов или здоровье нации? И выбрали второе. Хотя известные швейцарские спортсмены участвуют в Олимпийских играх, завоевывают награды, и государство им в этом помогает, но лишь когда речь заходит о тех из них, которые будут представлять честь страны на международном уровне. При этом большую часть расходов покрывают спонсоры, заинтересованные в продвижении своего товара на мировой рынок.

На тропе здоровья
Согласитесь: в нашей стране ситуация совершенно иная – колоссальные деньги выделяются на спорт высших достижений, а массовый спорт развивается лишь отдельными «крупномасштабными» акциями («Кросс наций», «Лыжня России», «Русский азимут» и т.п.). Я не случайно взял слово «крупномасштабные» в кавычки. Потому что цифры, оглашаемые спортивными чиновниками, не соответствуют действительности. Например, на 50-километровую финальную гонку «Лыжня России» в прошлом году зарегистрировалось свыше 4000 участников – именно эти цифры звучали во всех средствах массовой информации по окончании праздника. Однако на старт вышло лишь чуть более тысячи, а до финиша дошли всего 900 человек. Куда делись остальные три тысячи спортсменов? Опоздали на старт? Заболели? Передумали? Сразу вспоминается бессмертный роман Н.В. Гоголя «Мертвые души». Да и среди участников, вышедших на старт, можно было услышать много не очень приятных слов в адрес одной газовой компании, буквально заставившей их принять участие в соревнованиях. Министерство спорта нашей страны планирует к 2015 г. добиться того, чтобы спортом занималась треть населения нашей страны? Уверен, что рапортовать о достигнутой цели начнут с удовольствием и заранее.
Хочешь быть тренером? Будь им!
Еще одним сюрпризом для меня стало то, что в Швейцарии в принципе не существует профессии тренера. Вернее, профессия есть, а специальных институтов и университетов, осуществляющих подготовку по такой специальности, нет. Тренером может стать практически любой человек с высшим образованием, окончивший специальные тренерские курсы. Но закончить их сложно, и к будущим тренерам предъявляются весьма серьезные требования. Тренер в Швейцарии может работать не в одном отдельно взятом виде спорта, а в нескольких сразу. Акцент при этом делается на оздоровительной программе. Задача будущего тренера – не только проводить занятия, но и научить своих воспитанников организовывать подобные тренировки самостоятельно.
Все лучшее – детям
Спортивная база школ и колледжей Швейцарии вызывает восхищение у коллег – преподавателей из России. У нас подобное можно увидеть только на олимпийских спортивных базах. В Швейцарии же не делается различий для большого и массового спорта: каждый желающий должен иметь возможность заниматься на хорошем оборудовании.
В рамках школьной программы дети здесь изучают легкую атлетику, гимнастику (в спортивных залах есть все гимнастические снаряды и даже батут), теннис, плавание, спортивные игры и национальную игру – чукбол. Каждая школа или колледж имеет свой стадион, большой спортивный зал, который при помощи специальных опускающихся стен-перегородок легко преобразуется в два, три или даже четыре независимых помещения. При этом учителя и дети, работающие по разные стороны стены, не слышат друг друга и никому не мешают. Если у школы нет своего бассейна или теннисного корта, то не составит большого труда договориться об аренде нужного объекта в ближайшем микрорайоне: органы муниципальной власти помогут решить этот вопрос.
Материалы интернета.

Проведение эксперимента:
В 10-х классах проведен опрос учащихся о виде спорта, которым хотели заниматься учащиеся. Учащиеся 10 Б класса выбрали баскетбол, как основной вид. 10 А класс занимался по программе для 10-х классов Министерства образования и науки РК.
Программа физической культуры для 10 Б класса.

Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Физическая культура» для 10Б класса разработана на основе официального документа. Главная задача проводимого эксперимента укрепления здоровья, формирование знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков. Отличие от общей программы в том, что разделы легкая атлетика, гимнастика являются средствами общей физической подготовки.
Учебная программа для 10Б класса.
Теория.
1 развитие баскетбола в Казахстане и Мире.
2.строение и функции организма человека
3. самоконтроль и профилактика травматизма.
Практика
1Общая физическая подготовка.
В раздел ОФП входят виды легкой атлетики – бег на короткие дистанции, на средние дистанции, кросс, прыжковая подготовка, метания.
Гимнастика- акробатика и опорный прыжок.
Виды легкой атлетики решают задачу развития быстроты, выносливости, силы, гимнастика развивает координацию и ловкость.
2. Обучение и совершенствование техники баскетбола.
Перемещения, повороты и прыжки, передачи мяча различными способами на месте и с перемещениями одной рукой и двумя на точность сверху, снизу, сбоку. Ловля мяча на месте и в движении. Ведение мяча: высокое и низкое правой и левой руками. Обводка с высоким и низким ведением. Броски: в корзину с места, с разбега в прыжке, трехочковые броски, штрафной бросок.
Элементы тактики игры. Действия нападающих при «позиционном» нападении, «быстрый прорыв». Защита: персональная , зонная. Индивидуальные действия игрока: выбивания, вырывания.

План-график учебного материала 10 Б класса.

Раздел программы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4четверть всего
Спортивные игры - баскетбол 21 16 30 18 85
ОФП
1 лёгкая атлетика
2 гимнастика 6

5 6 12

5
Всего часов 27 21 30 24 102

Учащиеся 10 Б класса работали по новому плану обучения. На второй недели 2009- 2010 учебного года учащиеся 10 А и 10Б классов сдали контрольные нормативы обязательные для всех учащихся.
1.бег на 100 м.
2. бег 2000 м (девушки) и 3000м (юноши)
3.прыжок в длину с места.
4. «челночный» бег 5Х10 м.
5. метание набивного мяча сверху стоя.
6 прыжки со скакалкой 1 минуту
7 подтягивание (юноши)
8 подъем туловища из ип лежа на спине (девушки)

Результаты контрольных нормативов в процентах от количества учащихся в классе ( сентябрь 2009 г начало 1 четверти)

Виды испытаний
и оценка 10 А 10 Б
Бег 100 м 5
4
3
2 76%
18%
6% 78%
17%
7%
Бег 2000 и 3000м
5-
4
3
2
58%
15%
17%

61%
11%
28%
Прыжки в длину с места
5
4
3
2


86%
14%

87%
13%
«челночный бег» 5Х10м.
5
4
3
2

64%
21%
15%

63%
28%
9%
Метание набивного мяча с места сверху
5
4
3
2

57%
15%
28%

61%
18%
21%
Прыжки со скакалкой 1 мин
5
4
3
2

72%
12%
16%

70%
16%
14%

Подтягивание на перекладине
5
4
3
2


26%
42%
18%
14%

28%
44%
20%
12%
Подъем туловища из ип лежа на спине
5
4
3
2

87%
23%

86%
24%

По результатам контрольных нормативов сданных учащимися в начале учебного года видно, что физическая подготовка учащихся примерно ровна.
Наиболее слабые показатели в беге на выносливость и в подтягивании на перекладине.
В конце первой четверти проведён приём контрольных нормативов, добавлен ещё один показатель – посещаемость уроков. Результаты следующие:

Виды испытаний
и оценка 10 А 10 Б
Бег 100 м 5
4
3
2 78%
17%
5% 82%
12%
6%
Бег 2000 и 3000м
5-
4
3
2
61%
16%
13%

71%
19%
10%
Прыжки в длину с места
5
4
3
2


88%
12%

91%
9%
«челночный бег» 5Х10м.
5
4
3
2

68%
21%
11%

82%
18%

Метание набивного мяча с места сверху
5
4
3
2

59%
18%
23%

72%
18%
10%
Прыжки со скакалкой 1 мин
5
4
3
2

74%
14%
12%

78%
21%
1%

Подтягивание на перекладине
5
4
3
2


29%
44%
18%
9%

30%
48%
19%
3%
Подъем туловища из ип лежа на спине
5
4
3
2

88%
12%

89%
11%
Посещаемость уроков 81% 92%

Как мы видим из таблицы, показатели учащихся10 Б класса выше показателей
учащихся 10 А класса. Учащиеся 10 Б класса стали серьёзнее относится к уроку, у них меньше пропусков занятий, что сразу отразилось на показателях физической подготовленности.
Во второй четверти, не смотря на то что уроков гимнастики в 10Б классе на 5 часов меньше, учащиеся 10Б класса выполнили все требования по акробатике и опорном прыжке. Посещаемость уроков в 10А составила 79%, а в 10Б 91%.
Учащиеся 10Б класса меньше пропускали уроки по болезни.
В третьей четверти по учебному плану в обоих класса запланированы спортивные игры, только в 10А 15 часов – баскетбол и 15 часов волейбол. А в 10Б 30 часов баскетбола.
Результаты контрольных нормативов в процентах от количества учащихся в классе третьей четверти
Виды испытаний
и оценка 10 А 10 Б
Прыжки в длину с места
5
4
3
2


86%
14%

92%
8%
«челночный бег» 5Х10м.
5
4
3
2

66%
23%
11%

88%
12%

Метание набивного мяча с места сверху
5
4
3
2

58%
20%
22%

79%
11%
10%
Прыжки со скакалкой 1 мин
5
4
3
2

7о%
17%
13%

82%
15%
3%

Подтягивание на перекладине
5
4
3
2


28%
44%
18%
8%

32%
46%
19%
3%
Подъем туловища из ип лежа на спине
5
4
3
2

86%
14%

93%
7%
Посещаемость уроков 75% 93%
Бросок мяча с штрафной линии
5
4
3
2

35%
26%
21%

64%
25%
11%

Технические действия игроков
5
4
3
2

43%
34%
23%

76%
24%

В третьей четверти наблюдался рост показателей в 10Б классе. Учащиеся приняли участие в первенстве города по баскетболу и заняли второе место, что стало дополнительным стимулом для серьёзного отношения к урокам физкультуры.
В четвертой четверти учащиеся показали следующие результаты:
Виды испытаний
и оценка 10 А 10 Б
Бег 100 м 5
4
3
2 77%
14%
9% 94%
6%

Бег 2000 и 3000м
5-
4
3
2
60%
17%
13%

79%
15%
6%
Прыжки в длину с места
5
4
3
2


85%
15%

94%
6%
«челночный бег» 5Х10м.
5
4
3
2

68%
18%
14%

89%
11%

Метание набивного мяча с места сверху
5
4
3
2

60%
19%
21%

82%
18%

Прыжки со скакалкой 1 мин
5
4
3
2

75%
13%
12%

82%
18%

Подтягивание на перекладине
5
4
3
2


45%
40%
10%
5%

42%
48%
10%

Подъем туловища из ип лежа на спине
5
4
3
2

89%
11%

91%
9%
Посещаемость уроков 79% 93%

Итак, мы по таблицам видим, что учащиеся 10Б класса лучше освоили
учебный материал, меньше пропускали уроков физической культуры, у них появился устойчивый интерес к физической культуре и к систематическим занятиям.

Выводы и рекомендации.
Исходя из полученного опыта, рекомендуем, проводить уроки физической культуры в старшем звене по выбранном учащимися виду спорта, с учётом
спортивной базы школы и квалификации учителей физкультуры.
Категория: Физическая культура | Добавил: Раиса1862
Просмотров: 2143 | Загрузок: 83 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 3:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru