Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Воспитание любви к народному творчеству на уроках технологии.
2011-06-28, 2:53 PM
«…как бы ни был низок нравственный уровень
современного общества, школа должна быть
проникнута идеею, что только она и может
поднять этот уровень…»
В. Я. Стоюнин

Человечеством уже давно выстрадана прописная истина: культура – не технический прогресс, не танки, не самолёты и не сверхдальние ракеты, хотя и это значимо, а уровень развития нравственности, морали, ценностей зародившихся и развивающихся на протяжении тысячелетий в лоне соответствующих цивилизаций. А проблема сохранения ценностей, нравственности является вечной.
Задумайтесь, из каких источников современная молодёжь узнаёт о чувствах – в первую очередь не из литературы, не от более мудрого старшего поколения, а из телевизионных программ, журналов, предоставляющих им явно агрессивную и утрированную информацию, поэтому в нашем обществе нищает культура чувств, культура отношений, этнокультура. Это само собой порождает другие проблемы. Такие проблемы, как обострение целого ряда политических, экономических, национальных, духовно-нравственных отношений. Получается, что человек создал вокруг себя круг, из которого трудно выбраться. А если человек теряет нравственную основу, то пустота в его душе заполняется выдуманными ценностями: алкоголем, наркотиками.
И эта беда в первую очередь беспокоит современную школу, потому что школа – место, где происходит становление личности. Именно здесь закладывается фундамент развития человека. И, конечно, школа в ответе за то, кого она выпускает в мир, каким будет завтрашний день общества.
И, как и во все времена перед школой стоит сложная задача – воспитание поликультурной, всесторонне развитой, творческой, значимой личности, у которой сформированы ценностные ориентиры, умеющей найти свое место в постоянно изменяющейся и очень сложной действительности. Найти ту самую нравственную основу воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в мудрых заповедях народной педагогики, в народных истоках. Ведь на протяжении столетий именно народные заповеди были понятны и близки каждому человеку. Опыт показывает, что прежде чем человек начнёт сопоставлять себя с мировой, общечеловеческой культурой и узнает её «язык», необходимо, чтобы он встретился со своей национальной культурой.
Решая задачу воспитания поликультурной творческой личности, родители и учителя не должны забывать о бережном отношении к Родине, к её истории, культуре. О передаче социального опыта, норм поведения, традиционного образа жизни, внедрении накопленных народом приёмов и методов воспитания, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности.
В связи с этим на своих уроках технологии я, не навязывая, стараюсь показать всё многообразие культур, органически связанных в единое целое.
Например, это проведение уроков на такие темы, как:
 « Национальные традиции и обряды, связанные со сбором урожая»,
 «История происхождения национальной посуды и утвари»,
 «Приготовление традиционных национальных мучных изделий»,
 «Национальные блюда из творога»,
 «Традиции и обряды, связанные с подачей национальных мясных блюд»,
 «Праздники. Национальные обычаи приёма гостей. Наурыз, Масленица»,
 «Традиционные блюда народов Казахстана»,
 «Этикет трапезы старинный и современный»,
 «История происхождения одежды»,
 «История костюма»,
 «Показы моды в Париже и Казахстане»,
 «Изготовление казахской национальной одежды»,
 «Изготовление русской национальной одежды»,
 «Виды головных уборов народов разных национальностей»,
 «Войлочная книга»,
 «История происхождения орнамента».
Этот список можно продолжить дальше, всё зависит от творчества и возможностей учителя. Но главное, очень приятно наблюдать, когда учащиеся с удовольствием познают всё это, участвуют в подборе информации к той или иной теме, призывают на помощь своих родителей, бабушек и дедушек. Очень интересно проходят уроки, в которых принимают участие мамы, бабушки и просто народные умельцы. Такие уроки всегда проходят с творческим азартом, с большим интересом, причём как со стороны детей, так и со стороны гостей.
Предмет технология – особая образовательная область, в которой урок не является единственной сферой проявления познавательной и творческой активности, приобщения учащихся к народному творчеству. Особое место, конечно, здесь занимает урок, хотя я бы поставила знак равенства между всеми сферами моей деятельности, так как если на уроке ребёнок не может раскрыть свою душу, тогда я буду ждать проявления его интересов в сфере исследовательской, или во внеурочной деятельности.
Это и поисковая работа (например, «Возрождение забытых рецептов», «История происхождения одежды» или «Как развивался один из видов декоративно-прикладного творчества»), и экскурсии в музеи, посещения памятников культуры, и кружковая работа, и многочисленные внеурочные мероприятия. Но самыми любимыми у детей, конечно, являются мероприятия посвящённые праздникам Наурыз и Масленица.
Народная мудрость – неиссякаемый источник знания, достойный подражания. Воспитание любви к народному творчеству, искусству, национальной культуре – дело необыкновенно сложное и важное. Поэтому подобные уроки технологии, экскурсии, встречи с народными умельцами, внеклассная деятельность позволяют в полной мере решить поставленную задачу.
Категория: Искусство | Добавил: КЕН
Просмотров: 2473 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-16, 10:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru