Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

урок трудового обучения в 1 классе "Лепка олешка и барашка"
2014-01-11, 4:13 PM
Трудовое обучение. 1 класс
Тема урока: Лепка олешка и барашки (по мотивам дымковской игрушки).
Задачи: Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предметам. Учить лепить из целого куска. Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Оборудование: дымковская игрушка, пластилин.
Ход урока.
1. Орг..момент
На столе стоят игрушки фабричные и глиняные.
-Ребята, обратите внимание, у вас на столе стоят разные игрушки. Посмотрите на них внимательно и расставьте их на 2 подноса, выделяя общие признаки
-Почему вы расставили их именно так, по каким признакам?
- На первом подносе стоят фабричные игрушки, а на другом игрушки из глины, выполненные народом.
- Эта игрушка не просто народная, она выполнена в местах отдалённых, а как она называется- Дымковская игрушка.
2. Постановка учебной задачи.
-Таким образом, тема сегодняшнего урока «Дымковская игрушка».
Сегодня мы узнаем о великой силе народной игрушки, вылепим дымковского олешка и барашка, и отправимся на ярмарку.
3. Психологическое вхождение.
-Чем знаменито Дымково?

- Игрушкою своей!
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера бывали длинные,
А лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
- Ребята, а почему игрушку называют дымковской?
-Дымковская игрушка поэтому так и называется, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходила праздничное гулянье с озорным и веселым названием - свистунья.
- А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И не один праздник не обходится без ярких игрушек, которые мы вам принесли в подарок. (гости рассказывают читалочки, прибаутки).

Барашек – свисток
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Утка –Марфутка
Бережком идет,
Уточек – Марфуточек
Купаться ведет.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спинке Егорка.
Индя – индя – индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок – не простой-
Красный, белый золотой.
Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица-красавица
По улице пешком.

4.Составление дымковских узоров.
Ребята, сегодня у нас в гостях много игрушек. Какое настроение создают эти игрушки? Почему весёлое, радостное?
- Игрушки светлые, яркие.
- Давайте получше присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше?
-Правильно, разноцветные. Игрушки делают из глины красного цвета.
-Посмотрите на разнообразие узоров. Рассматривание иллюстраций в учебнике стр 45
По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.
Круги означали солнце;
Волнистые линии – вода;
Маленькие кружочки – семена;
Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле и др.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками».
5. Оздоровительная минутка.
«Мишка с куклой…»
6. Объяснение последовательности лепки. Практическая часть.
Сейчас мы с вами будем лепить из пластилина красивого, стройного, нарядного дымковского олешка и барашка.
Для это нам нужно сначала подружиться с пластилином, чтобы в наших руках он был мягкий, податливый и в наших руках превращался в интересные фигурки.
Медитация.
Закройте глаза. Посидите минутку, положив руку на ваш кусок пластилина. Сделайте два глубоких вдоха. Теперь выполняйте следующие указания.
Заставьте себя ощутить кусок пластилина таким, какой он есть сейчас, — подружитесь с ним. Возьмите его и подержите. Теперь отложите его и отщипните кусочек. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте кусочки медленно... Теперь быстрее... Отщипывайте большие и маленькие кусочки. Сожмите ваш пластилин. Теперь разгладьте ее. Используйте большие пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную поверхность кистей рук. После того как вы разгладите пластилин, ощупайте места, которые вы разгладили... Соедините все вместе, чтобы получился шар... Пошлепайте по ней... Пощупайте гладкие места, которые образовались после похлопывания...
Откройте глаза.
Пластилин в ваших добрых руках стал мягким и послушным.
Сейчас мы попробуем вылепить игрушки.
1. Разделим кусок пластилина на два: 1 большой, второй – поменьше.
2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.
3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.
4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.
5. Ушки делаем защипыванием.
6. А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме рожки и хвост.
7. Украшаем различными узорами, вылепленными из пластилина.
Была бы охота, заладится любая работа.
6. Самостоятельная работа.
(Работы ребят выставляются на общий стол)
Да, мастера вы золотые, устали, зато какую работу проделали.
7.Рефлексия.
А теперь все встали. Мы сейчас поскачем на ярмарку, свистунью.
А здесь веселье и потеха.
Станцуем « Камаринскую»
Звучит музыка.
Встала баба на носок, а потом на пятку,
Стала русского плясать, а потом в присядку!
(Ребята повторяют за ведущими движения)
8.Поведение итогов.
Спасибо вам, ребята, за ваше старанье, терпенье.
Какой у нас получился урок?
Что вам особенно понравилось, что нового вы узнали?
На этом наша встреча с прекрасным на сегодня подошла к концу.
До свидания.
Категория: Искусство | Добавил: нгс
Просмотров: 2124 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 12:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru