Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Развитие творческих способностей, навыков на уроках технологии
[ Скачать с сервера (71.5 Kb) ] 2011-01-18, 6:42 PM
Сущность творчества - в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы; математики называют математическим чутьем...
Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или в тон и такт природе, или берет фальшивую ноту... Попавшие в тон - преуспевают, взявшие фальшивую ноту - проваливаются. Вот сущность творчества. (В.Е. Грум-Гржимайло 1864-1928). Эти слова очень образно характеризуют меру научности каждой гипотезы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела модно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой - старая это задача или новая.
Вот машинистка печатает на машинке или шофер ведет автобус по улице. При этом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый из них хорошо знает. Сначала они учились, а потом напрактиковались за годы работы. Профессиональные задачи являются для них старыми, известными, а привычная работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясь профессии, человек развивает свои исполнительские способности: внимание, память, умения копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма. Эти способности позволяют человеку поступать в какой либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону - подчас даже машинально.
Но вот перед машинисткой положили рукопись - длинный текст, который надо расположить на одном листе наиболее экономно либо каким-нибудь другим способом. Это непривычно, раньше ей с таким сталкиваться не приходилось: это новая для нее задача. Надо самому поразмыслить и найти ее решение. И хотя она не очень сложна, ее модно уже отнести уже к творческим задачам.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе, решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна, при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Здесь то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимость, закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая -исполнительская - может быть и переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так то много требуется.
В жизни, конечно, все гораздо сложнее, отделить разные виды деятельности не всегда можно, и чаще всего человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, но в разных пропорциях. Рабочий у конвейера или у штамповочного пресса почти лишен необходимости к творческой деятельности, он должен точно выполнять известные ему операции, а слесарь наладчик автоматической линии или изобретатель постоянно ею заняты, и любая их деятельность пропитана творчеством, так как новые задачи в большом количестве ставит работа, да и они сами находят их в жизни.
И как не покажется это на первый взгляд странным, более сложная, пока не каждому посильная и требующая часто настоящего подвижничества творческая деятельность привлекает к себе людей. Видимо эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Возможно, что это и закономерно, и в высшей степени симпатично, ведь мы живем в век невиданный еще истории человечества, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, освещенных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую изюминку в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, и от способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
И перед школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим работником, способным на творческих подход к любому делу, за которое он взялся.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие - в большей, но обязательно все. Но откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко.
К счастью, человечество ставит для себя только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но познав естественные закономерности появления их в природе, люди научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы - тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать таланты! Не даром во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны.
Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности!
Наблюдая как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.
Значит первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. Именно в эти годы малыш больше всего зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие второстепенными. Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумные заботы папы и мамы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь успешно вырастить позже.
Итак, первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало. Точнее говоря, первые толчеи к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, хождения и познавания, то есть с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Ранее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных. Но когда именно начинать развитие этих творческих способностей? И как это делать?
Интересно, что ни у кого не возникает такого вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят - со дня его рождения. Не по той ли причине, в семье музыкантов, где ребенок все время слушает музыку и очень рано пробует свои силы в этой области. А в семьях художников - изобразительными способностями, математиков - математическими. А, что если в развитие и других способностей поступить таким же образом; насколько это возможно, окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно эффективно развиваться? Именно в этом состоит второе важное условие эффективного развития способностей.
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей, постепенно поднимая этот потолок все выше и выше. Это давно знают, например шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками. Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься, объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения.
Понаблюдайте за малышом во время подобного, на первый взгляд, простого действия: как сосредоточенно и напряженно работает в это время его ум, как быстро он развивается при этом. Именно эта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивленно короткий срок ребенку превратиться в неутомимого почемучку. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое - еще одно важное условие, о котором уже упоминалось раньше: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним интерес, эмоциональный подъем служит гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.
Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает навязчивую, умную доброжелательную помощь взрослых - вот последнее немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а в помощь -в подсказку.
Нельзя делать за ребенка то, что он может сделать сам, думать -когда он додумается сам. К сожалению подсказка - как распространенная форма помощи детям, только вредит детям.
Есть великая формула К.Э.Циалковского, приоткрывшая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.
Развитее творческой личности учащегося осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. При этом предполагается создание таких условий, чтобы школьники не только осознали общественно полезное значение своего труда, но и стремились бы показать свои творческие возможности, реализовать из в конкретных трудовых делах.
Каждая вещь, изготовленная руками учащихся на уроках технологии , может быть красивой, нести в себе эмоциональную окраску. Необходимо, чтобы дети чувствовали радость от успеха. В беседе перед выполнением каждого трудового задания учитель подчеркивает, что в данном случае они творцы. А после проведения практических работ учитель организовывает просмотр работ, вместе сучащимися анализирует их достоинства и недостатки.
Вкус, к творчеству, желание найти интерес в решении трудовой задачи, умение и потребность размышлять нужно прививать к учащимся на занятиях начиная с младших классов. Так, например на занятиях по обработке ткани - эта работа ведется путем составления эскизов и композиций, словесного описания моделей, объяснения конструктивных элементов и значение художественного оформления как всего изделия, так и его частей.
Работа по конструированию изделия, его отделки и последующему анализу - одно из основных направлений творческой деятельности учащегося.
Результатом активной, творческой деятельности является получение разнообразных форм изделий. Здесь от школьников требуется точное, аккуратное выполнение технологии пошива, соблюдение размеров швов, границ их расположения. Критически воспринимается учителем, ставится на активное обсуждение в классе шитье «на глазок» и «как-нибудь», анализируется качественное, красивое выполнение операций, объяснении рабочих приемов.
Если возникают трудности, то задача учителя помочь детям справится с ними. Нужно найти доброжелательный тон, подбодрить, подчеркнуть те необходимые волевые качества, которые надо в себе вырабатывать, чтобы справится с трудной задачей. Можно привести примеры из жизни замечательных людей нашей современности, когда настойчивость и упорство способствовали успеху их деятельности.
Творческое отношение к труду, воспитывается и при обсуждении уже готовых изделий. Как правило, изделия отличаются разнообразием в результате индивидуального подхода к выполнению.
На занятиях, уроках, в процессе изготовления любых творческих замыслов, учащиеся должны добиваться осуществления своего творческого замысла. Активное участие в построении чертежа будущего изделия развивают у них конструкторскую и технологическую активность и мышление. Последовательный анализ чертежа и сравнение его с моделью направляет внимание школьников на самостоятельный поиск, воспитывает способность к творчеству.
Воплощая свои творческие замыслы в конкретных изделиях, они как бы заново открывают не только себя, но и своих товарищей по учебе и работе, на уроках технологии. Они убеждаются в своих возможностях, преодолевают трудности и сомнения.
Психолог усматривают источник мышления, творческой активности учащихся в противоречии между имеющимися у них опытом и возникающими проблемами при решении познавательных задач.
Надо учитывать, что развитие творческих способностей - процесс тонкий и индивидуальный, поэтому следует всячески поддерживать у подростков даже самые слабые попытки к творчеству. Очень легко грубым словом, ироническим взглядом разрушить хорошие замыслы в работе учащихся и уже потом бывает трудно вновь побудить их к творчеству.
Для организации на уроках технологии творческого процесса на уроках технологии нужно ориентироваться на три стадии:
- информационная база;
- творческое мышление;
- практические навыки.
Деятельность учителя и учащихся по занятиям очень разнообразна. Это разнообразие заключается в том, что для достижения образовательных и воспитательных, развивающих целей обучения в каждом конкретном случае применяются различные методы работы преподавателя и школьников. Методы обучения ученые определяют и классифицируют по разному. Одни как метод совокупности приемов учебной работы, другие как путь по которому учитель должен вести детей к знаниям, третьи как форму содержания обучения, четвертые - как способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленным на достижение цели обучения.
Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели.
Следовательно любой метод предполагает основную цель, без чего вообще невозможна целенаправленная деятельность. Осознав цель, человек осуществляет деятельность, а именно работает, используя различные методы.
В практике работы учителей технологии приходится чаще всего встречаться с объяснительно иллюстративными и репродуктивными методами обучения.
К объяснительно-иллюстративным методам обучения учитель обращается тогда, когда сообщает готовую информацию учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.
Объяснительно-иллюстративными методами обучения является рассказ, объяснение, беседа, работа с учебниками с дополнительными пособиями, демонстрация изучаемых объектов и других средств наглядности, работа с учебными инструкционными картами.
Эти методы предполагают деятельность учащихся, которую психологи показывают воспроизводящей. Она соответствует первому, самому низкому уровню усвоения знаний, они смотрят, слушают, ощущают, наблюдают, соотносят информацию с ранее усвоенной и запоминают.
Эффективность оъяснительно-иллюстративных методов доказана многолетней практикой. Преподаватели всего мира пользуются ими. И почти на всех учебных предметах, и ступенях обучения.
Репродуктивные методы применяются в основном для приобретения и усвоения учащимися навыков и умений. Они характеризуются тем, что учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению трудовых действий и приемов. К этим методам относятся упражнения, лабораторные опыты, инструктаж. Такие методы обучения как демонстрация изучаемых объектов и других средств наглядности и работа с инструкционными картами одновременно является и объяснительно-иллюстративными и репродуктивными.
Методы обучения обеих охарактеризованных групп отличается тем, что обогащают знания , навыки и умения учащихся, формируют основные операции мышления, но не гарантируют полного развития творческих способностей школьников, т.е. не в полной мере позволяют целенаправленно их формировать. Эта цель достигается при помощи таких методов как - проблемное изложение и исследовательские методы. Пока эти три метода широко применения в практике трудового обучения не нашли, но отдельные методологические подходы используются на уроках технологии.
Остановимся на более распространенных методах поведения на уроках технологии. Рассказ. В связи с тем, что на изложение материала на занятиях в мастерских отводится более 20% учебного времени, к этому методу обращаются сравнительно редко. Его можно использовать на вводном уроке, при переходе от одного раздела программы к другому.
Объяснение - применяется чаще всего перед организацией практических работ. Сопровождается демонстрацией трудовых приемов и действий различными средствами наглядности. При объяснении нового материала необходимо помнить, что излагать его следует достоверно, научно обоснованно и логически последованно, в соответствии с программой. Вначале надо дать сведения в целом об изделии или объекте, затем о его составных частях - от общего к частному.
Рассказ и объяснение нового материала требует соблюдения новых требований: достоверность содержания, логически оправданная последовательность, четкость и эмоциональность изложения, профессиональная культура речи учителя.
Беседа применяется учителем тогда, когда у учащихся имеется определенный запас знаний и трудовых умений по данной теме. Преподаватель готовится к беседе, подбирает вопросы, ставя их в определенной последовательности и подводит учащихся к заключению и обобщению. Беседа может носить характер свободной дискуссии , обсуждения вопросов по заранее составленному плану, ответов учащихся на вопросы учителя.
Беседа проводится с целью выявления у школьников запаса представлений и понятий проверки прочности усвоения знаний, развития самостоятельности суждения, оказания помощи в выполнении тех или иных работ, их анализе и оценке.
Работа с учебными пособиями и дополнительным материалом дает им значительную информацию. При работе с печатными источниками они овладевают системой знаний, приобретают навыки самостоятельности.
Инструктаж в трудовом обучении понимается как объяснение и показ трудовых действий и приемов, учитель рассказывает учащимся о типичных ошибках при выполнении и соблюдении правил техники безопасности, о контроле своих действий.
Традиционные формы обучения позволяют приобрести в основном информационную базу. Две другие формируются случайным образом, и лишь у незначительного числа учащихся приобретают законченную форму. Для преодоления этого недостатка предназначены нетрадиционные методы.
Для развития творческих способностей у ребенка нужен индивидуальный подход. Определение различных заданий каждому, помощь тем, кто затрудняется.
При разнообразной тематики уроков - развиваются творческие способности. Знакомство с тканями, конструированием, моделированием выявляются способности швеи. Вышивка, аппликация, обработка ткани - вырабатывает аккуратность и усидчивость.
Работа с другими материалами, проявление фантазии на уроках технологии ведет к выявлению индивидуальных творческих способностей учащихся, к дальнейшему практическому применению их в жизни.
Одной из самых сложных задач является развитие креативных -творческих способностей учащихся. Творчество предполагает самостоятельность и оригинальность мышления ученика, создание чего-то нового, ранее неизвестного. Для того, чтобы выполнить ЭТУ задачу, учитель сам должен быть творческим и талантливым человеком. Для решения этой задачи я сначала исследую способности детей: беседую, провожу анкетирование, предлагаю работать с различными предметами труда. На уроках рукоделия мы занимаемся бисероплетением, вязанием, вышивкой гладью и крестом, аппликацией, поделками из природного материала. При выполнении любой работы ученики проходят следующие этапы:
- Знакомство с технологией и освоение основных технологических приемов;
- Углубление знаний, формирование навыков и мотивации в творческой деятельности;
- Создание условий и самореализация ученика в творчестве. Сотрудничество учащихся и учителя. Самостоятельное творчество ребенка, стремление к вершинам мастерства.
Возьмем такую тему как «Кожа и ее возможности». Тема очень интересна для детей, они довольно легко осваивают основные приемы этой техники, создают настенные панно в этой технике. На первых уроках я знакомлю учеников с этой техникой работы с кожей, рассказываю истории возникновения, применение, о материалах и инструментах, используемых в этой технике. Затем показываю основные приемы: соединение лекал. Начинаю с самого легкого: ученики знакомятся с размером лекал и вырезке. После этого видоизменяю задачу - прошу, чтоб они пофантазировали и вырезали без лекал различные формы. Задание усложняется -нужно собрать в цветок все вырезанные из кожи детали.
Работы предоставляю классу, мы вместе радуемся находками.
При выполнении учащихся творческих проектов учитель получает возможность работать с одаренными детьми, а ученик получает возможность овладеть вершинами мастерства. На этом пути руководствуюсь следующими принципами:
- предоставляю ученикам возможность реализовать себя в творческой деятельности;
- стимулировать творческую активность детей;
- развивать способность детей правильно оценивать свою работу;
- учу не останавливаться на достигнутом, совершенствоваться;
- чтобы достигнуть многого - начни с малого: научись ставить перед собой конкретные цели и достигать их;
- каждый человек в ответе за свое развитие и собственную жизнь. Чтобы ученики не потеряли интереса к работе, они должны иметь
возможность показать свои работы. Эту возможность мы реализуем при защите творческих проектов, устраиваем выставки творческих работ в школе, лучшие работы отсылаем на городские выставки.
Категория: Искусство | Добавил: murzakova_n
Просмотров: 6400 | Загрузок: 491 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 2:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru