Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Песни Абая
2015-01-18, 2:12 PM
Тема урока: Песни Абая
Цели урока:
1.Образовательные
- Формирование и закрепление знаний о жизни и творчестве Абая, о его значении в развитии культуры Казахстана и в мировой культуре;
- интеграционное объединение знаний, полученных на уроках искусства и новых знаний о песенном творчестве Абая, литературе, живописи, философии, истории с использованием трёх языков: казахского, русского английского;
- формирование навыков творческого преобразования полученных знаний;
- выявление художественных и общечеловеческих ценностей в творчестве Абая;
- уметь классифицировать песни Абая, анализировать, сопоставлять, проводить ассоциативные связи с другими видами искусства;
- знать основные средства выразительности музыки.
2. Развивающие
Развитие:
- культурологического мышления учащихся;
- эстетического кругозора;
- творческих способностей;
- умения анализировать, сравнивать факты, идеи, виды искусства;
- умения выделять главное и формировать свою точку зрения;
- познавательного интереса к искусству;
- стремления к самовоспитанию и саморазвитию;
- умения самостоятельно добывать знания из различных источников.
3.Воспитатальные
Воспитание
- уважения к творчеству Абая, как к части культуры Казахстана и мировой культуры;
- любви и уважения к своему народу, своей стране;
- духовно – нравственной культуры учащихся;
- гуманно – личностного отношения к миру, культуры межнациональных отношений;
- поликультурной личности.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности
Форма организации урока: творческая мастерская

Дидактическое обеспечение урока:1. К.Болатбаев, Е.Косбармаков, А.Еркебай учебник Искусство для 10 класса;
2. Презентация к уроку;
3. Музыкальный материал к уроку:
- Абай «Қараңғы түнде тау қалғып» в исполнении К.Байбосынова;
- Абай «Желсiз тунде жарык ай»(видеоролик) в исполнении Акерке Тажибаевой (кобыз);
- Абай «Қөзімнің қарасы» в исполнении А.Днишева;
- Абай «Айттым сәлем, Қаламқас» в исполнении Д.Оразбекова;
- Абай «Сегіз аяқ» в исполнении Ж. Елебекова;
- Абай«Қөзімнің қарасы» в исполнении М.Арынбаева;
- Абай «Қөзімнің қарасы» в исполнении бельгийской группы»Mr. G & The Blue Power».

4. Литература к уроку:
- Н.Назарбаев «Слово об Абае»;
-Б.Майтанов «Абай: история, личность, время»
- Абай «Стихи. Поэмы, проза» из серии «Слово седьмое»
5.Репродукции(в презентации):
С.Айтбаев «Счастье», И.Шишкин «На севере диком», О.Кипренский «Портрет Пушкина», А.Куинджи «Лунная ночь», А.Галимбаева «Девушка из аула»,
А.Врубеля «Портрет сына художника», С.Романов «Под небом Родины»

6. Интернет – ссылки к уроку:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Абай_Кунанбаев
http://abai.norbekov.kz/
http://library.vkgu.kz/writers/abai.shtm
http://tokadoka.kz/stati/prim/abai.html
http://www.youtube.com/watch?v=ljvUPZgGPOw&feature=related
7. Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, проектор, таблица средств музыкальной выразительности, памятки с названиями репродукций и именами художников.

Ход урока:

I.Организационный момент.
Дети заходят в класс под музыку Абая «Қараңғы түнде тау қалғып».
- Здравствуйте, ребята. Садитесь, я очень рада видеть вас.
- Когда вы зашли в класс, звучала музыка, вы узнали её? Как появилась эта музыка?
- На доске вы видите фрагмент стихотворения Абая, давайте прочитаем его и подумаем, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?
(Дети читают стихи, фоном звучит музыка Абая)
..Птицы – песни во всех направленьях летят,
Коль певец многообразной думой богат.
Песня – тень от пленительной думы такой.
Пусть же ритм и мелодия слух покорят!

Песня, ввысь устремлённая, льётся струёй,
Увлекая могучей своей красотой
Беспокойное сердце и жаждущий ум.
Но её не поймёт тугоухий, глухой!

Песнь летит и рождает порывы в сердцах,
И чудесны её переливы в сердцах –
Радость, скорбь. Убаюкает сердце она,
Укачает его, как дитя на руках.

Лето жизни сменяется долгой зимой,
А веселые юности игры – тоской.
Если песнь хороша и взволнует тебя,
Сразу жизнь засверкает зарёй золотой!

- О чём эти стихи?
- Попробуйте назвать тему сегодняшнего урока!
- Ход ваших мыслей на правильном пути и тема сегодняшнего урока «Песни Абая».
- Давайте попробуем вместе обозначить цели сегодняшнего урока. Какого результата мы попытаемся достигнуть к концу урока, что нового узнать?

II.Актуализация субъектного опыта учащихся.
Обратимся к цитатам урока:
«Не все гении поэты – не все поэты – гении. Абай был и тем и другим» С.Муканов
«Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной культуры своего народа Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка» Ч. Айтматов
Как вы понимаете смысл этих цитат?
Абай Кунанбаев – великая личность, признанная во всём мире. Уникальность Абая в его универсализме и духовной многогранности.
Абай – поэт и основоположник письменной казахской литературы и казахского литературного языка, Абай – просветитель, мыслитель и переводчик, Абай – композитор.
Но чтобы понять смысл его песен, необходимо изучить его жизнь и творчество, понять, чем он жил, что волновало его и к чему стремился Абай.
Форма нашего урока – творческая мастерская, работая в профильных группах, каждый может проявить себя, выразить свои чувства и мысли.
На прошлом уроке вам было дано опережающее задание «Портрет Абая» по группам, вы должны были подготовить мини – проекты по следующим направлениям:

1 группа – «Историки» нам представят биографические данные из жизни Абая, охарактеризуют его личность.
2 группа – «Литературоведы» - расскажут о литературном творчестве и просветительской деятельности Абая
3 группа – «Музыковеды» дадут общую характеристику песенному творчеству Абая
.
Абай знал несколько языков, и я попросила вас, чтобы вы в подготовке данных тем использовали не только русский язык, но обязательно казахский, английский, а возможно и другие языки.
(Дети отвечают)

III. Применение знаний, формирование умений и навыков.
1. «О чём рассказала песня». Как вы думаете, какое значение, играла песня в жизни людей? Что выражали в музыке композиторы – песенники? О чём рассказывали песни ?
Все песни Абая необыкновенны красивы и отличаются богатством и выразительностью музыкального языка. И я думаю, что сегодня мы с вами, познакомившись даже с некоторыми из них, испытаем большое счастье.
Следующее задание будет заключаться в следующем: сейчас мы прослушаем три самых известных песни Абая
"Қөзімнің қарасы",«Айттым сәлем, Қаламқас», «Желсiз тунде жарык ай» и у каждой группы будет своё задание.
После прослушивания и подготовки начнёт отвечать группа «Музыковеды» им предстоит ответить на вопрос, какие музыкальные образы создал Абай в своих песнях, какие средства музыкальной выразительности Абай Кунанбаев использовал в своей музыке (Приложение 1).
«Литературоведы» попытаются сочинить триптих, посвящённый прослушанным песням Абая, а «Историки» попытаются рассказать версию создания этих музыкальных произведений. Итак, удачи вам, ребята! Слушаем!
(Слушание музыки:1. «Желсiз тунде жарык ай»(видеоролик) в исполнении Акерке Тажибаевой;
2. «Қөзімнің қарасы» в исполнении Алибека Днишева;
3. «Айттым сәлем, Қаламқас» исполняет Дастан Оразбеков)

(После слушания, дети готовятся и выступают)

2. Давайте послушаем музыку Абая в исполнении выдающегося казахского певца Жусупбека Елебекова.
Этот певец принадлежит к аркинской певческой школе
(название «аркинская» происходит от слова «Сары – арка», это центральные, северные и восточные регионы республики).
Жусупбек Елебеков продолжатель традиций, которые создали великие казахские певцы этих областей Казахстана: Амре Кашаубаев, Кали Байжанов, Габбас Айтпаев, Манарбек Ержанов. И особое место в его творчестве занимают песни Абая.
(Слушание- песня «Сегіз аяқ»
После прослушивания дети высказывают свои впечатления)
3.Блиц – турнир. а)Какие песни Абая вы знаете? Назовите их.
(Каждая группа называет песню по очереди, кто больше назовёт)
б) С чем ассоциируется у вас каждая из них (короткие идеи – ассоциации)?

3. «Песни Абая и живопись».
На доске вы сейчас увидите слайд – шоу, составленное из репродукций картин, какие - то картины и художников вы уже знаете, какие- то увидите впервые. У вас на столах лежат памятки с названиями репродукций и именами художников, которые их создали.
Ваша задача выбрать те картины, с которыми созвучны песни Абая и вписать названия песен напротив названия картин, которые соответствуют песням по настроению, колориту, сюжету или каким каким – то другим характеристикам, которые вы сами определите. Сколько сможете, но чем больше, тем лучше!
Затем мы обсудим вашу работу.
( Репродукции С.Айтбаева «Счастье», И.Шишкина «На севере диком», О.Кипренского «Портрет Пушкина», А.Куинджи «Лунная ночь», А.Галимбаевой «Девушка из аула», А.Врубеля «Портрет сына художника», С.Романова «Под небом Родины»)

(- Во время просмотра репродукций звучит музыка"Қөзімнің қарасы» в исполнении М.Арынбаева;
- На доске названия песен Абая;
- Каждая группа представляет свои версии, называя песни Абая в соответствии с репродукциями картин художников, обсуждение)

4. «В душу вглядись глубже, сам собою побудь:
Я для тебя загадка, я и мой путь!
Знай, потомок, дорогу я тебе открывал.
Против тысяч сражался, не обессудь!»
Это обращение Абая к потомкам, а значит и к нам. Талант Абая стал достоянием не только Казахстана, но и всего мира. Творчество Абая сблизило очень многие народы и следующее задание «Абай Кунанбаев и мировая культура».
Обсудите и проанализируйте, какой вклад внёс Абай в развитие мировой культуры.
Форму ответа вы можете выбрать сами.
1 группа «Историки» - «Абай и дорога в будущее»
2 группа «Литературоведы» - «Литературное творчество Абая и духовные ценности человечества»
3 группа «Музыковеды» - «Значение песенного творчества Абая в мировой культуре»

IV. Подведение итогов урока и обобщение изученного.
«Известно, что Абай всегда мечтал быть не сыном отца, а сыном отечества. И сегодня он достиг своей мечты и гордо восседает на самом почетном месте нашего торжества, как признанный всем миром мудрый и прозорливый учитель, поэт и гений человечества»
Нурсултан Назарбаев
«Слово об Абае».
(Видеоролик «Абай Кунанбаев»)
Мы сегодня попытались разобраться в творчестве Абая, познать его жизнь, понять те духовные ценности, которые он нёс людям, как Прометей огонь. Ведь не зря Абая называли Прометеем степи.
Через пять лет после смерти Абая, в 1909 году, в Петербурге был издан сборник его стихов. Абай не только перевёл Пушкина, но перевёл так, что Письмо Татьяны стало песней, любимой в народе. Песни Абая легко узнаваемы, мелодичны, они в полном смысле являются народными, потому что поются о самых высоких и благородных чувствах.
Мухтар Ауэзов заложил основы Абаеведения, написав четырёхтомную эпопею «Путь Абая». Ежегодно в Казахстане проводятся Абайские чтения, сначала по городам Казахстана, а затем на родине Абая – в Семипалатинской области.
В 1995 году о жизни поэта был снят двухсерийный фильм «Абай», режиссёр Ардак Амиркулов. Фильм производства Казахстан-Франция.
В Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Киеве и других городах мира есть улицы, названные именем Абая.
Бельгийская эстрадная группа "Mr. G & The Blue Power" в свой репертуар включила песню Абая «Қөзімнің қарасы», и исполняла её в гастрольных поездках по всей Европе, давайте послушаем. Эта песня исполнялась на разных языках
(Слушание музыки)
Во многих странах мира установлены памятники Абаю: в Стамбуле, Москве, Тегеране; а в Лондоне открыт Дом Абая.
И хотя главной темой нашего сегодняшнего изучения стали песни Абая, мы попытались понять его мировоззрение, познать внутренний мир, разобраться в творчестве Абая, и безусловно, чему – то научиться.
Какой вывод урока мы можем сделать? Что мы сегодня узнали об Абае?
Какую музыку мы слушали? Что нового мы узнали о песнях Абая? Чем они вас покорили? Давайте ещё раз перечислим песни Абая, которые мы знаем. Каких исполнителей песен Абая вы знаете?
Мне очень приятно, что сегодня на уроке, вы проявили себя очень творчески: вы высказывали свои мысли, создавали свои произведения искусства.
Как вы думаете, какие советы, мог бы дать вашему поколению Абай сегодня? Чему мы можем у него поучиться?
(«Советы Абая», дети подводят итоги урока)
V.Информация о домашнем задании.
На основе сегодняшнего урока я попрошу вас создать «Путеводитель по песням Абая», форму создания вы выберете сами. Вы также можете нарисовать песню (песни)Абая, которая вам особенно понравилась или написать любое литературное произведение на эту тему.

VI.Рефлексия.
Что вам особенно запомнилось сегодня на уроке? Какой урок нам сегодня преподнёс Абай? Какие песни вам особенно запомнились? Я очень благодарна вам за сегодняшний урок, потому что я получила огромное удовольствие от работы с вами.
Когда говоришь об Абае, получаешь ответы на многие вопросы.
« Человек набирается ума слушая слова мудрых… из услышанного…надо выделить истину… видя дела людей, трудясь в поте лица. Он постепенно начинает отличать хорошее от плохого. Так шлифуется разум человека». Помните эти слова Абая и тогда много добьётесь. Этими словами Абая я хочу закончить сегодняшний урок. И в заключение урока давайте споём все вместе песню Абая «Желсiз тунде жарык ай».
(Пение)
Спасибо за урок! До свидания.
Категория: Искусство | Добавил: Елена9737
Просмотров: 357 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 7:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru