Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Принципы и методы развития импрвизационных умений.
[ Скачать с сервера (49.5Kb) ] 2016-05-24, 11:05 PM
Принципы и методы развития импровизационных умений.

Табылдиева С.Ж.,преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ №1 г.Актобе
м
Казахский народ создал непреходящие ценности духовной культуры-замечательное народное устное профессиональное музыкальное искусство.В нем складывались свои традиционные формы,одна из которых-искусство импровизации.
Будучи по своей природе искусством народным,импровизация своими корнями тесно связана с фольклором.Поэтому передача ее основ из поколения в поколение сопряжена с тем богатейшим опытом,что принято сегодня называть этнопедагогикой.Как известно,типичным свойством народного творчества являлись стихийность и импровизационность бытования.Благодаря именно этому импровизационному началу уникальные шедевры устной музыкальной культуры казахов-кюй,жыр,терме,айтысы до нашего времени.Однако функциональное значение искусства импровизации не только в сохранении и передачи устного наследия художественной культуры.Выдающиеся исследователи народного творчества Б.Асафьев,В.Беляев,А.Затаевич подчеркивали его значимость в творческом развитии личности.Неслучайно видные преподаватели музыкального образования и воспитания Б.Барток,Э-Ж.Далькроз,З.Кодай,К.Орф используя в своей деятельности живительную силу народного творчества,придавали огромное значение импровизации в музыкальном воспитании подрастающего поколения.Однако несмотря на то,что импровизация исторически была признана одной из ведущих форм творческого развития личности,в настоящее время в связи с изменившимися условиями и формами современного обучения музыкантов,традиция народного импровизирования во многом утеряна.В свете вышеизложенного становится очевидной необходимость реконструкции традиционных форм творческого развития личности и связанная с этим проблема обучения импровизации является актуальной.
Анализ современного состояния академического музыкального образования показал в целом тенденцию спада искусства импровизации.Учитывая многообразие подходов в развитии импровизационных умений заслуживает внимания методика музыкально- творческого развития детей,разработанная С.М.Мальцевым.Ставя во главу угла раннее и систематическое обучение детей гармонии,она призвана формировать опережающее развитие слуха,являющееся одним из главных условий функционирования процесса импровизации в музыке.Безусловно,что обучение взрослого контингента умению импровизировать имеет в отличие от детского свои особенности.Большую роль здесь играют данные устоявшегося,то есть уже сформированного слухового развития,ряд психолого-возрастных отличий,влекущие за собой иные подходы в обучении.
Важнейшим этапом в обучении импровизационным умениям является подбор по слуху,так как при этом активно развиваются слухо-зрительно-моторные взаимосвязи и слуховой самоконтроль,необходимые как базовые компоненты в процессе импровизации.Основу существующих свойств импровизационных умений составляют двуединство принципов композиторского и исполнительского творчества,а также структура способностей и мыслительного аппарата импровизирующего.В подавляющем большинстве учитель музыки,не выходя за рамки программных установок,мало учитывает музыкальные вкусы и потребности своих учеников,часто пользуется однообразным учебным материалом,придающим монотонный характер проводимым занятием.Кроме того, на уроках музыки нечасто можно слышать «живое» музицирование,подчас отсутствует свободное владение инструментом,как средством передачи музыкальной мысли и способом самовыражения учителя.Вследствие чего педагог ограничивается использованием готового музыкального материала и технических средств обучения,что не всегда способствует расширению поля его профессиональной деятельности.
На сегодняшний день развитие импровизационных умений включает практическую,развивающую,воспитательную и образовательные цели.В принципах и методах развития импровизационных умений можно выделить следующие моменты:
1.Отработка определенных ритмоформул-стереотипов,из которых выстроена поэтическая конструкция.Например,можно предложить учащимся подобрать на определенное ключевое слово набор рифмующихся с ним предложений,в конечном счете вырастающих в стихотворную композицию.В поэтическую гирлянду,созданную воображением вплетаются новые и новые метафоры,аллегории,эпитеты,сравнения,аллитерирующие или рифмующиеся с ключевым понятием.
2.Анализ импровизаций современных исполнителей и,в связи с этим,выработка собственного подхода в решении художественных задач,собственной модели.Учитель подробно анализирует стилевые особенности того или иного импровизатора.Для этого с дидактической целью подбирается материал разных авторов на одну тему и очень подробно рассматривается специфика прочтения каждого варианта.После тщательного анализа преподаватель предлагает аналогичным образом либо самим сочинить оригинальную композицию на заданную тему,либо симитировать уже известные модели.В дальшейшем,в творческой аудитории разворачивается детальная политика по поводу удачных решений той или иной импровизации,композиции учащихся.
3.Непосредственное участие молодых музыкантов в творческих состязаниях,ритуально-обрядовых мероприятиях,празднествах и так далее,является обязательным условием воспитания импровизатора.
В процессе обучения импровизации необходимо пробудить осознанное желание к процессу музицирования.Обучение импровизации необходимо начинать с привития навыка творчески оперировать,то есть навыка элементарного формотворчества.
Занятия импровизацией-прекрасное средство разбудить творческий потенциал учащегося,дать ему почувствовать себя творцом,создателем.
Рабочим материалом музыканта импровизатора являются различные элементы: звукоряды, мелодические обороты,ритмические рисунки,аккорды,гармонические последовательности,приемы фактуры.
На начальном этапе большое значение отводится анализу композиционной структуры произведений.Анализ следует проводить не только по нотам,но необходимо дать и устный слуховой анализ формы,а затем целостный анализ формы во взаимодействии со всеми компонентами музыкального языка.Знание общих закономерностей должно помочь раскрыть своеобразие каждого отдельного произведения.Анализ важно совмещать с практическим усвоением материала,с игрой на инструменте всех разделов формы.
Первые задания по импровизационным видам творчества должны быть конкретными,с точно определенными условиями,например:
1.Импровизация на заданный ритм-сочинение звуковысотной линии на определенный ритм,который записывается преподавателем заранее на доске (всего несколько тактов или фраз).
2.Продолжение записанной линии.На доске пишется несколько тактов или фраз мелодии,которые учащиеся должны продолжить или закончить.Для облегчения ограничивается количество тактов,фраз и диапазон сочиняемой мелодии.
3.Сочинение мелодии в определенном ладу.Каждый лад казахской народной музыки выражает определенное настроение,характер.Поэтому можно предложить определенный лад,в котором учащийся должен сочинить небольшое мелодическое построение.Это даст возможность учащимся лучше познакомиться с народными ладами,способствует развитию всех музыкальных способностей,помогает ярче проявить свой творческий потенциал.
4.Упражнения-импровизация на заданную тему:
А)тему диктантов,записанных ранее в классе;
Б)На темы,сочиненными самими учащимися на определенные ритмоформулы.
5.Импровизация на разные типы начальных ладовых опор (например:ре-ля,ре-соль),определяющих разные типы композиций.
6.Импровизация на музыкальный образ.В этом виде работы внимание учащихся направлено на воссоздание того или иного образа музыки через характерные для этого содержания средства выразительности-ритм,штрихи,темы и т.д.
7.Импровизация на диатонических звукорядах.Учащиеся должны поочередно исполнить небольшие попевки на данный ритмический рисунок на избранном звукоряде.Каждому по очереди спеть два или четыре мотива,комбинируя звуки совершенно произвольно.Импровизацию мелодий на диатонических звукорядах легко построить на основе переменности.
8.Импровизация на пентатонных звукорядах.Пентатоника как структура универсальная содержит большие возможности для импровизационной обработки.Здесь можно поимпровизировать в стиле казахских народных песен.Предварительная работа должна включать в себя знакомство с музыкальными образцами из различных фольклорных сборников.Пропев и проанализировав несколько приемов на пентатонный стиль,учащиеся должны вывести структурные закономерности:типичные музыкальные обороты,ритмические рисунки,принципы развития и т.д.Для наглядности следует выписывать на доске звукоряд,ритмические рисунки и мелодические опоры будущих мелодий,заранее оговорив темп и характер исполнения с ориентацией на какой либо жанр,например-колыбельная,плясовая,лиричес- кая и т.д.
9.Импровизация домбрового двухголосия.Данная импровизация-хорошее средство слухового усвоения интервалов кварты и квинты.Один из учащихся повторяет ритмическую фигуру на одной ноте,а другой снизу импровизирует мелодию,имитирующую мелодию домбры,затем голоса меняются местами.Предварительная работа включает разбор оригинальных образцов (их можно пропеть) с анализом структуры домбрового двухголосия.Хорошо зная гармонические нормы и композиционное строение кюя можно предложить учащимся сымпровизировать небольшой кюй,оговорив все детали его структуры.
В заключении можно подчеркнуть,что импровизация-дело творческое,и руководство этим процессом обязательно требует творческого подхода,постоянного изобретения новых норм и методов занятий.
Категория: Искусство | Добавил: салтанат0860 | Теги: творчество, музыкальная культура, кюй, терме., этнопедагогика, импровизация
Просмотров: 136 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru