Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство |
[ Скачать с сервера (44.9 Kb) · Скриншот ] | 2016-10-12, 5:45 PM |
Музыка эпохи Барокко Цель экскурса – освещение музыкального аспекта эпохи Барокко. Задачи: • посредством ярких примеров поэтов, архитекторов, художников настроить слушателей и исполнителей на восприятие серьёзной классической музыки; • передать, при помощи эмоционального и выразительного исполнения, стилистические особенности и неисчерпаемые возможности старинной музыки; • при помощи интеграции различных видов искусства активизировать у учащихся интерес к творческой деятельности, пробудить в участниках экскурса желание самостоятельного ознакомления с разными видами искусства эпохи барокко. Технические средства выполнения задач 1. Музыкальные инструменты: клавесин, скрипка, рояль. 2. ТСО: интерактивная доска, проектор, слайды, аудио. 3. Реквизит: свечи, костюмы и т.п. Используемый материал 1. Произведения композиторов конца XVI – XVIII в.в. 2. Интернет-ресурс в качестве иллюстраций и, частично, текста. Эпоха Барокко Звучит музыкальный номер: Перголези - Сицилиана - Комнаты янтарные горят Завитки и выступы лепнины. Красные кафтаны арапчат, Кринолины, царственные спины. Маскарад затеяли чуть свет; Ну а ночью, среди тьмы кромешной Пролетят в лучах, - хвостах комет, Алые кусты огней потешных. Но не слышно птичьих голосов, И гуляет ветер одиноко Средь роскошно убранных лесов Пышного осеннего барокко. Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «жемчужина неправильной формы», «склонный к излишествам»; существуют и другие предположения о происхождении этого слова). Стиль Барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху Барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Эпоха Барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). Светская жизнь потеснила духовную, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Эпоха Барокко отвергает такие традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому Барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи Барокко,впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу. Ярким представителем стиля в архитектуре является Бартоломео Франческо Растрелли. Российский город Санкт-Петербург и его окрестности изобилуют его творениями, представленными для вас на слайдах. Несколько слов о моде эпохи барокко. Эпоха Барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время женщина должна быть неестественно бледной, в вычурной прическе, в тугом корсете и в огромной юбке, а мужчина в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен духами. В эпоху Барокко произошел взрыв новых стилей в музыке. Произошло ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Возрождения, что позволило процветать музыке светской. Музыка композиторов эпохи Барокко Период Барокко в музыке относится ко времени с конца XVI до первой половины XVIII в. Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Но часто композиторы использовали вокальные формы в инструментальной музыке. Музыкальный номер: Л.Мари - Ария Ария- жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, с мелодикой песенного склада, исполняющийся певцом-солистом в сопровождении оркестра. Немецкий и английский композитор эпохи Барокко Георг Фредерик Гендель, известный своими операми, ораториями и концертами, родился в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти. Сейчас вы услышите Арию Генделя, которая будет исполнена скрипкой. Музыкальный номер: Георг Фридрих Гендель - Ария Модным инструментом той эпохи был клавесин - предшественник фортепиано. Он был очень популярен в салонах, домах зажиточных обывателей. Инструмент обладает тихим камерным звуком. Франсуа Куперен. Французский копозитор-клавесинист. В его композиторской копилке более 250 пьес для этого инструмента, а так же трактат «Искусство игры на клавесине» Музыкальный номер: Ф.Куперен – «Кукушка» Иоган Себастьян Бах — немецкий органист, педагог, композитор, величайший гений в истории музыки, творец Позднего Барокко. Музыкальный номер: И.С.Бах - Ария За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Музыкальный номер: И.С.Бах. «За рекою старый дом (хор уходит на музыке Паваны. Танец от входа в зал) Хореографический номер: Танец «Павана» Вашему вниманию мы предлагаем произведение итальянского композитора Арканджело Корелли. Сарабанда – старинный испанский танец XVI – XVIIв.в. торжественно-скорбного или лирического характера в медленном плавном движении. Музыкальный номер: А.Корелли Сарабанда Мы плавно перешли к теме танца в музыке барокко, т.к. ни один из балов не обходился без него. Менуэт – старинный фр. нар. танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полу пальцах. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века - бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе. Менуэт – произведение, которое знакомо каждому начинающему музыканту. Музыкальный номер: Е.Хундерфорд Старинный менуэт Луиджи Боккерини известен нам благодаря своему менуэту, который имеет множество переложений. Наше трио предлагает вашему вниманию Менуэт Л.Боккерини. Музыкальный номер: Боккерини Менуэт Мы хотим привести пример, как перекликаются искусство слова и искусство звуков. Поэт, представитель испанского Барокко - Лопе Феликс де Вега Карпио (1562 – 1635) ЛЮБОВЬ Упасть без чувств, очнуться иступлённым, И щедрым и скупым, покорным, властным, Живым и мёртвым, кротким и опасным, Предателем – и верным, непреклонным, Не знать покоя, с милой разделенным, Стать яростным, счастливым и несчастным, Непостоянным, стойким, хладным, страстным, Пресыщенным, несытым, уязвленным, Отраву звать божественным напитком, Забыть о пользе, гнаться за убытком, Поверить в то, что раем ад бывает, Закрыть глаза на ложь, на заблужденье, Вложить всю жизнь, всю душу в наважденье – И есть любовь: кто сам любил, тот знает. (Пер. М. Квятковской) Вокальный номер: Т.Альбинони Адажио Как вы уже поняли, инструментальная, камерная музыка была основой культурной жизни эпохи Барокко. Многие важные формы классической музыки берут свои истоки в эпохе Барокко. Барокко была эпохой, когда идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и на сегодняшний день. Одним из великих авторов того времени был Антонио Лючио Вивальди, его творчество пришлось на конец эпохи Барокко. Музыкальный номер: А.Вивальди – Финал из Маленькой симфонии (отрывок) Позвольте сказать несколько слов о культуре слова Барокко для того, чтобы воссоздать колорит того времени. Литература Барокко настаивала на свободе выражения в творчестве, для неё характерен безудержный полет фантазии. Барокко стремилось к чрезмерности во всем. Ярчайшим примером поэзии стало творчество Лафонтена. Жан де Лафонтен – французский поэт, баснописец. На его произведениях вырос А.С.Пушкин, его басни знакомы нам с детства по переводам Ивана Андреевича Крылова. Мы хотим переключить ваше внимание от музыки к поэзии. Басня Лафонтена Виноградник и олень В один несчастный день Олень, Благодаря густому винограду, Нашёл себе спасенье и ограду: Он за листвой Его густой Невидим был охотничьему взгляду! Опасность минула... И вот, Мой скот Давай, без всякого смущенья, Глодать кору и листву огражденья. Поднял он шум такой, Что все охотники толпой Назад вернулись и Оленя Убили из ружья без сожаленья. «И поделом! — Сказал безумец, умирая. — Я оскорбил меня же спасший дом, Его услугу забывая!» Не забывай, И отдавай Тому почтенье, В ком ты нашёл защиту и спасенье! (Звучит музыка к танцу) Хореографический номер: Танец Контрданс И вновь музыка Барокко. (выходят исполнители и занимают свои места на сцене) Тамбурин — старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а также танец в двудольном размере и музыка к нему. Тамбурин был известен на юге Франции около XVIII века. Обычно один и тот же исполнитель играл на флейте и аккомпанировал себе на тамбурине. Музыкальный номер: Рамо – Тамбурин (клавесин) Музыкальный номер: Обер - Тамбурин (скрипка) Выбирая произведения для нашего экскурса, мы старались представить музыку эпохи Барокко самыми яркими музыкальными красками. Думаю, следующее произведение знакомо и любимо всеми. Музыкальный номер: И.С.Бах «Шутка» Звучит музыка (фон) Подошёл к концу наш экскурс в эпоху славного Барокко. Благодаря музыке, поэзии, живописи, танцам мы перенеслись на пять столетий назад. Прозвучала музыка композиторов: Перголези, Генделя, Баха, Корелли, Куперена, Альбинони, Мари, Боккерини, Рамо, Вивальди. Исполнители – ученики классов скрипки, фортепиано, хореографии, а так же их преподаватели. «Солтүстік Қазақстан облысының білім басқармасы» ММ «Петропавл қаласының білім бөлімі» ММ «№8 орта жалпы білім беретін эстетикалық тәрбие мектеп-кешені» ММ КГУ «Управление образования Северо-Казахстанской области» ГУ «Отдел образования города Петропавловска» КГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания №8» Внеклассное мероприятие Сценарий музыкально-исторического экскурса «Музыка эпохи Барокко» Составитель сценария – Феофанова Л.М., преп.фортепиано, ответственные лица и исполнители – Попова Е.В., преп. скрипки, Котенёва И.М., преп. фортепиано. Художественный руководитель – Фоменко Н.М. Петропавловск, 2015г. | |
Просмотров: 990 | Загрузок: 21 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|