Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Музыка эпохи Барокко
[ Скачать с сервера (44.9Kb) · Скриншот ] 2016-10-12, 5:45 PM
Музыка эпохи Барокко
Цель экскурса – освещение музыкального аспекта эпохи Барокко.
Задачи:
• посредством ярких примеров поэтов, архитекторов, художников настроить слушателей и исполнителей на восприятие серьёзной классической музыки;
• передать, при помощи эмоционального и выразительного исполнения, стилистические особенности и неисчерпаемые возможности старинной музыки;
• при помощи интеграции различных видов искусства активизировать у учащихся интерес к творческой деятельности, пробудить в участниках экскурса желание самостоятельного ознакомления с разными видами искусства эпохи барокко.
Технические средства выполнения задач
1. Музыкальные инструменты: клавесин, скрипка, рояль.
2. ТСО: интерактивная доска, проектор, слайды, аудио.
3. Реквизит: свечи, костюмы и т.п.
Используемый материал
1. Произведения композиторов конца XVI – XVIII в.в.
2. Интернет-ресурс в качестве иллюстраций и, частично, текста.
Эпоха Барокко
Звучит музыкальный номер: Перголези - Сицилиана
- Комнаты янтарные горят
Завитки и выступы лепнины.
Красные кафтаны арапчат,
Кринолины, царственные спины.

Маскарад затеяли чуть свет;
Ну а ночью, среди тьмы кромешной
Пролетят в лучах, - хвостах комет,
Алые кусты огней потешных.

Но не слышно птичьих голосов,
И гуляет ветер одиноко
Средь роскошно убранных лесов
Пышного осеннего барокко.

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «жемчужина неправильной формы», «склонный к излишествам»; существуют и другие предположения о происхождении этого слова). Стиль Барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху Барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
Эпоха Барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад.

Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). Светская жизнь потеснила духовную, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха Барокко отвергает такие традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт.
Поэтому Барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур.
В армиях эпохи Барокко,впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.
Ярким представителем стиля в архитектуре является Бартоломео Франческо Растрелли. Российский город Санкт-Петербург и его окрестности изобилуют его творениями, представленными для вас на слайдах.
Несколько слов о моде эпохи барокко. Эпоха Барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время женщина должна быть неестественно бледной, в вычурной прическе, в тугом корсете и в огромной юбке, а мужчина в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен духами.
В эпоху Барокко произошел взрыв новых стилей в музыке. Произошло ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Возрождения, что позволило процветать музыке светской.

Музыка композиторов эпохи Барокко
Период Барокко в музыке относится ко времени с конца XVI до первой половины XVIII в.
Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Но часто композиторы использовали вокальные формы в инструментальной музыке.
Музыкальный номер: Л.Мари - Ария
Ария- жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, с мелодикой песенного склада, исполняющийся певцом-солистом в сопровождении оркестра.
Немецкий и английский композитор эпохи Барокко
Георг Фредерик Гендель, известный своими операми, ораториями и концертами, родился в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти.
Сейчас вы услышите Арию Генделя, которая будет исполнена скрипкой.
Музыкальный номер: Георг Фридрих Гендель - Ария
Модным инструментом той эпохи был клавесин - предшественник фортепиано.
Он был очень популярен в салонах, домах зажиточных обывателей.
Инструмент обладает тихим камерным звуком.

Франсуа Куперен. Французский копозитор-клавесинист.
В его композиторской копилке более 250 пьес для этого инструмента, а так же трактат «Искусство игры на клавесине»

Музыкальный номер: Ф.Куперен – «Кукушка»

Иоган Себастьян Бах — немецкий органист, педагог, композитор, величайший гений в истории музыки, творец Позднего Барокко.
Музыкальный номер: И.С.Бах - Ария
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы.

Музыкальный номер: И.С.Бах. «За рекою старый дом
(хор уходит на музыке Паваны. Танец от входа в зал)
Хореографический номер: Танец «Павана»
Вашему вниманию мы предлагаем произведение итальянского композитора Арканджело Корелли.
Сарабанда – старинный испанский танец XVI – XVIIв.в. торжественно-скорбного или лирического характера в медленном плавном движении.

Музыкальный номер: А.Корелли Сарабанда

Мы плавно перешли к теме танца в музыке барокко, т.к. ни один из балов не обходился без него.
Менуэт – старинный фр. нар. танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полу пальцах.

Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века - бальный.
С XVII века широко распространился по всей Европе.

Менуэт – произведение, которое знакомо каждому начинающему музыканту.
Музыкальный номер: Е.Хундерфорд Старинный менуэт

Луиджи Боккерини известен нам благодаря своему менуэту, который имеет множество переложений. Наше трио предлагает вашему вниманию Менуэт Л.Боккерини.

Музыкальный номер: Боккерини Менуэт

Мы хотим привести пример, как перекликаются искусство слова и искусство звуков.
Поэт, представитель испанского Барокко - Лопе Феликс де Вега Карпио
(1562 – 1635)
ЛЮБОВЬ
Упасть без чувств, очнуться иступлённым,
И щедрым и скупым, покорным, властным,
Живым и мёртвым, кротким и опасным,
Предателем – и верным, непреклонным,

Не знать покоя, с милой разделенным,
Стать яростным, счастливым и несчастным,
Непостоянным, стойким, хладным, страстным,
Пресыщенным, несытым, уязвленным,

Отраву звать божественным напитком,
Забыть о пользе, гнаться за убытком,
Поверить в то, что раем ад бывает,

Закрыть глаза на ложь, на заблужденье,
Вложить всю жизнь, всю душу в наважденье –
И есть любовь: кто сам любил, тот знает.
(Пер. М. Квятковской)

Вокальный номер: Т.Альбинони Адажио

Как вы уже поняли, инструментальная, камерная музыка была основой культурной жизни эпохи Барокко. Многие важные формы классической музыки берут свои истоки в эпохе Барокко.
Барокко была эпохой, когда идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и на сегодняшний день.
Одним из великих авторов того времени был Антонио Лючио Вивальди, его творчество пришлось на конец эпохи Барокко.
Музыкальный номер: А.Вивальди – Финал из Маленькой симфонии (отрывок)
Позвольте сказать несколько слов о культуре слова Барокко для того, чтобы воссоздать колорит того времени.

Литература Барокко настаивала на свободе выражения в творчестве, для неё характерен безудержный полет фантазии. Барокко стремилось к чрезмерности во всем. Ярчайшим примером поэзии стало творчество Лафонтена.

Жан де Лафонтен – французский поэт, баснописец. На его произведениях вырос А.С.Пушкин, его басни знакомы нам с детства по переводам Ивана Андреевича Крылова. Мы хотим переключить ваше внимание от музыки к поэзии.

Басня Лафонтена
Виноградник и олень

В один несчастный день
Олень,
Благодаря густому винограду,
Нашёл себе спасенье и ограду:
Он за листвой
Его густой
Невидим был охотничьему взгляду!
Опасность минула... И вот,
Мой скот
Давай, без всякого смущенья,
Глодать кору и листву огражденья.
Поднял он шум такой,
Что все охотники толпой
Назад вернулись и Оленя
Убили из ружья без сожаленья.
«И поделом! —
Сказал безумец, умирая. —
Я оскорбил меня же спасший дом,
Его услугу забывая!»
Не забывай,
И отдавай
Тому почтенье,
В ком ты нашёл защиту и спасенье!
(Звучит музыка к танцу)
Хореографический номер: Танец Контрданс
И вновь музыка Барокко.
(выходят исполнители и занимают свои места на сцене)
Тамбурин — старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а также танец в двудольном размере и музыка к нему.
Тамбурин был известен на юге Франции около XVIII века. Обычно один и тот же исполнитель играл на флейте и аккомпанировал себе на тамбурине.
Музыкальный номер: Рамо – Тамбурин (клавесин)
Музыкальный номер: Обер - Тамбурин (скрипка)
Выбирая произведения для нашего экскурса, мы старались представить музыку эпохи Барокко самыми яркими музыкальными красками. Думаю, следующее произведение знакомо и любимо всеми.
Музыкальный номер: И.С.Бах «Шутка»

Звучит музыка (фон)
Подошёл к концу наш экскурс в эпоху славного Барокко. Благодаря музыке, поэзии, живописи, танцам мы перенеслись на пять столетий назад.
Прозвучала музыка композиторов: Перголези, Генделя, Баха, Корелли, Куперена, Альбинони, Мари, Боккерини, Рамо, Вивальди.
Исполнители – ученики классов скрипки, фортепиано, хореографии, а так же их преподаватели.

«Солтүстік Қазақстан облысының білім басқармасы» ММ
«Петропавл қаласының білім бөлімі» ММ
«№8 орта жалпы білім беретін эстетикалық тәрбие мектеп-кешені» ММ
КГУ «Управление образования Северо-Казахстанской области»
ГУ «Отдел образования города Петропавловска»
КГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания №8»

Внеклассное мероприятие
Сценарий музыкально-исторического экскурса

«Музыка эпохи Барокко»

Составитель сценария – Феофанова Л.М., преп.фортепиано,
ответственные лица и исполнители – Попова Е.В., преп. скрипки,
Котенёва И.М., преп. фортепиано.
Художественный руководитель – Фоменко Н.М.

Петропавловск, 2015г.
Категория: Искусство | Добавил: мирныйлюд | Теги: экскурс. Барокко, История, музыка
Просмотров: 59 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru