Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Кружок "Акварелька"
[ · Скриншот ] 2016-10-13, 10:48 AM
Название программы: «Акварелька»
Разработчик: КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»
Составитель программы: учитель начальных классов КГУ СОШ № 9
Чудинова О.А.
Уровень реализации: начальное образование.
Возрастной диапазон: младший школьный возраст.

Пояснительная записка
В основе модернизации образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии, именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем, ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения». Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. Данная дополнительная образовательная программа «Акварелька» может рассматриваться как программа, реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная.
Цель: развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи: научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами; развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности; воспитать интерес к изобразительному искусству ,обогатить нравственный опыт детей;
Программа «Акварелька» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Набор свободный. Состав группы - постоянный. Количество - 10-15 человек. Занятия 1 раз в неделю. Срок реализации 2 года.
Формы организаций занятий: информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
• художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
• изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
• художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.


Задачи 1 года реализации программы:
-совершенствовать полученные умения и навыки
-организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума
-обогащать нравственный опыт детей

Ожидаемые результаты:
личностные предметные метапредметные
Ориентирование в социальных ролях
Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
Развитие наблюдательности зрительной памяти.
Активное использование в речи терминов. Соблюдение последовательности выполнения работы.
Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет. Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
Участие в коллективном обсуждении

Задачи 2 года реализации программы:
-учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
-способствовать проявлению творческой индивидуальности
-раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.

Ожидаемые результаты:
личностные предметные метапредметные
Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.
Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.
Развитие художественного вкуса.
Овладение художественными терминами.

Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета. Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях, создание индивидуальных портфолио.
Отчет о реализации дополнительной образовательной программы будет представлен на школьном фестивале детских объединений.

Учебно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п Тема Кол-во часов Дата
1 Красота родной природы: «Осенний пейзаж». 1
2-3 Мозаичное панно: «Парусные лодки на реке». 2
4-5 Искусство натюрморта. 2
6-7 Творческая мастерская. 2
8 Тематическое рисование: «Моя улица», «Мой двор». 1
9-10 Рисование и лепка фигуры человека. 2
11-12 Рисование животных и птиц по представлению. 2

13-14 В гостях у сказки. 2
15-17 Составление сюжетной аппликации к народной сказке. 3
18 Рисование с натуры или по памяти современных машин. 1
19 Рисование народного праздника. 1
20-21 Тематическое рисование: «Закат солнца». 2
22 Люди труда в изобразительном искусстве. 1
23-24 Мозаичное панно: «Наурыз». 2
25-27 Орнаменты народов мира. 3
28-29 Поделки из бросового материала. 2
30-32 В гостях у мастерицы (декоративно - прикладное творчество). 3
33-34 Итоги года: искусствоведческая викторина, вернисаж. 2


2 год обучения.

№ Тема Кол-во часов Дата
1-7 «Учимся у природы» 7
8-15 «Искусство вокруг нас» 8
16-23 «Всяк мастер на свой лад» 8
24-31 Творческая мастерская 8
32-34 Вернисаж 3

Содержание программы
1 год обучения.
Тема № 1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению: обучение технике рисования простых форм листьев, веток деревьев, осенних цветов, эскиз игрушки по мотивам природных форм (машина-жук, самолёт-птица, кукла-бабочка), карнавал снежинок, рисование снеговика, кораблики на воде, изображение птиц, весенние цветы для мамы.

Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенний парк, иллюстрации к сказке «Репка», уборка урожая, богатыри, батыры, новогодний салют, космический корабль.

Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: узор в полосе и круге из растительных и геометрических форм, знакомство с элементами городецкой, хохломской росписи, украшение предметов быта, роспись кухонной доски.

Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация, моделирование: лепка фруктов и овощей, аппликация из осенних листьев (фигурки животных), сделать образ из кляксы, музыкальное оформление рисунка, слушаем музыку и рисуем, коллективный эскиз креативной елки. Поисковая работа (коллекции новогодних открыток)

Тема № 5 Вернисаж.

Форма завершения курса - организация выставок работ в конце полугодия и года, персональные выставки, создание творческого портфолио, участие в конкурсах.

2 год обучения
Тема №1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры по памяти, представлению: грибное лукошко, земляничная поляна, натюрморт из овощей и фруктов, ваза для цветов различной формы (розы, гладиолуса, фиалки),рыбки в аквариуме ,морозные узоры на стекле, веселые снеговики (несколько вариантов формы и украшения),гнездо птицы, разные формы гнезд, эскизы скворечников.

Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенний пейзаж, отлет перелетных птиц, деревянные постройки Руси, эскиз русского костюма, русские воины А. Невский, Д. Донской, рисуем космическое пространство, весенний луг.

Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: хохломские ложки, знакомство с элементами Гжели, роспись чашки, составление сложного узора в прямоугольнике, треугольнике из стилизованных форм растительного и животного мира, роспись деревянной игрушки-свистульки.

Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация ,моделирование :освоение техники в стиле квиллинга (бумагокручение) ,создание коллективного панно «Гроздья рябины» (квиллинг). Знакомство с цифровой фотокамерой, создание фоторабот. Поисковые работы (репродукции картин русских художников-портретистов). Заполнение индивидуального портфолио.

Тема № 5 Вернисаж

Форма завершения курса: выставка фоторабот, тематическое деление «Пейзаж», «Портрет», «Животные», «Мои друзья», «Мой город», «Моя школа».

Методическое обеспечение программы
№ Тема и вид занятия. Форма Приемы и методы Дидактический материал, ТСО ИКТ
1. «Учимся у природы» Рисование с натуры, по памяти, представлению Экскурсия.
Коллективное рассматривание.
Практическая работа.
Ролевая игра. Наглядные.
Словесные.
Репродуктивные.
Интегрированные (восприятие с музыкой) Сбор осенних листьев.
Стихи об осени.
Репродукции картин русских художников.
Музыкальные произведения.
Дидактические таблицы по темам.
2 «Искусство вокруг нас» Рисование на темы. Практическая работа.
Коллективно-групповая форма (панно)
Викторина.
Экскурсия Интегрированные.
( восприятие с музыкой и стихами)
Репродуктивные.
Частично-поисковый. Фотографии, слайды, теневой театр, мультимедиа литературные произведения, классическая музыка.
3.
«Всяк мастер на свой лад» декоративное рисование Активная беседа.
Технические упражнения.
Ярмарка-выставка.
Коллективно-групповые формы. Словесные.
Наглядные.
Репродуктивные.
Творческие.
Исследовательский Набор альбомов по декоративному рисованию.( Гжель, Хохлома, Городец,)
Наборы деревянных матрешек, посуды.
Музыкальные пьесы, литературные произведения.
4 Творческая мастерская Инструктаж.
Технические упражнения.
Индивидуальная, коллективно-групповая формы. Словесные наглядные
Проблемный
Поисковые работы
моделирование Музыкальный центр, книга по технике квиллинга,
цифровая фотокамера, компьютер.
5 Вернисаж Выставка. Презентация. Демонстрация просмотр Работы детей, фотоработы, мультимедиа.


Используемая литература

Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.
Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Для родителей и обучающихся.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
Категория: Искусство | Добавил: 013judin
Просмотров: 40 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru