Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

разработка урока по теме "Типы взаимоотношений между организмами" 11 класс
[ Скачать с сервера (22.7Kb) · Скачать удаленно (23 КБ) · Скриншот ] 2017-03-16, 7:46 PM
Учитель биологии высшей категории Мажара Елена Геннадьевна.
Разработка урока биологии 11 класс.
Тема: Типы взаимоотношений между организмами.
Цель урока: знать типы взаимоотношений между организмами; уметь называть такие взаимоотношения, как паразитизм, комменсализм, хищничество, конкуренция, аменсализм, симбиоз; доказывать на примерах типы взаимоотношений.
Тип урока: изучение нового материала.
Приемы:
на развитие информационной компетенции ( заполнение таблицы);
на развитие коммуникативной компетенции ( ромашка Блума, сундук с сокровищами, работа в группах, оратор, задачи на соответствие);
на развитие компетенции бытовой ориентировки ( шапка вопросов, сюрприз, решение практических задач).
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья и травки.
Прожить без соседей — увы! – невозможно,
Иных обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде!
Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи? Да нужны! Эта тема рассматривалась вами уже неоднократно, начиная с уроков окружающего мира и природоведения и заканчивая уроками общей биологии в 9 классе, поэтому, основная цель урока: закрепить и углубить знания о многообразии типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.
II. Изучение нового материала.
Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют. Как называются связи между разными организмами? ( биотическими).
1. Работа в парах: «Оратор» - за 1 минуту убедите своего собеседника, что изучение данной темы просто необходимо. Теперь скажите соседи, вас убедили? Итак, продолжим.
2. А теперь я предлагаю вам «Сундук с сокровищами», что можно туда положить? Правильно знания: запишите на карточках взаимоотношения организмов, уже известные вам и положите в сундук.

Подобно большинству биологических категорий, взаимоотношения не являются понятиями с абсолютно четкими границами, поэтому не существует и общепринятой их единой классификации. У вас на столах данная классификация, с которой мы будем работать. Данная классификация строится по принципу влияния, которое оказывают одни организмы на другие в процессе взаимных контактов: + - положительное, - отрицательное, 0 – нейтральное. Составьте все возможные комбинации:
00 – нейтральные
- - – взаимовредные
- 0 – вреднонейтральные
++ – взаимополезные
+0 – полезнонейтральные
+- – полезновредные
3. А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений. По ходу урока вы заполните таблицу, а поможет вам карточка с примерами отношений организмов в природе: ( на партах).
Задание: заполните вторую колонку в таблице
Вид взаимоотношений Обозначение по классификации Примеры
Нейтрализм 00, не формируют значимых форм воздействий. Синицы - полевые мыши
Волк – дождевой червь, белки и лоси
Аменсализм - 0, для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы корни осины тормозят рост дуба; дуб угнетает чернику,
пенницилл не дает развиваться бактериям, светолюбивые травы под елью
Конкуренция - - тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. заяц – беляк и заяц – русак, пшеница – бодяк полевой,
Внутривидовая конкуренция - - борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида. Много дуба, за жилища, пищу
Межвидовая конкуренция - - отрицательные отношения между двумя видами. Щука и окунь, волк и лисица
Симбиоз + + сожительство ( от греческого "син" – вместе, "биос" – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого. Тля и муравей

Протокооперация + + совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них. рак-отшельник и актиния, рыбы – чистильщики и мерены
Мутуализм + + оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Термиты и жгутиковые, Микориза на корнях деревьев, Гриб и водоросль (лишайники), береза – подберезовик, горох – клубеньковые азотфиксирующие бактерии,
Комменсализм + 0 тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду. Растения-эпифиты на стволах деревьев,
Сотрапезничество + 0 потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса. взаимоотношения копытных и сурков, Бабочка и гусеница на одном растении,
Нахлебничество + 0 один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда Львы и гиены, Акула и рыба прилипала,
Квартиранство + 0 использование одними видами других (их тел, жилищ) в качестве жилища или укрытия моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги, растения-эпифиты на стволах деревьев,
Хищничество + - способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных. Божья коровка и тля, Чесоточный клещ и человек, Заяц и трава, цапля – лягушка, росянка – муха, амеба –водные бактерии, муравьиный лев – муравей
Паразитизм + - отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания. чесоточный клещ и человек, жук -наездник –и яйца капустной белянки, человек – аскарида,
4. Проверка.
5. Заполнение третьей графы. Из предложенного списка взаимоотношений выберите и заполните те, которые вам уже знакомы.
Синицы и жук –короед, белки - полевые мыши, лоси и волки, волк и дождевой червь, комар и береза, ель и сосна, светолюбивые травы и ель, рак-отшельник и актиния, дуб и черника, божья коровка и тля, чесоточный клещ и человек, гриб и водоросль (лишайники), термиты и жгутиковые, тля и муравей, микориза на корнях деревьев, заяц и трава, растения-эпифиты на стволах деревьев, львы и гиены, акула и рыба прилипала, бабочка и гусеница на одном растении, много дуба, лисы за нору, волки за пищу, моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги, клубеньковые бактерии на корнях бобовых, светолюбивые травы под елью, заяц – беляк и заяц – русак, пшеница – бодяк полевой, человек – аскарида, жук -наездник –и яйца капустной белянки, смородина – тля, береза – подберезовик, горох – клубеньковые азотфиксирующие бактерии, цапля – лягушка, росянка – муха, амеба –водные бактерии, муравьиный лев – муравей.
6. Работа с новыми терминами. Работа в группах.
Задание группе № 1.
Стимул: тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия. При клинических испытаниях пенициллина было выявлено, что при его применении увеличилось число грибковых заболеваний, поскольку в естественных условиях развитие грибов сдерживается присутствием бактерий.
Задача: О каких взаимоотношениях идет речь? Из предложенного списка выберите нейтральные отношения живых организмов и впишите в таблицу: (нейтрализм)

Задание группе №2.
Стимул: для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы. По классификации «- 0»
Задача: О каких взаимоотношениях идет речь? Выберите из списка данный тип взаимоотношений и заполните в таблицу. ( аменсализм)

Задание группе № 3.
Стимул: тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.
Задача: О каких взаимоотношениях идет речь? Выберите из списка данный тип взаимоотношений и заполните в таблицу. (комменсализм)

7. Проверяем, выступление каждой группы, остальные записывают себе в таблицу.

8. Решение практических задач.( работа в группах)
Задача 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?
Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.
Задача 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
Ответ: папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий.
Задача 3. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

9. Закрепление:
Ромашка Блума:
1. Простой вопрос: Что такое биотические факторы?
2. Уточняющий вопрос: Верно ли утверждение, что к биотическим факторам среды относится свет, температура, влажность, деятельность человека?
3. Объясняющий вопрос: Почему растения в лесу растут ярусами?
4. Оценочный вопрос: Чем протокооперация отличается от мутуализма?
5. Практический вопрос: Постройте возможные отношения между живыми организмами из предложенных компонентов.
6. .Творческий вопрос: Что бы произошло, если бы на планете исчезли все растения?

10. Рефлексия: «Сундук с сокровищами», положите те знания, которые вы получили на уроке.
11. «Шкатулка вопросов»: ( пишутся на карточках разного цвета)
1) (желтые карточки) вопросы репродукции знаний по данной теме со слов: Когда? Сколько? Кто? Что? Почему? Как?
2) (розовые карточки) Вопросы со слов Я считаю, что…?, А как ты думаешь….?, Как ты считаешь…..?
3) ( оранжевые карточки) Вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить или который интересует вас больше всего.

12. Домашнее задание: творческое: найти ответ на интересующий вопрос и сделать сообщение.
Категория: Биология | Добавил: elena6908 | Теги: паразитизм, Симбиоз, сожительство
Просмотров: 123 | Загрузок: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-06-26, 6:36 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [178]
Педагогика [302]
Математика [823]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [538]
Русский язык и литература [723]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [17]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1949]
Мой Казахстан [250]
Технология [138]
Самопознание [180]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [585]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru